• 27 июля 2019, 09:00

    Поход гаганавтов: как Индия пробивает свой путь к звездам

    Небесные колесницы и летающие дворцы индийских Вед через тысячи лет обрели стальную плоть в виде ракет, зондов и роботов. Как «женщина-ракета» воплотила древнюю мечту своего народа и скоро ли йоги будут медитировать на марсианских просторах — читайте в материале «360».
    Поход гаганавтов: как Индия пробивает свой путь к звездам

    7500 зрителей, шумное скандирование, размахивание национальными флагами и наконец всеобщий восторженный выдох — одновременно на больших экранах и в небе ярко вспыхнуло ракетное пламя. Время: 22 июля 2019 года. Место действия: открытая арена на острове Шрихарикота.

    Поводом собраться стало вовсе не болливудское шоу или спортивный праздник, но желание воочию увидеть серьезный научный прорыв. На этой неделе Индии, наконец, удалось запустить со своего единственного космодрома ракету-носитель, которая толкает в сторону Луны автоматическую станцию «Чандраян-2».

    Эта миссия должна поставить нескольких рекордов. Впервые, рукотворный объект окажется на южном полюсе Земли и колеса лунохода оставят следы там, где раньше не ступала нога астронавтов или стальная конечность робототехники. Впервые будет опробована мягкая посадка аппарата на Луну и другие технологии освоения внеземного пространства, разработанные индийскими инженерами.

    Поход гаганавтов: как Индия пробивает свой путь к звездам | Изображение 1
    Источник фото: WDGraham

    Сама Индия получит право войти в один из самых закрытых клубов в истории — только СССР, США и КНР хотя бы ненадолго включали в сферу своего влияния инопланетную территорию и поднимали свои флаги так далеко от Земли. Но главное, сбудется почти 4000-летняя мечта индийского народа о покорении небесных чертогов.

    Хинди руси бхай бхай

    Короткое дождливое лето 2019 года оказалось неожиданно плодовитым на важные события в области изучения космоса. В начале июля крупнейшие космические агентства поздравляли Японию, чей зонд «Хаябуса-2» успешно выполнил поставленную задачу на астероиде за 300 миллионов километров от Земли. На этой неделе поздравления сыпятся уже на Индийскую организацию космических исследований (ISRO).

    В области колонизации Солнечной системы Индия еще более «темная лошадка», чем страна восходящего солнца. Еще недавно считалось, что ей не дано войти в состав космических сверхдержав, самостоятельно запускающих ракеты-носители и способных накопить ресурсы для строительства орбитальных станций и внеземных форпостов.

    Одно из самых густонаселенных государств на Земле длительное время также было одним из самых бедных. Борьба с трущобами, нехваткой чистой воды и вспышками кровавых межрелигиозных распрей неизбежно отвлекали Нью-Дели от развития глобальных инновационных проектов.

    При этом в Индии есть традиционно сильная научная школа, а местные специалисты хоть и могут быть объектами для шуток и мемов в интернете, давно добились международного признания. Достаточно привести один пример — нынешний глава Google Сундар Пичаи получил свой первый диплом в Индийском технологическом институте.

    Местные физики проводили эксперименты по изучению безвоздушного пространства с помощью радиоволн еще 100 лет назад, в эпоху британского правления. Пройдет полвека, и независимая Индия начнет мостить свою дорожку в космос — в этом году национальное космическое агентство празднует 50-летний юбилей. Оно было основано 15 августа 1969 года.

    Первые шаги на этой стезе все-таки были сделаны благодаря иностранной, точнее советской, поддержке. Знаменитый лозунг «индийцы и русские — братья» (хинди руси бхай бхай) не был пустым обещанием — Москва активно помогала своим друзьям из Южной Азии. Первый спроектированный в Индии спутник «Ариабхата» отправился на околоземную орбиту весной 1975 года, куда его доставила советская ракета.

    Пока что единственный индийский астронавт, майор ВВС Ракеш Шарма был «подброшен» до орбиты космолетом «Союз Т-11», где его напарниками, в числе прочих, стали заслуженные исследователи звездных далей, космонавты Юрий Малышев и Георгий Гречко. За успешное выполнение задания в составе международного экипажа Шарма получил звание Героя Советского Союза. В историю вошел его ответ на вопрос премьер-министр Индиры Ганди, как выглядит Индия из космоса: «Лучше всех в мире».

    Поход гаганавтов: как Индия пробивает свой путь к звездам | Изображение 2
    Источник фото: GODL India

    Даже после распада СССР сотрудничество между нашими странами осталось на высоком уровне. Сегодня индийцы упорно строят самостоятельную космическую отрасль: они уже обзавелись своими ракетами, ведут разработку транспортного космолета нового поколения и реализуют программу пилотируемых полетов. Но двигатели для своих «космических скакунов», по старой памяти, намерены закупать в России.

    Конечно, тут дело не в братских чувствах, а в трезвом расчете, ведь даже американцы продолжают использовать ракетные двигатели с клеймом Made in Russia. В некоторых случаях они просто незаменимы и абсолютно реальны, в отличии от чудесных технологий, описанных в Ведах.

    Вимана и гаганавты

    Да-да, мы не ошиблись — в древнейших текстах индуизма есть описания, напоминающие о самолетах, ракетах и космических кораблях. Первые из них были записаны в XVI веке до нашей эры, а возникли еще раньше. Так что индийский народ грезит полетами уже почти 4000 лет.

