• 24 октября 2018, 18:58

    Смайлик как оружие: эмодзи для iPhone стали частью культурной войны

    Наша культура меняется благодаря интернету и новым гаджетам. Если раньше на моду влияли передачи из телевизора, то теперь важнее, как будут выглядеть смайлики, которые ежедневно пересылают друг другу сотни миллионов людей. В смыслах нового набора эмодзи разбирался колумнист «360».
    Смайлик как оружие: эмодзи для iPhone стали частью культурной войны | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»/Александр Вильф


    Эмодзи давно стали частью нашей повседневной жизни, а их отправка порой важнее слов. Модераторы Facebook, например, могут обвинить пользователя в сексуальной агрессии за отправку смайлика изображающего баклажан или персик, а отправка ножа или водяного пистолета и подавно будет воспринята как призыв к насилию. В израильском суде смайлики успели стать важной уликой.

    Неудивительно, что выход каждого обновления эмодзи становится бурно обсуждаемой темой. Смешные желтые рожицы по-прежнему используются чаще всего, но скоро их будет сложно разглядеть на фоне сотен новых изображений — гораздо менее абстрактных и несущих конкретные ценности.

    Неужели культурная война не обойдет даже безобидные онлайн-улыбки? Анонсированный Unicode Consortium черновой набор эмодзи доказывает, что нет.

    Новые краски

    Еще не вышел набор эмодзи для обновления iOS 12.1, но уже вовсю кипит работа над кандидатами в смайлики-2019. Художники занялись вроде бы благородным делом — борьбой с предрассудками.

    В последние годы многие эмодзи уже перестали быть мультяшными желтыми персонажами и обрели реальные черты, включая разнообразные оттенки кожи. В новом наборе на этой фишке делается особый акцент.

    Теперь светлый, темный или черный цвет кожи будет у целующихся пар, танцоров и семей. Кроме того пары человечков теперь станут смешанными — это коснется не только традиционных эмодзи, но и тех, которые изображают держащихся за руки лиц одного пола.

    Светловолосый европеец и афроамериканец, афроамериканка и индианка — вот лишь несколько примеров новых смайликов. Они, по мнению создателей, должны помочь разным группам людей увидеть себя в мире эмодзи. Ранее компания Tinder запустила рекламу в поддержку «межрасовых смайликов».

    Кроме того, в новый набор предложено внести изображение женщины на инвалидной коляске, уха со слуховым аппаратом, протезов руки и ноги, а также пса-поводыря. Среди других вариантов на добавление розовый фламинго, ленивец, воздушный змей, сердца и квадраты разных цветов. Впрочем, вряд ли они вызовут у пользователей эмоции, сопоставимые с эмодзи, касающихся романтических отношений.

    Эмодзи — дело тонкое

    Дружба народов — прекрасная вещь, но когда к ней зачем-то примешивают стандартный набор леволиберальных ценностей, палитра разных цветов превращается в бессмысленную мешанину красок. Радуга хорошо выглядит в небе, а вот на земле может вызвать бурные дискуссии. Если право выбирать себе партнера с любым цветом кожи и формой носа — общепризнанная ценность, то уровень и тон дискуссии по поводу однополых отношений в каждом обществе свои.

    Безусловно, среди огромного числа пользователей смартфонов найдутся те, кто умилится отражению своих реальных отношений в забавном рисунке. Но сложно предсказать, какой процент, наоборот, возмутится тем, что даже смайлики постепенно превращаются в форму пиара толерантности. Особо интересна реакция мусульманских стран — только в прошлом году в эмодзи была с большой помпой добавлена женщина в хиджабе. «Понравится» ли ей соседство с парой лесбиянок?

    Пока эмодзи были абстрактной концепцией, кучей колобков, выражающих весь спектр человеческих эмоций, они в принципе не могли задеть ничьих чувств. Но желание американского IT-сектора экстраполировать внутреннюю ситуацию в стране на мировые тренды может привести к тому, что люди уже не смогут спокойно открыть телефон, без того, чтобы не стать частью культурной войны между консерваторами и либералами США.

    Для конспирологов эмодзи с подтекстом станут еще одним доказательством того, что гиганты цифровой индустрии — часть плана по наступлению на традиционные ценности, противники глобализма увидят очередное наступление международных корпораций на национальные культуры, а многие обычные люди зададутся вопросом: где достать телефон, работающий по старинке, где смайлик всего лишь: -), а не утверждающий некие культурные нормы жест.

    Финальное решение по новым эмодзи будет принято в январе 2019 года, а сам набор выйдет в следующем марте. Посмотрим, хватит ли у его создателей такта учесть интересы всех пользователей смартфонов и с пониманием отнестись к вопросам, которые еще долго будут вызывать споры среди людей с разными взглядами.