Кому выгодна атака на главный морской путь Ближнего Востока | 360°

13 июня 2019, 21:10

Чем пахнет нефть: кому выгодна атака на главный морской путь Ближнего Востока

Читать 360 в

Сначала удар беспилотников по саудовскому нефтепроводу, затем саботаж на танкерах у берегов ОАЭ, а сегодня — новая дерзкая атака. На этот раз, против танкеров в Оманском заливе. Кто стоит за разжиганием новой войны в и так неспокойном регионе — пираты, наемники или агенты внешних сил? Разбирался колумнист «360».

Это случилось снова — неизвестные обстреляли танкеры Front Altair и Kokuka Courageous в Оманском заливе. Ранее, 12 мая, была совершено похожая серия нападений на четыре нефтеналивных танкера Саудовской Аравии, во время их плавания по соседнему Персидскому заливу.

Реклама

Экипажи загоревшихся кораблей спасены, на борту одного из них находились 11 россиян, которые сейчас находятся в безопасности на иранской территории. То, что обошлось без человеческих потерь — это замечательно, но угроза еще не миновала. Если в скорейшие сроки не будут установлены авторы провокации, искры от горящей в трюме кораблей нефти могут запалить фитиль гигантской пороховой бочки и привести к неисчислимым жертвам.

Странный почерк

Детали инцидента постепенно проясняются. Ранним утром четверга, два танкера, принадлежавшие норвежской и японской корпорациям и ходившие под флагами Маршалловых островов и Панамы, подверглись идентичной серии атак.

Якобы, судна могли наткнуться на плавучие мины, другие источники сообщали о торпедах — это могло значить, что стреляли либо с торпедного катера или подлодки. По последним данным местных СМИ, корабли были поражены выше ватерлинии — это указывает на иной тип вооружений, а именно противокорабельные ракеты. Такое оружие, в зависимости от класса, может быть выпущено как с борта другого корабля, так и с вертолета, самолета или даже беспилотника.  

Характерно, что несмотря на довольно серьезные повреждения и возникший пожар, танкеры, вопреки первоначальным сообщениям, не затонули и люди на их борту практически не пострадали. Это говорит либо об ограниченных возможностях атакующих, либо о том, что перед ними не стояла задача любой ценой уничтожить цели.

Вообще почерк данной диверсионной операции довольно странный. Стоимость груза одного только танкера, до краев наполненного 75 тысячами тонн нефтепродуктов, превышает 30 миллионов долларов, хотя продать его было бы довольно сложно. А вот взять в плен экипаж и обменять на солидный выкуп вполне стандартная практика, к которой в последние годы нередко пользовались сомалийские пираты Аденского залива.

Однако, нам неизвестно о попытке захвата атакованных кораблей или даже сближении с неопознанными суднами. Это исключает неких корсаров «XXI века», даже если предположить, что они могли достать высокотехнологичное оружие и набраться храбрости, чтобы углубиться настолько далеко в хорошо охраняемые территориальные воды стран Ближнего Востока.

Если атака и несла корыстный характер, то явно не связанный с желанием сорвать быстрый куш. Полностью исключить мотивы наживы нельзя. Ведь, анализируя атаки в Оманском и Персидском заливах, надо помнить о соединяющем их проливе — Ормузском. Именно он объединяет эти морские артерии в аналог Шелкового пути, только этот конкретный путь  — Нефтяной.

Именно по нему экспортируется до трети всей перевозимой по морю нефти и около 90% всей нефти, которую качают в странах, раскинувшихся с двух сторон Персидского залива. Можно сказать, что этот главный «нефтепровод» всего региона и один из ключевых водных маршрутов мира.

Одним из первых опасность боевых действий на Ормузском «караванном пути» отметил глава Чечни Рамзан Кадыров. «Если поджечь фитиль в этом квадрате, вспыхнет военный пожар, потушить который не удастся десятилетиями, миллионы людей погибнут или станут беженцами», – подчеркнул Кадыров в своих соцсетях.

Восток – дело тонкое

Много лет на Ближнем Востоке не смолкает гул далеких орудийных канонад, и эхо войны давно уже стало привычным. Вот лишь несколько примеров: раздираемый террористическими группировками Ирак, выкарабкивающаяся из последствий опустошительной гражданской войны Сирия, стоящий на грани гуманитарной катастрофы Йемен.

Но, как это ни цинично звучит, все это «семечки», по сравнению с перспективой полномасштабной войны между самыми богатыми и густо населенными странами региона: могущественным шиитским Ираном и коалицией монархий, в которую могут войти Саудовская Аравия, ОАЭ и их союзники. Символично, что один из танкеров был атакован в одном из узких мест залива, как раз посередине между иранской и эмиратской береговыми линиями.

Не стоит забывать о, возможно, самом главном факторе в этой конфликтной ситуации — американском влиянии. Когда в мае, предположительно с помощью мин, были повреждены саудовские танкеры, то Белый дом немедленно возложил вину на Тегеран. Иранские власти отрицают любую причастность к подобным провокациям, но отсутствие каких-либо доказательств не помешало президенту Дональду Трампу усилить базирующуюся в Персидском заливе флотилию ВМС США за счет эсминцев, десантных кораблей и ударной авианосной группы.

Настоящее везение, что командование американского флота не стало предпринимать никаких опрометчивых действий и бряцать оружием, пока иранские корабли участвовали в спасении моряков подожженных танкеров. Однако, все может измениться один момент — Трамп уже не раз прямым текстом говорил, что готов ликвидировать якобы существующую со стороны Ирана угрозу любыми методами, включая силовой сценарий.

За хорошо подготовленными атаками против танкеров вполне могли стоять агенты спецслужб. Но причастны ли к ним США? В такую наглость до конца не верится, тем более, что бы не говорил Трамп, любое длительное обострение отношений с Ираном грозит катастрофическим ростом цен на нефть — только после сегодняшней атаки они подскочили на 4%. Подобный вариант событий крайне невыгоден для разгоряченного торговыми войнами с Мексикой и КНР мотора американской экономики. Впрочем, Ирану тоже нет смысла топить танкеры с японским грузом, в то время как премьер Японии Синдзо Абэ прибыл в Тегеран для официальных переговоров.

Кто же стоял за атакой? Вероятно, это могли быть неправительственные силы связанные с теневыми фигурами международного бизнеса, которым на руку нагнетание конфликта между Ираном и США. Другими вероятными заказчиками можно считать представителей «партии ястребов» в любом из вовлеченных в борьбу за контроль над Ормузским заливом государств.

Правду мы можем узнать очень скоро, либо никогда. Совбез ООН включил обсуждение инцидента в свою повестку, сообщает РИА «Новости». Это хорошо, ведь только всестороннее международное расследование сможет дать убедительный ответ кому выгодно сеять хаос на одной из центральных нефтеперегонных артерий планеты.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама