Россияне останутся без импортного алкоголя: прогнозы | 360°

22 сентября 2022, 15:10

«Сухой закон» от ЕС и США. Санкции убирают с российских прилавков импортный алкоголь

Аналитик Дробиз: российские производители алкоголя не смогут заменить импортные бренды

Читать 360 в

Иностранные алкогольные бренды постепенно покидают Россию. Заменить элитное спиртное пока нечем — для своего производства вин и игристого не хватает сырья, а ром и джин должны несколько лет настаиваться в бочках, прежде чем попадут к потребителю.

Импортный алкоголь уходит из России

Ассортимент импортного алкоголя в стране стремительно уменьшается. Только за минувшее лето выбор иностранных спиртных напитков сократился на 40%, а кое-где — даже на 95%. Санкции перекрыли поставки из США, Евросоюз пока ограничил ввоз алкоголя дороже 300 евро за бутылку.

Реклама

Ушли с российского рынка игристые вина региона Шампань, начали на 70% меньше ввозить виски, на 60% упал импорт французских коньяков и импортного пива. При этом закупочные цены на зарубежное спиртное предсказуемо выросли, в некоторых позициях рост дошел до 70%.

Министерство промышленности и торговли предлагало включить иностранный алкоголь в число товаров, которые разрешат ввозить без предварительного получения согласия правообладателя. Параллельным импортом хотели ввозить виски, коньяк, игристое вино и шампанское известных брендов. Однако инициативу еще не поддержали.

Фото freepik.com
Фото freepik.com

Умные и богатые запаслись алкоголем заранее

Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз заверил «360», что снижение объема спиртного дорогих марок едва ли вызовет бешеный спрос на настойки вроде боярышника в аптеках. Те, кто пил элитные дорогие напитки, на суррогат смотреть не станут.

«Импортный алкоголь подходит для определенных категорий населения в России. Первые — потребители супердорогих марок вроде тех же Hennessy, Veuve Clicquot или Jack Daniels. Таких россиян, возможно, 10%: самые предприимчивые, хитрые, богатые и шустрые. Уверен, они уже сами разобрались с этой проблемой», — сказал эксперт.

Десять дней назад Минфин объявил, что никакого параллельного импорта спиртного не будет, напомнил Дробиз. Поэтому любители дорогих брендов наверняка уже закупили хотя бы по ящику любимого напитка. Те, кто этого не сделал, либо запаслись ранее, либо нашли другие каналы, либо были уверены, что ведомство изменит решение.

Дробиз отметил, что многие надеются на систему Duty Free. Дорогой алкоголь заместить фактически нечем, потому что он брендовый. У него существуют аналоги по качеству, однако они производятся под другой торговой маркой. Так что для потребителей это уже совсем другая продукция — «не пижонская и не престижная».

«Думаю, в ближайшее время мы вообще прекратим получать любой европейский и американский алкоголь. Ситуация с санкциями затягивается, дальше они будут только развиваться, и в ближайшее время страны Евросоюза и США нанесут удар по всей алкогольной продукции. Это вполне укладывается в логику их действий», — сказал эксперт.

Он пояснил, что хотя Россия — большая страна, она не считается привлекательным рынком для брендов импортного алкоголя, так как для россиян он дорог. Позволить себе сменить название и «русифицироваться», как та же Coca-Cola, алкобренды не могут.

На алкогольном рынке так не получится: Veuve Clicquot не заменить какой-нибудь «мадам Бовари». В продвижение конкретного бренда вложены миллиарды долларов, чтобы заставить потребителя пить именно его. Это изысканная, дорогая продукция, которая отделяет своего потребителя от всей прочей массы населения

Вадим Дробиз

руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя.

Человек найдет возможность выпить

Еще одна группа потребителей импортного алкоголя относится к среднему классу, добавил Дробиз. Эти люди предпочитают не такие «мощные» бренды и марки поскромнее. В этом сегменте проще заменить одну продукцию другой в рамках географии — например, на смену европейскому вину поставить латиноамериканское.

«С дешевой импортной продукцией еще проще — главное, чтобы цена устраивала и было написано „Made in какая-то страна“. Так что дефицит, конечно, будет, он ожидаем. Другое дело, что есть понятие дефицита объемного, а есть понятие дефицита брендового. Будет прежде всего последний», — сказал эксперт.

Он пояснил, что приучить потребителей, особенно состоятельных, к другим торговым маркам — процесс длительный и дорогостоящий. В среднем классе заменить один бренд на другой уже проще. В любом случае желающие выпить точно не останутся трезвыми лишь потому, что в магазине не будет их любимого сорта виски, коньяка или вина из провинции Шампань.

«Каждый потребитель разберется сам с этой проблемой», — заверил Дробиз.

Freepik.com
Freepik.com

Российские ром и джин «созреют» нескоро

При этом оснований для повышения цен на оставшийся импортный алкоголь нет — это бессмысленно, если не существует никакого дополнительного спроса. А его в магазинах не возникло, подчеркнул Дробиз. Даже после известий о том, что параллельного импорта спиртного не будет. Нет его и сейчас.

«Конечно, останутся армянский и грузинский коньяки. Виски выпускают 25 стран, по крайней мере индийские ром и джин тоже должны быть. Сейчас ищут какую-то замену, хотя пока это незаметно на полках магазинов. Того, что там осталось, хватит до Нового года, а дальше видно будет», — уточнил собеседник «360».

Отечественный производитель алкоголя не сможет прикрыть брешь после ухода иностранных компаний, считает Дробиз. Например, для винодельческой продукции в России нет такого объема винограда. Хотя российское спиртное не уступает по качеству зарубежному.

«Что касается виски, рома, джина и текилы, практически все они производились в России из импортного сырья. Сейчас строят заводы полного цикла, однако их продукция появится года через три, потому что она должна хотя бы этот минимальный срок „отлежаться“ в бочках», — подытожил он.

Реклама

Реклама