Лучшие среди худших: почему Ивлеева и Дудь получили первый российский «Оскар» для блогеров | 360°

19 ноября 2018, 20:11

Лучшие среди худших: почему Ивлеева и Дудь получили первый российский «Оскар» для блогеров

Читать 360 в

Вручение первой отечественной награды в области веб-индустрии напоминало перечисление топа YouTube: Настя Ивлеева, Александр Гудков, Юрий Дудь… Что это — признание реальных заслуг или попытка хайпануть на самых громких онлайн-именах? Разбирается колумнист «360».

Специальный приз для Дудя, Ивлеева в роли главного блогера года и победа «Лиги плохих шуток» в номинации «лучшее онлайн-шоу» — таковы главные итоги вручения веб-награды, состоявшегося 18 ноября.

Реклама

Организаторы церемонии называют ее «первой в России премией в области веб-индустрии». Что это за индустрия такая без станков и заводов? Речь, конечно же, о блогерах, влогерах и других людях, ставших успешными и знаменитыми благодаря вниманию пользователей отечественного сегмента интернета.

Премия была учреждена сайтом The Digital Reporter, который посвящен сериалам, снятым специально для интернета. Она выглядит как статуэтка в виде памятника Юрию Гагарину — такой странный выбор связан с тем, что ее вручают за «освоение веб-сериального пространства».

Насколько влиятельным станет этот сетевой «Оскар», судить еще рано — похоже, ведущим мероприятия не удалось заманить на него ни Дудя, ни Ивлееву. Во всяком случае звезды YouTube и Instagram на вручении не присутствовали и лично призы не получали. Остается вопрос — насколько соответствует награда реальному положению дел. Неужто пара Ивлеева-Дудь — новые лица российской культуры или хотя бы ее цифровой части?

Кому лайк важнее «Гагарина»

В 2018 году эти имена действительно стали синонимом если не качественного, то хотя бы популярного сетевого контента. Свыше четырех миллионов подписчиков «вДудя» и почти 10 миллионов подписчиков Instagram Насти Ивлеевой — внушительная армия фанатов, способная обеспечить хорошие просмотры любому видеоролику блогеров.

Оставим за кадром, насколько эта слава честно заработана — в августе этого года Настя вошла в тройку популярных блогеров с наибольшим числом ботов среди подписчиков: сегодня Дудь-Ивлеева действительно одни из самых ярких звезд Рунета. Неудивительно, что их «коллаб» набрал свыше 19 миллионов просмотров и быстро разошелся на цитаты.

Цитаты далеко не самые пристойные, но одна запала в память. Когда Ивлеева жалуется на тяжелый труд блогерши, Дудь с иронией предлагает сравнить его с работой на заводе у станка и отмечает: «Мы дисциплинированно, но кайфуем». Это, пожалуй, главное, что стоит помнить обо многих авторах контента для видеохостингов и соцсетей.

«Работа» блогера теряет кавычки только тогда, когда его проект - нечто большее, чем короткий гэг или болтовня на камеру. По сути, сетевой контент ничем не отличается от любой другой работы в индустрии медиа.

Чтобы сделать интересное интервью, подготовить сюжет или рассказать историю, надо либо собрать команду, либо в одиночку проделать большой труд: написать сценарий, подобрать места для съемки, договориться с участниками программы, отснять материал и сделать качественный монтаж. Недостаточно просто придумать оригинальную идею — надо понять, как ее грамотно оформить и подать, чтобы заинтересовать максимальное число людей.

Задача отраслевой премии - вовсе не сделать приятное звездам индустрии, но отметить все наиболее свежее, яркое и интересное. Неслучайно даже крупнейшие голливудские звезды десятилетиями не могут добиться «Оскара», а победу в главных номинациях подчас одерживают не самые известные фильмы.

Зачем успешному продюсеру Александру Гудкову награда за «Лигу плохих шуток», из названия и логотипа которой уже следует, насколько несерьезно его отношение к проекту? Это просто плохие шутки и знаменитости — ничего больше. Нулевая реакция Ивлеевой и Дудя тоже вполне объяснима — их могут заинтересовать действительно крупные и известные премии вроде ТЭФИ (на секунду представим, что в будущем ее будут вручать блогерам такого формата), а веб-премию они готовы обменять на лишний лайк или подписку на личные аккаунты.

Первый веб-блин комом

Сложно представить, что мог подумать Юрий Гагарин, если бы узнал, что в России будущего будет для некоторых людей не символом освоения далеких космических далей, а пошлятины в онлайн-пространстве.

Лучше бы организаторы взяли за образец для призовой статуэтки не памятник герою-космонавту, а нечто более легковесное, соответствующее масштабу осиленного ими сегмента веб-индустрии. Вполне подошел бы эскиз, сделанный с толикой самоиронии — например, скомканный блин. Ведь с задачей объективно выбрать лучшую видеопродукцию Рунета они до конца не справились. Это касается и пресловутых веб-сериалов.

Вполне можно допустить, что «Бар „На грудь“» действительно заслужил победу в номинации «Лучший веб-сериал», а «В постели» аж две награды — за сценарий и режиссуру. Масштаб этих проектов разительно контрастирует с фигурами Ивлеевой и Дудя — их просмотры на YouTube колеблются в районе нескольких тысяч.

Автор этих строк попытался оценить «лучшие веб-сериалы», но ему помешали личные пристрастия — возможно, кому-то будет интересно смотреть на посиделки в баре или постельные мучения людей, которых проще всего определить как хипстеров, но выглядит это настолько вторично и самопародийно, что проще посмотреть какой-нибудь оригинальный сериал Netflix.

В очередной раз мы убедились, что для создания по-настоящему значимой премии, не выглядящей как междусобойчик столичной тусовки, недостаточно просто собрать «приятных людей», позвать участвовать знакомых и нагуглить несколько громких имен. Для начала, надо создать систему объективной оценки, которая будет учитывать и популярность проекта, и стандарты его производства, и художественные качества. Что касается новой веб-награды, то проще поступить как Настя и Юра и проигнорировать ее итоги.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама