04 июля 2019, 20:53
Злоупотребил миллиардами. Главное о деле против экс‐главы «Автодора» Сергея Кельбаха
Уголовное дело о злоупотреблении полномочиями завели на экс-главу «Автодора» Сергея Кельбаха. Следствие считает, что его деятельность при строительстве ЦКАД причинили ущерб на два миллиарда рублей. Между тем еще с 2015 года Счетная палата предупреждала, что возглавляемая Кельбахом компания неэффективно тратит деньги.
Множество нарушений при заключении госконтрактов во время строительстве ЦКАД выявили во время совместной проверки сотрудники Генпрокуратуры и Счетной палаты, рассказал генпрокурор РФ Юрий Чайка. В связи с этим против экс-руководителя «Автодора» возбудили уголовное дело.
Реклама
«Большой объем нарушений был выявлен в ходе проверки реализации инфраструктурного проекта „Центральная кольцевая автомобильная дорога“ в Московской области. По ее результатам в отношении председателя правления госкомпании „Автодор“ за злоупотребление полномочиями возбуждено уголовное дело», — цитирует его слова ТАСС.
Генпрокурор не назвал имя фигуранта дела. Строительство ЦКАД началось, когда «Автодором» руководил Сергей Кельбах. На этот пост его назначили в декабре 2011 года. 5 февраля 2019-го премьер-министр Дмитрий Медведев отправил Кельбаха в отставку. Сейчас он занимает пост советника гендиректора РЖД. А госкомпанию возглавил Вячеслав Петушенко. В самом «Автодоре» агентству подтвердили, что получают запросы ведомства о деятельности Кельбаха в компании.
«Мы подтверждаем, что из Генпрокуратуры поступают запросы по уголовному делу, связанному с бывшим председателем правления госкомпании», — сообщили в пресс-службе.
В беседе с радиостанцией «Говорит Москва» Кельбах заявил, что не знает об уголовном деле. «Я не знаю. Я не могу ничего комментировать. Я информацию получил от вас. Нахожусь на работе», — сказал он.
Злоупотребление миллиардами
Информацию о возбуждении уголовного дела против Кельбаха подтвердили в Следственном комитете России. По данным ведомства, экс-глава «Автодора» злоупотребил полномочиями, необоснованно использовав средства Фонда национального благосостояния, направленные на строительство ЦКАД в 2014–2018 годах. В 2015-м он, по версии следствия, согласовал незаконную оплату компании «Кольцевая магистраль» комиссии за банковскую гарантию в размере 3,9 миллиона рублей в АО «Газпромбанк», в 2017-м - разрешил неправомерно выделить аванс два миллиарда рублей компании «Крокус Интернешнл».
«Кроме того, Кельбахом как руководителем ГК „Автодор“ необоснованно приняты и оплачены в адрес ОАО „Союздорпроект“ за счет средств субсидии на реализацию проекта строительства ЦКАД работы по разработке документации по планировке территории строительства пускового комплекса №2 ЦКАД в сумме 132,6 миллиона рублей, что не было предусмотрено федеральной целевой программой», — добавили в ведомстве.
Дорожный долгострой
Первоначально строительство дороги должно было начаться в 2011 году, а завершиться в 2018-м. Однако, как следует из паспорта объекта, строительные работы стартовали только в 2016-м. Лишь в 2014 году удалось заключить инвестиционные соглашения на строительство двух пусковых комплексов.
Однако еще до начала работ, в августе 2015-го, Счетная палата сообщала, что направленные на строительство ЦКАД средства Фонда национального благосостояния не используются в полном объеме, а еще один источник финансирования — средства инвесторов — вообще не привлекались. Строительства первого и пятого пусковых комплексов не начинались, хотя соглашения об этом заключили в 2014 году. К тому же в смету пятого пускового комплекса необоснованно включили затраты на страхование строительных рисков в размере 644 миллионов рублей.
В октябре Счетная палата выявила, что «Автодор» неэффективно планирует финансирование строительства ЦКАД. «ГК „Автодор“ в 2014–2015 годах не обеспечено привлечение средств инвесторов и концессионеров на реализацию проекта строительства ЦКАД», — предупреждали в надзорном органе.
Внимание президента
Постепенно сигналы о нарушениях стали поступать чаще. Сроки завершения строительства переносились на более позднее время, а финансовых вливаний требовалось все больше и больше. В октябре 2018 года на ситуацию обратил внимание президент Владимир Путин. Глава государства поручил создать штаб для завершения постройки ЦКАД. А Счетную палату, Следственный комитет и Генпрокуратуру попросил проверить причины удорожания стоимости проекта.
1 февраля 2019 года в Счетной палате заявили, что достроить дорогу получится только к концу 2020 — началу 2021 года. Из-за этого государство недополучит запланированные на 2019–2020 годы доходы от эксплуатации ЦКАД: 22,4 миллиарда рублей.
«Основные причины срыва сроков окончания работ — это низкое качество проектирования и длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков. Кроме того, количество рабочих и дорожно-строительной техники на всех пусковых комплексах не соответствует проекту организации строительства и недостаточно для ликвидации отставания работ», — пояснили в надзорном органе.
Из-за того, что в «Автодоре» не откорректировали проектно-сметную документацию, были допущены ошибки при строительстве. Из-за этого этого невозможно продолжить возведение некоторых других участков, сооружений и коммуникаций. Аудиторы подчеркивали, что инвесторы не выполняют обязательства по софинансированию проекта. А средства федерального бюджета расходовались неэффективно.
«„Автодор“ оплатил работы по переустройству коммуникаций на сумму 415 миллионов рублей. Однако оплаченные работы остались не востребованы из-за изменения плана переустройства», — сообщали в Счетной палате.
Уголовное дело
Дороги
Реклама
Реклама