    Самый известный из «звездолетов» священных историй называется вимана. Это либо парящий дворец, либо колесница, способная стремительно поднять в небо своего владельца. Случаи использования такой небесной колесницы упоминаются в Ригведе, Махабхарате и других священных книгах. Сияющая, словно Солнце или звезды, и способная донести ездока в любую точку земли и неба, вимана была главным транспортом великих царей и божественных созданий.

    Согласно одной из версий, это волшебное устройство управлялось с помощью телепатических приказов. «Смотри, небесная колесница летит то по тропе богов, то по стране облаков, то в выси, где реют птицы. И в движении своем она, поистине, повинуется велениям моей мысли», — так звучит строка из поэмы древнеиндийского драматурга Калидасы.

    Описания двигавшихся по воздуху кораблей встречаются не только у индийцев. Однако они настолько красочны и убедительны, что заставили многих уфологов поверить в то, что за мифическими образами скрываются описания реальных событий: например, битвы древней высокоразвитой цивилизацией с инопланетянами или какой-то другой страшной угрозы.

    Некоторые индийские ученые с удовольствием поддерживали такие льстящие национальному самолюбию легенды. Допустим, видный историк и археолог Вишнампет Дикшитар смело утверждал, что виманы существовали на самом деле и являются первым вкладом Индии в развитие аэронавтики.

    Увы, но раскопать летающий дворец или хотя бы небольшую небесную колесницу пока не удалось — они существуют только на иллюстрациях древних эпосов. Зато они с детства привили многим индийцам интерес к авиации и полетам в космос.

    Поход гаганавтов: как Индия пробивает свой путь к звездам | Изображение 3
    Источник фото: Public Domain

    Это заметно хотя бы по местному названию космонавтов — виоманавты. Благозвучное название от санскритского слова, обозначающего пространство, сменило гораздо более курьезное. Еще недавно местных покорителей галактик называли гаганавты. Леди Гага тут совершенно ни при чем — просто именно так на санскрит переводятся «небеса».

    Рокетвумен и «Аватар»

    «Чандраян-2» не случился за один день — Индия шла к этому пока еще промежуточному успеху более 10 лет. Программа по изучению лунной поверхности стала возможна благодаря солидарным усилиям многих конструкторов, инженеров и ученых, среди которых выделяется «Женщина-ракета» — такое прозвище получила выдающийся аэрокосмический инженер Риту Каридхал.

    В 2013 году она сыграла ключевую роль в удачном завершении марсианской миссии: автоматическая исследовательская станция «Мангальян» стала первым космическим аппаратом Индии, отправленным на орбиту другой планеты. Тогда был поставлен целый ряд рекордов, один из которых особо важен — стоимость проекта составила лишь около 74 миллионов долларов. Это сама дешевая межпланетная миссия из числа завершенных в истории.

    Похоже, Рокетвумен остается верной своим принципам — многоэтапная подготовка и запуск ракеты на Луну обошлись менее чем в 150 миллионов долларов. Кстати, бюджет ISRO, несмотря на значительный рост в последнюю декаду, не превышает полутора миллиарда долларов. Эта сумма, по крайней мере, в 15 раз меньше денег, выделяемых на космическую гонку Белым домом. Однако их хватает и на разработку новых спутников, следующего поколения ракет-носителей и перспективного многоразового космолета с говорящим названием «Аватар». Название взято, естественно, не в честь голливудского блокбастера, а из индийской мифологии и означает вознесение божества с Земли на небеса.

    Поход гаганавтов: как Индия пробивает свой путь к звездам | Изображение 4
    Источник фото: GODL India

    Дешевизна местных технологий и солидный уровень научной мысли пока два главных козыря Индии в амбициозной задаче по созданию собственной транспортного маршрута «Земля - Солнечная система». С 2011 года даже США отправили на покой свои «Шаттлы» и целиком и полностью полагаются на российские «Союзы».

    Планы по созданию пилотируемых космических кораблей лелеют сразу несколько стран и частных корпораций. Миллиардер Илон Маск обещал отправить первых пассажиров на Марс в середине следующей декады. Нью-Дели пошло дальше и рассчитывает всего за три года подготовить «Аватар» и экипаж виомонавтов для первого орбитального полета. Причем перед отправкой людей будут проведены два тестовых запуска — место пилотов займут роботы-андроиды.

    В случае успеха индийцы намерены к 2030 году построить и запустить собственную орбитальную станцию, а также отправить очередной исследовательский зонд — теперь к Венере. Если в последнее верится легко, то идея создать новую околоземную базу звучит слишком уж по-наполеоновски. Впрочем, энтузиазма и веры в собственные силы индийцам не занимать — многие из них искренне считают, что их задача не победить в космической гонке с Россией, США и КНР, а возродить традиции предков, летавших над Землей на небесных колесницах или же бестелесно — покидая тело во время медитации.

    Среди зрителей, собравшихся понаблюдать за взлетом «Чандраяна-2», были и духовные лица. Особенно выделялся седобородый Садхгуру — широко известный за пределами родной страны йог и мистик. Он назвал запуск «феноменальным достижением и предметом гордости для нашей нации».

    Высокая похвала, но для начала хорошо бы без происшествий долететь до Луны. Тогда Индия сможет претендовать хотя бы на обложку журнала Time, где фигуры рвущихся заграбастать главный спутник Земли космонавтов последний раз, были отмечены флагами США и КНР.