«Западный китаец» Чжао Уцзи: как каллиграф из Ханчжоу стал легендой мирового абстракционизма | 360°

Все новости

Важное

07 октября 2022, 08:07

Зеленский призвал НАТО ударить по России до применения ею ядерного оружия

Мир

07 октября 2022, 07:58

США начали прорабатывать ответные меры после решения ОПЕК+

Реклама

Происшествия

07 октября 2022, 07:45

ВСУ выпустили ракеты из HIMARS по Кременной

Спецоперация

07 октября 2022, 07:42

Вертолеты Ми–35 разбили замаскированные пункты управления ВСУ

Общество

07 октября 2022, 07:33

Сообщения о бежавших с Чукотки на Аляску из-за мобилизации россиянах опровергли  — СМИ

Общество

07 октября 2022, 07:24

Власти Херсонской области заявили, что ВСУ не смогут разрушить Антоновский мост

Общество

07 октября 2022, 07:17

Вице-мэр Москвы Ефимов: обрабатывающие компании столицы увеличили выпуск продукции на 8,2%

Деньги

07 октября 2022, 07:10

Российский владелец гипермаркетов OBI выберет одно из двух новых названий

Деньги

07 октября 2022, 06:44

Оператора проекта «Сахалин—1» могут сменить в ближайшее время

02 октября 2018, 04:05

«Западный китаец» Чжао Уцзи: как каллиграф из Ханчжоу стал легендой мирового абстракционизма

Читать 360tv в

Художник из Франции китайского происхождения Чжао Уцзи (Zao Wou-Ki) напомнил о ценности абстрактного искусства очередным рекордом на аукционе, где продали одну из его картин. Триптих «Июнь–октябрь 1985» на аукционе Sotheby’s 30 сентября ушел за рекордные для картины маслом 65,2 миллиона долларов. И хотя самого Уцзи пять лет как нет в живых, его работы и при жизни, и после смерти устанавливают ценовые рекорды. Как аристократу-каллиграфу из Китая удалось покорить мировое искусство, разбирался «360».

Мировые СМИ наперебой рассказывают об очередном ценовом рекорде. Картину китайского художника продали за рекордные миллионы долларов на аукционе Sotheby’s.

Реклама

Незамысловатое название триптиха говорит о периоде создания полотна, длина которого 10 метров, а высота — 2,8 метра. А создано оно было для друга Чжао Уцзи — архитектора Ион Минг Пея ( Ieoh Ming Pei), с которым художник дружил более 60 лет. Картину архитектор заказал для комплекса зданий Раффлз-Сити в деловом центре Сингапура, она украшала строение до 2005 года.

Реклама

«Для „бесконечного периода“ Чжао Уцзи характерно смешение восточной и западной философии и соответствующих техник. На картине словно запечатлено космическое пространство, бесконечная композиция со множеством слоев» , — рассказала телеканалу «Культура» глава департамента современного азиатского искусства Sotheby’s Вичи Чанг.

В истории аукционного дома стоимость картины маслом стала рекордной. Таковой она является и для произведений изобразительного искусства азиатских художников. Большинство экспертов отмечает, что, помимо смешения техник при создании абстрактных работ Чжао Уцзи, творческому успеху способствовал микс традиционной китайской культуры и техник западной, Парижской школы.

Аристократичный каллиграф

«Творчество — это эксцентрическое действо. Как битва между одним и другим. Как ты победишь посредственность? Почему останавливаешься? Почему продолжаешь? Одни и те же вопросы, проблемы», — говорил Чжао Уцзи о живописи.

Специалисты по развитию креативного мышления и творческих способностей утверждают, что комбинаторика, или способность сочетать, казалось бы, несочетаемые элементы, часто порождает необычные формы самовыражения и искусства, которые привлекают миллионы восхищенных последователей и поклонников.

Так, к примеру, появилось рэп-направление на стыке речитатива (декламации) и музыки, так появились самобытные фильмы Тарантино — иронизирующие на криминальные темы и выводящие в герои «плохих парней с пушками». Микс из необычного на базе классики всегда привлекает, но искусством становится реже.

«Он был первым, кто смешал азиатские традиции изображения с европейским модернизмом», — говорят об Уцзи эксперты, называя его одним из первых поистине мировых, международных художников, чье творчество восхищает людей вне зависимости от стран и континентов. 

История Чжао Уцзи — одна из успешных попыток восточного художника покорить западный мир искусства. Возможно, потому что он не преследовал этой цели. По словам коллег и галеристов, господин Уцзи был невероятно скромен и прост, несмотря на всемирную известность.

