Экстремизм или «исследование языковой реальности»: чем рэперы Замай и Гнойный привлекли внимание прокуратуры? | 360°

12 октября 2018, 05:10

Экстремизм или «исследование языковой реальности»: чем рэперы Замай и Гнойный привлекли внимание прокуратуры?

Читать 360 в

Сотрудники Московской прокуратуры проанализируют тексты рэп-исполнителей Хана Замая и Гнойного. Подавший жалобу человек возмущен найденными в текстах их произведений неонацистскими и антисемитскими высказываниями.

На Telegram-канале «Правозащита Открытки» появились слова адвоката правозащиты «Открытой России» Павла Ясмана, который представляет интересы исполнителей. Он заявил, что проверку будут осуществлять не только сотрудники прокуратуры, но и лингвисты, а также сотрудники Центра «Э» (Главного управления по противодействию экстремизму МВД России). Предположительно, на проверку было направлено около двух десятков текстов, в числе которых и композиция Гнойного «Владимир Путин».

Реклама

Если претензии обратившегося с жалобой будут иметь под собой основание, то есть в текстах обнаружатся антисемитские и неонацистские высказывания, то может быть возбуждено дело об административном правонарушении.

Другим вариантом развития событий после окончания прокурорской проверки может стать уголовное преследование согласно статье 37 Уголовно-процессуального кодекса России. Не исключено, что прокуратура направит документы в суд с требованием признать песни экстремистскими.

«Если тексты песен будут изучаться с учетом контекста творчества исполнителей, то проверка ничего не должна выявить», — убежден адвокат.

На творчество рэперов пожаловался житель Санкт-Петербурга по фамилии Залимханов. Он узнал о запланированных на ноябрь выступлениях Хана Замая и Гнойного в своем городе и обратился в администрацию одного из районов города на Неве. Возможно, свое заявление Залимханов направил и в Москву, так как столичная прокуратура тоже начала проверку.

В документальном обращении жалобщик процитировал несколько текстов рэп-исполнителей и потребовал разобраться, почему придерживающимся «явных антисемитских и пронеонацистских позиций» музыкантам предоставляют площадки для выступлений.

Один из концертов осенних гастролей должен был пройти в клубе ZAL Санкт-Петербурга. К его директору обратилась администрация Адмиралтейского района и потребовала «принять меры по урегулированию сложившейся ситуации».

Чиновники сослались на статью 282 Уголовного кодекса («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). К организаторам концертов в обеих столицах поступало и еще одно обращение. По телефону человек представлялся сотрудником прокуратуры города Москвы. Он просил отправить ему список треков, которые рэперы планируют исполнять в рамках концертов осеннего тура.

Наше творчество — это исследование языковой реальности во всех ее проявлениях. Нам абсолютно чужды любые предрассудки, связанные с национальностями

Исполнитель заявил, что считает неправильным «выискивать оскорбительные вещи в творчестве», и высказал надежду, что претензии были предъявлены двум конкретным представителям рэп-культуры и они не были попыткой «найти у каждого рэпера неудобные кому-то строчки».

Замай ответил, что даже те тексты, которые находятся на проверке у сотрудников прокуратуры и Центра «Э», он будет продолжать исполнять. Если бы он отказался от этого, то признал, «что в них что-то есть».

«В наших песнях нет и никогда не было оскорблений», — привел слова рэп-исполнителя Telegram-канал «МБХ Медиа».

Кто такой Замай?

Андрей Андреевич Замай, более известный как Хан Замай, родился 9 ноября 1986 года в киргизском городе Бишкеке. Отец его воспитанием не занимался, так как оставил семью. Андрей жил с матерью, учился в школе, где одним из основных предметов являлся английский.

В возрасте 15 лет юноша стал интересоваться рэп-культурой, изучая ее по творчеству Jay-Z и Nas. Замай получил высшее образование по специальности «инженер микроэлектроники» в Киргизском национальном университете. Но слишком прилежным студентом он не был: вместо занятий он работал грузчиком. В 2010 году Андрей Замай перебрался в Санкт-Петербург. Сначала работал курьером, затем фотографом, а потом занимал должность в PR-агентстве.

Началом своей творческой деятельности Замай называет 2003 год. Он под псевдонимом STRiKE участвовал в независимых онлайн-батлах, но широкого признания не получил. Позднее он выпустил свой первый микстейп «На скамейках пацанам», содержащий 18 композиций, одна из которых стала основой для музыкального клипа.

