Карточный домик рассыпался. Как воинствующий феминизм убил один из лучших сериалов в истории | 360°

07 ноября 2018, 04:30

Карточный домик рассыпался. Как воинствующий феминизм убил один из лучших сериалов в истории

Читать 360 в

Выход на экраны нового (и, по всей видимости, финального) сезона «Карточного домика» был практически незамеченным широкой публикой. И это неудивительно — крах карьеры Кевина Спейси после связанного с ним громкого гомосексуального скандала неизбежно должен был утянуть на дно и самый громкий проект с его участием — американского «Ричарда III» — одновременно и разоблачение, и сатиру на американскую политику.

«Карточный домик» сыграл свою фатальную роль в американской политике. Убийца и мошенник президент Андервуд в исполнении Спейси был демократом, вашингтонский истеблишмент представлен как зловонное болото со змеями. И нет ничего удивительного в том, что президентом был избран Дональд Трамп, пришедший под лозунгом Drain the swamp — «Осушим болото!».

Реклама

На волне страшной демократической мести рассчитались и с исполнителем, и с самим роковым сериалом. В шестом сезоне президент Андервуд не появляется — он умер за кадром, точнее, его убили (кто именно, мы узнаем лишь на последней минуте). Даже голос его не звучит, хотя у Фрэнка остался аудиодневник. Зато о нем непрерывно говорят. По сути, все восемь серий — это долгое погребение президента Андервуда, включающее в себя, впрочем, некоторое количество мини-похорон.

Неживые мертвецы сопротивляются и раз за разом восстают из могил. То на кровати его вдовы и нового президента Клэр оказывается обручальное кольцо, с которым Фрэнка похоронили; то перед нами показывается вынутый из-под спуда труп ее любовника Тома Йейтса; то умершая влиятельная политическая дама оказывается живехонькой — и ее приходится убивать еще раз; то тревожат снова имя и прах несчастной проститутки Рэйчел Вудс, убитой и закопанной Дагом Стемпером (ставшим в отсутствие Фрэнка, по сути, главным героем сериала) ради сокрытия доказательств преступлений президента.

Это придает всему действу несколько макабрический характер. При Кевине Спейси «Домик», особенно в первых сезонах, был довольно технологичным и детальным анатомическим слепком органов американской политики: как работает Сенат, как работает Палата, как Верховный суд, как действуют лоббисты, как манипулируют журналистами. Иногда героям приходилось затрачивать огромные усилия ради того, чтобы достичь совершенно незначительного результата.

Теперь сериал превратился в абсурдную вакханалию убийств, нарушений законодательства, широких жестов. В этом театре начали ощутимо переигрывать, что лишь подтверждают воспоминания Клэр из детства, когда она, оказывается, играла Аристофанову Лисистрату.

Нарушаются даже минимальные логические условности: через Белый дом шатаются все кому не лень, точно это проходной двор; на конфиденциальные переговоры с российским президентом впирается наглый лоббист военной компании, — половина ситуаций в реальной жизни не была бы возможна, так как герои были бы со всех сторон окружены охраной.

Это больше не препарирование политикума, а своего рода макабрическая насмешка — нечто среднее между «Доктором Стрейнджлавом» и «Молодым Папой». Над кем насмешка? Как оказывается — над радикальным феминизмом. Причем не понятно — сознательно ли смеются авторы сериала, или они думают, что все делают по заветам Клары Цеткин, а получается совсем наоборот.

В свое время я предсказал поражение Хиллари Клинтон на выборах по вышедшему за полтора года до них сезону «Карточного домика», в котором были высмеяны попытки Клэр Андервуд играть в феминистскую политику против российского президента Петрова. Было очевидно послание авторов сериала: женщина для этой роли не годится, особенно если это безжалостно-самовлюбленная Клэр.

В новом сезоне получилось кино девачек, для девачек и про девачек. Ожесточенно-принципиальному соперничеству между ними придается иногда весьма специфический и жутковатый в своей эстетике вид состязаний немолодых дам в балетной гибкости тела. В конечном счете политическая картина доводится до предельного абсурда: Америка полностью переходит под власть женщин.

На фоне «феминистского халифата» президент России Петров, обзаведшийся поистине царской бородой, выглядит воплощением разумности, спокойствия и доброты. Он живет в координатах, где все еще властвуют рациональные мужские интересы, покоящиеся на соотношении сил, интересах и расчете. И готов, к своей же выгоде, протянуть руку помощи даме, а в конце пытается отговорить ее затевать ядерную войну, оказавшись единственным гласом разума в пустыне.

Иной человек решит, что Netflix захватили русские хакеры и компания начала гнать путинскую пропаганду. Но нет, просто во все более сходящей с ума либеральной Америко-Европе Россия с минимальным здравым смыслом начинает казаться островком нормальности.

Есть ли смысл смотреть на растянувшиеся похороны Фрэнка Андервуда и старой американской политики? Сложно ответить однозначно.

Полюбившаяся нам утонченная политическая драма умерла вместе со «спейсигейтом». В новом шоу много мелодрамы, заламываний рук, всхлипов и чудовищных сюжетных несуразиц. «Домик» невероятно (и, я бы сказал, нарочито) поглупел. Но, если есть лишних восемь часов жизни, то посмотреть это стоит как минимум по двум причинам.

Во-первых, там есть изумительно сделанные момент и серия, все действие которой происходит в течение часа с небольшим на похоронах в пределах одного дома. Во-вторых, если вы любили старый «Домик», то на примере нового можете убедиться в том, что делает с реальностью воинствующий феминизм. Увиденное вам не понравится, и вы, таким образом, получите некоторую душевную и политическую пользу.

Ну и в завершение история, не имеющая отношения к сериалу, зато очень поучительная. В то время как Европейская Россия наслаждается летней, если бы не холод, сухой солнечной погодой, Великобританию накрыли небывалые снегопады. По сему случаю одна из телекомпаний решила бороться с мужским шовинизмом и призвала вместо «снеговиков» (snowman) лепить «снежных людей» (snowpeople), чтобы идеалы истинного феминизма восторжествовали. Тяжело англичанам — и только русские, не зная забот, как лепили испокон веков, так и лепят снежную бабу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама