• «Telegram не закроют еще год». Интервью с автором канала «Дабл Ять»

    «360» продолжает разговаривать с авторами популярных общественно‐политических Telegram‐каналов. Создатель проекта «Дабл Ять», за которым следят более 20 тысяч человек, объяснил, зачем он создал канал, чем он отличается от конкурентов и что будет с мессенджером в будущем.

    «Telegram не закроют еще год». Интервью с автором канала «Дабл Ять» | Изображение 1РИА «Новости» / Наталья Селиверстова

    — Наш классический вопрос: откуда взялась идея канала?

    — Идея, в общем, довольно простая. Когда каждый день читаешь кучу новостей, от которых хочется только материться, возникает желание как-то высказаться на эту тему.

    — Когда «Дабл Ять» запустили?

    — Сам канал появился года два назад, как только в мессенджере появилась такая возможность. Но активно вести и развивать канал начали этой весной, когда концепция «дозрела».

    — Как придумали название и подпись в виде двух ѣѣ?

    — Название и ник канала @otsuka_bld — это, по сути, первая реакция, которая возникает у нормального человека, когда он видит очередной маразм в ленте новостей. А вообще, ѣѣ — это довольно старый мем, который очень хорошо «лег» в концепцию канала.

    — Как бы вы объяснили, в чем его особенность, его отличие от других каналов о новостях и политике?

    — У нас нет задачи рассказать что-то раньше других. У нас нет никаких тайных инсайдов (ну почти). Поэтому нам бы хотелось, чтобы канал воспринимался как остроумный и в меру язвительный собеседник, с которым можно порефлексировать о происходящем. Судя по отзывам читателей, у нас это получается.

    — Вы иллюстрируете многие новости картинками с текстом. Зачем?

    — Ну, это же цитаты. Просто мы придумали свой стиль оформления цитат, который нравится нашей аудитории, но почему-то вызывает раздражение у «гуру» блогосферы.

    — Как выбираете стиль для картинок?

    — Стиль (шаблон) оформления цитат был разработан одним талантливым дизайнером за пять минут прямо на смартфоне во время большой пьянки, которую потом назовут «мозговым штурмом».

    — Есть представление, кто вас читает? Знаете кого-нибудь известного, кто подписан на ваш канал?

    — Мы знаем, что многие администраторы каналов как-то специально отслеживают появление VIP-читателей. Мы не умеем этого делать, а научить никто не хочет. Случайно порой узнаем, что нас читает тот или иной человек. Приятно, конечно. Но рассказывать об этих людях мы, конечно же, не будем.

    — Сколько человек работало над каналом в начале, а сколько сейчас?

    — В начале, как и у всех, был один — создатель, редактор. Сейчас — больше одного.

    — В вашем канале сообщалось, что в редакции «Дабл Ять» работают сотрудники в возрасте от 18 до 63 лет. Это правда? Чем они занимаются в редакции?

    — Это было небольшое преувеличение — на самом деле от 20 до 60. Скажу так — над каналом работает группа людей, относящихся к самым разным поколениям. Но все эти люди искренне верят в то, что делают.

    — Если не секрет, расскажите немного о редакции. Чем занимается ваш главред? Сколько ему лет? Кто по профессии остальные сотрудники?

    — Это все очень хорошие вопросы. Я рад, что вы их задали.

    — Кто-нибудь из вас связан с медиа или АП?

    — В разные периоды своей карьеры люди, составляющие основу команды редакции, имели опыт работы и в медиа, и в PR, в государственных и в политических структурах. Но сегодня это все в прошлом.

    «Telegram не закроют еще год». Интервью с автором канала «Дабл Ять» | Изображение 2

    — Что вас объединяет?

    — Одинаковое отношение к происходящему в стране и к освещению этих событий в СМИ.

    — По нашей информации, администраторы многих более-менее популярных каналов не знают, кто ведет «Дабл Ять». К чему такая секретность?

    — Знаете, часто бывает так, что отношение к написанному сильно трансформируется в зависимости от того, чьим именем подписано. Наверное, анонимность позволяет избежать этой предвзятости, и в этом для нас главный смысл скрывать имена тех, кто имеет отношение к ведению канала. Ну, и опыт с нападениями на журналистов подсказывает, что говорить все, что думаешь, в России становится опасным занятием.

    — В вашем канале часто вскользь критикуют российские СМИ. Видимо, у вашей редакции не очень высокое мнение об отечественной журналистике?

    — У нас есть любимая подборка СМИ, которые постоянно подкидывают нам контент для канала. В целом, претензия, конечно, не к СМИ, а к системе отношений, которая сформировалась в обществе в последние несколько лет. Системе, в которой есть «своя правда» и все остальное. Жесткое игнорирование иных точек зрения и не менее жесткая милитаризованная пропаганда.

    — Откуда вы получаете инсайды?

    — Как уже сказано выше, мы особо не стремимся быть «инсайдерским» каналом. Тем не менее, некоторые связи позволяют узнавать что-то, не предназначенное для широкой аудитории. Но сейчас уже наиболее активные поставщики инсайдов — это наши читатели. Присылают довольно много всяких историй. Правда, мы публикуем только то, что можем проверить.

    — Какие СМИ вы читаете?

    — Сейчас у нас одновременно работает несколько агрегаторов, а количество СМИ, которые мы отслеживаем, измеряется десятками. Среди них есть как российские, так и зарубежные.

    — Зарабатывает ли ваш канал на чем-либо? Если да, то какой доход в месяц?

