• 25 июля 2019, 15:25

    Граффити под надзором Церкви. Нужны ли рамки уличным художникам

    К шумихе вокруг рисунка Покраса Лампаса добавилась очередная волна обсуждений — екатеринбургские коммунальщики уничтожили граффити с патриархом Кириллом в рясе из долларов. В итоге представителям церкви предложили следить за художниками.
    Граффити под надзором Церкви. Нужны ли рамки уличным художникам

    В Екатеринбурге организатор фестиваля современного искусства «Стенограффия» Евгений Фатеев предложил представителям церкви присоединиться в оргкомитету мероприятия. Произошло это из-за критики согласованного с властями граффити «Супрематический крест» художника Покраса Лампаса. Православную общественность возмутило, что священный символ будут топтать ногами.

    19 июля рисунок начали закатывать в асфальт. Но из-за внимания прессы работы остановили, и Лампас пообещал восстановить граффити. А вот работе местного художника Rino Ink повезло меньше. Автор изобразил патриарха Кирилла в рясе из долларов. Рисунок провисел около недели, затем его уничтожили коммунальщики.

    Без крайности в крайность

    Художник и искусствовед Александр Таиров уверен, что любые крайности, будь то попрание духовных ценностей или запреты искусства, недопустимы. Воспевать вседозволенность так же плохо, как подвергать абсолютно все цензуре.

    «Я не приветствую никакую крайность. Будучи причастным к миру искусства, очень трепетно отношусь к нашей культуре, истории. Я бы хотел найти какой-то баланс и опираться на традиции. Вмешательство в дела искусства недопустимо. Но это тоже крайность. Церковь — хранительница духовных скреп, и если полностью ее исключить, никаких сдерживающих основ не будет», — заключил он.

    Искусство без цензуры

    Художник Покрас Лампас считает, что в каждой сфере есть зоны ответственности и компетенции. В вопросах искусства, например, компетентны представители сферы культуры. Вообще же, по его мнению, искусство — это возможность самовыражаться и познавать мир. И любое вмешательство недопустимо.

    «Искусство, которое проходит любую цензуру, уже не воспринимается нами адекватно. Вмешиваться в любой вопрос нужно для какого-то конструктивного результата. А дальше встает вопрос компетентности: кто должен вмешаться, чтобы результат был конструктивен», — сказал художник.

    Появляясь в городской среде, граффити проходят через разные инстанции. От согласования зависит, как долго рисунок, скульптура или инсталляция просуществует. Станет ли она шумной провокацией и затем быстро исчезнет или надолго украсит город.

    «Пока мое решение с командой фестиваля: после восстановления моей работы собрать круглый стол <…> Собрать тех, кому интересна эта тема, и все обсудить», — сказал художник.

    Оскорбление чувств верующих?

    Протоиерей Дмитрий Смирнов считает граффити вроде тех, что появились в Екатеринбурге, недопустимыми. По его мнению, художники захотели привлечь к себе внимание прессы, и у них это получилось. Введение некоего подобия цензуры и ограничение свободы творчества уличных художников Смирнов считает необходимым для того, чтобы отсечь тех, кто профанирует само занятие искусством.

    «Чем гаже задумка, тем скорее прославишься. Разумеется, это оскорбление чувств верующих. Если человек не знает сути и делает это без благоговения, то, по сути, он делает какую-то насмешку. И верующие люди, столкнувшись с этим, конечно, возмущаются», — добавил он.

    Протоиерей Всеволод Чаплин напомнил, что нарисованный крест не случайно содержал церковнославянские буквы. То есть апеллировал к священному, которое предлагалось попирать ногами. Поэтому в данной ситуации Чаплин не понимает, почему местная епархия стала «расшаркиваться» перед художником.

    «Сочетание патриарха Кирилла со знаком доллара, это, конечно, тоже политическая акция. Я критикую его святейшество за многое, но не считаю, что можно над ним так издеваться», — добавил протоиерей.

    Чаплин выразил уверенность, что нравственной оценке должно подвергаться творчество любых деятелей, в том числе художников. Есть нормы права, регламентирующие то, чего в публичном пространстве быть не должно. И осквернение почитаемых верующими предметов в уличном пространстве недопустимо, считает он.