В одном из онлайн-батлов Замай встретился с Гнойным. Впоследствии рэперы объединились и выступили в составе большой команды андеграунд-исполнителей на концерте группы «Ленина Пакет». Считается, что сценический псевдоним Хан Замай своему другу придумал Гнойный во время записи альбома Rep Gad.

Выйти на реальную, а не виртуальную сцену, Замай решился только в 2016 году. Тогда он принял участие в батле «Лиги Гнойного» против МЦ Медвежи.

Хан Замай выпустил четыре студийных альбома. На диске «На развалинах империи» (2009 год) и Myrapholybible (2010 год) он указан как STRiKE. В «Русском альбоме» 2015 года — как Zamay, в альбоме «Из замка в замок» 2017 года — как Замай. Он является автором и исполнителем треков в девяти мини-альбомах, а также шести микстейпов, последние из которых выпущены совместно со Слава КПСС.

Человек с тысячью имен

Слава КПСС, он же рэпер Гнойный, он же Соня Мармеладова, он же Бутер Бродский, он же Валентин Дядька, он же Вячеслав Карелин. Другие псевдонимы Вячеслава Валерьевича Машнова менее известны.

Он родился 9 мая 1990 года в Хабаровске. В школьные годы увлекался рисованием и даже создавал мультфильмы на заказ. Позднее он зарабатывал продажей компакт-дисков с психологическими тестами, работал в аквапарке и нескольких сотовых компаниях. Окончил Хабаровский институт информационных коммуникаций.

Считается, что рэпом Машнов заинтересовался в 2012 году, а до этого его больше увлекали панк и идеи анархизма. Однако переломным моментом в мировосприятии стало знакомство с творчеством Саши Скула, а именно с его сатирическим рэп-проектом «Бухенвальд Флава», в котором экстраполировалась ультраправая идеология.

Позднее стало известно, что некоторых рэп-исполнителей Слава слушал еще с 2005 года: «Каста», «Многоточие», Noize MC, Смоки Мо и других. Интересовался он и русским роком («Звуки Му», «Алиса», «ДДТ», «Агата Кристи»).

В 2013 году он впервые принял участие в батле в рамках лиги Slovo SPB. В 2014 году, уже под именем Гнойный, он становится финалистом, а затем и победителем батл-лиги. Популярность настигла рэпера после участия в фестивале SlovoFest в Анапе, где его противником был московский исполнитель Nongratta. В 2016 году Гнойный подписывает контракт с лейблом «Ренессанс», под которым и появилось творческое объединение рэперов «Антихайп».

Гнойный выпустил три студийных и один мини-альбом, а также десяток микстейпов. В настоящее время он считается одним из самых сильных батл-рэперов, которые читают на русском языке.

Слава КПСС враждует с Jubilee и Redo, не слишком хорошо отзывается об Oxxxymiron. Он считает, что занимается «узко субкультурным рэпом с кучей внутренних приколов».

Рэпер Слава Гнойный отрицает мировую культуру и буквально выворачивает наизнанку общепринятые понятия. Он соединяет массовую и высокую культуру. Тексты изобилуют ненормативной лексикой.

Испанский опыт

Внимание сотрудников правоохранительных органов привлекают рэперы не только в России. Испанский исполнитель хип-хопа Хосеп Микель Аренас Бельтран, более известный как Valtonyc, был приговорен к 3,5 года тюрьмы. Суд установил, что в его композициях содержались прославление терроризма, унижение жертв терактов, а также прямые угрозы членам королевской семьи и политикам.

Приговор был вынесен еще в 2017 году, но реальный срок заключения начался только в конце зимы 2018-го, так как Valtonyc пытался обжаловать решение Национальной судебной палаты. Впрочем, и Верховный суд Испании увидел в текстах рэпера указанные в материалах дела нарушения закона.

Представители закона посчитали, что Valtonyc поддерживает баскскую террористическую организацию ЭТА и «Группу патриотического антифашистского сопротивления первого октября» (GRAPO). Адвокат рэпера настаивал, что его подзащитный всего лишь реализует в своем творчестве демократический принцип свободы слова. По его словам, суд нарушил права Valtonyc, так как «язык рэпа провокационный, аллегорический и символический».

Реклама

Реклама