    — На данном этапе заработок не является приоритетной задачей. Мы пару месяцев поэкспериментировали с размещением рекламы. Потом была довольно большая пауза. Сейчас снова начнем размещать, но на условиях, которые заведомо будут отсеивать, скажем так, не очень серьезных рекламодателей.

    — Зачем вы тогда вообще ведете канал?

    — Очень хотелось бы сказать, что мы делаем что-то нужное и полезное для человечества, но скромность не позволяет. Поэтому скажу так — просто for fun.

    — Предлагали ли вам продать канал? Если да, то за какую сумму вы бы согласились сделать это?

    — Один человек интересовался — причем в два захода, используя при этом разные аккаунты. Но ему оба раза была объявлена заведомо сильно завышенная цена, и он как-то тихо отвалил.

    — Сейчас на вас подписано 22 тысячи человек, это достаточно много, но до гигантов далеко. Есть планы догнать их?

    — Все «гиганты», которых вы упоминаете, — это популярные проекты или персоны, которые в какой-то момент времени решили, что «надо и Telegram тоже». «Дабл Ять» создавался в Telegram для аудитории Telegram. Любопытно будет посмотреть, насколько хорошо можно вырасти, не привлекая трафик с других площадок.

    — Какие вообще у «Дабл Ять» планы на развитие? Возможно, кроме картинок появится и видео?

    — Видео у нас тоже публикуется. Правда, нечасто. Сейчас мы больше думаем над повышением интерактивности постов. Чтобы читатели могли комментировать и/или реагировать на публикации.

    — Есть ощущение, что удобный момент для создания канала в Telegram был упущен — сейчас очередной канал с новостями вряд ли может кого-то удивить. Как думаете, стоит сейчас заводить канал или поезд ушел?

    — Аргумент про ушедший поезд очень удобен для того, кому надо найти причину не делать чего-либо. На самом деле, мне кажется, что для по-настоящему увлеченного человека удобный момент — всегда.

    — Как думаете, что будет с Telegram или с мессенджерами в целом лет через 10?

    — Через год. Мы не знаем даже, что будет с мессенджерами через год. Прямо в этот момент тысячи талантливых программистов по всему миру пишут какой-то код, и каждый из них уверен, что его продукт «выстрелит» и затмит все нынешние социальные медиа и мессенджеры. И кто-то ведь из них наверняка прав в своих ожиданиях.

    — Если Telegram закроют, куда вы перейдете? Если перейдете.

    — Telegram не закроют. По меньшей мере еще год. Да и потом, скорее всего, никто его не закроет. Так вижу. Поэтому перспективы перехода на другую площадку мы (пока) не рассматриваем.

    — Ведут ли ваши авторы другие каналы?

    — Если и ведут, то не торопятся в этом признаваться.

    — А сами вы какие каналы читаете?

    — Ох, садитесь поудобнее. Подборка, которую я стараюсь читать, достаточно обширна: «Караульный», «Сталингулаг», Венедиктов, Варламов, Кононенко, Кашин, «Незыгарь», «Кстати», «Красный Сион», «Футляр от виолончели», «Кремлевский мамковед», «Лентач», «Медиатехнолог», «Мысли-Немысли», Tandem, Баронова, Винокурова, Mash, Ходорковский, «Давыдов. Индекс», «Мышь в овощном», «Методичка», Плющев, Бабченко, «Ежкин крот», «Картинкамация», «Киты плывут на вписку с LSD», «Как-то вот так», «338», «Опер слил», «Постправда», «Дядюшка Шу», «Телеграммы Крашенинникова», «Анонимный канал Колезева», Znak, «Дионис Терруарович Апостолаки»… И это тот самый случай, когда я не закончил список, а бросил его писать. На самом деле читаю каналов раза в три больше.

    — Вы общаетесь с авторами других каналов?

    — Да, мы общаемся практически со всеми авторами относительно крупных каналов. Познакомились на почве «взаимного опыления».

    — Есть ли у вас другие проекты кроме канала? Возможно, свое СМИ или что-то в этом духе?

    — У меня есть другие проекты, которые позволяют достойно жить и не форсировать монетизацию канала. Нет, они не связаны со СМИ.

    — Еще один наш классический вопрос. Поскольку СМИ в Telegram почти нет, в мессенджере доминируют околополитические каналы с «инсайдами». Нет ощущения, что они забили все инфополе и сейчас производят только шум?

    — Вижу в вашем вопросе две фактические ошибки. Во-первых, СМИ в Telegram представлены достаточно хорошо. Другое дело, что они до сих пор ищут ту форму, в которой их посты будут восприниматься органично в новой среде. Во-вторых, инфополе забито «инсайдами» только у тех, кто подписан исключительно на «инсайдеров». Как будет выглядеть ваша лента — это ведь только вы можете отрегулировать. Есть масса интересных каналов, вообще никак не связанных с политикой.

    — Как думаете, что будете с медиа в будущем? СМИ перестанут существовать и превратятся в какое-то подобие каналов? Или все эти СМИ в мессенджерах — временное явление, а классические издания останутся?

    — Мне кажется, что медиа будут продолжать следовать за прогрессом. Будут появляться новые технологии, а медиа будут их осваивать. Никто, конечно же, не перестанет существовать, но трансформируются все сильно. Если говорить о мессенджерах, то есть надежда, что они пришли на рынок медиа всерьез и надолго. Слишком уж удобным и универсальным оказался этот инструмент для решения массы вопросов. Если, конечно, один из тех программистов, о которых я сказал выше, не выкатит нам завтра что-то еще более удобное и потрясающее.