Чжао Уцзи родился 13 февраля 1921 года в семье аристократов в Пекине. Отец был банкиром и со вниманием отнесся к стремлению сына изучать искусство и его увлечению живописью с 10 лет.

С 1935 по 1941 год Чжао изучал каллиграфию и живопись в художественной школе Ханчжоу, после чего стал в ней преподавать. Он учился у Линь Фэнмиана (Lin Fengmian), уважаемого художника, который позже был признан пионером современной живописи в Китае. В 1941 году, в возрасте 21 года, Чжао представил свою первую выставку в Чунцине.

Во время Японо-Китайской войны молодой художник сначала поездил вместе со школой по провинциям, а затем уехал с женой Лалан в Париж, в 1948 году, и поселился на Монпарнасе. Там, где гудел творческий «Улей» (комплекс студий, которые за символическую плату Альфред Буше сдавал приезжавшим в Париж со всего света художникам) Парижской школы и творили великие Пикассо, Матисс, в работах которых китайский художник черпал вдохновение того периода творчества.  

Парижский «Улей»

В Париже он изучал классику и абстракционизм на реальных примерах, посещал музеи и галереи. Первая персональная выставка Уцзи состоялась в столице Франции в 1949 году и выявила влияние на его творчество идей абстракционизма.

В 1950-х годах очарованный письменными источниками древнекитайской династии Шан (государство Шан-Инь) Чжао внедряет письменные элементы ранней формы китайского письма, датируемой 1500 годом до н. э., в свои полотна. Он создавал произведения с простыми фигурами, напоминающими петроглифы.

В 1957 году Чжао едет в Нью-Йорк с французским художником Пьером Сулажем, там ему открываются новые перспективы. В частности, он получил предложение от престижной галереи Сэмюэла Кутца (Samuel M. Kootz), с которой сотрудничал до ее закрытия в 1966 году. Нью-Йорк добавил в творчество китайского художника смелость абстрактного экспрессионизма. Примеры техники Пауля Клее, Франца Клайна, Филиппа Густона, Адольфа Готлиба делают его картины смелее и монументальнее.

В 1960-е годы Чжао увлекается акварелью и достигает в ней легкости и спонтанности, которых сложно добиться в масле. Акварели, которые мастер создавал на протяжении творческого пути, становились отражением его настроений и состояний. А в 70-е годы он возвращается к китайской классике и каллиграфии, от которых на время европейского периода отошел. Он снова пишет кистью и тушью.

«Постепенно я заново открыл для себя Китай. Как ни парадоксально, возможно, из-за Парижа я вернулся к своим корням», — сказал в интервью 1962 года художник.

В 1964 году Чжао Уцзи получил французское гражданство. Его работы в 60-70 годах активно продавались в Нью-Йорке, Лондоне и Париже, а на азиатский рынок вышли только в 80-х.

Галерист Паскаль де Сарт (Pascal de Sarthe), открывший в Гонконге свою галерею выставкой работ Уцзи, рассказывал, что во Франции китайского художника очень тепло принимали, там он был известен с конца 50-х годов ХХ века, а на Востоке получил признание только в 80-х. Способствовала этому выставка в Национальном музее истории в Тайбэе.   

Чжао дружил с художниками — Жан-Полем Риопелем, Альберто Джакометти, Жоаном Миро, Джоан Митчелл и Сэмом Фрэнсисом. Среди его почитателей был президент Франции Жак Ширак, который стал автором предисловия к каталогу первой ретроспективы художника в Шанхае в 1998 году. Ширак также наградил Чжао орденом Почетного легиона Франции.

После ретроспективы Уцзи в Париже в 2003 году, которую посетило более 135 тысяч зрителей, художника подхватила новая волна популярности. По итогам открытых аукционных продаж на 1 апреля 2015 года, аукционная стоимость 111 его работ, входящих в десять тысяч самых дорогих произведений изобразительного искусства в мире, составляла 381,378 миллиона долларов. А по данным агентства Skate’s Art Market Reserch, Уцзи занимал 27-ю позицию в рейтинге самых дорогих художников мира.

Космическая трансцендентность финала

По словам искусствоведов, поиск юного художника позволил ему познать совершенство форм, затем — легкость и силу стихий, отраженную в монументальных полотнах и смелых линиях, а к концу жизни Чжао добавил в картины космическую трансцендентность, которая привлекает ценителей по всему миру. Ведь в его образах можно искать и находить десятки смыслов. 

Этому же будто способствует решение художника, которое он принял еще в 60-е годы прошлого века: не называть картины, а датировать их временем написания.

По словам искусствоведа Франсуа Джейкоба (François Jacob), работы Уцзи не устаревают в попытке познать Вселенную и погружении в созерцание тех, кто смотрит на его последние работы.

«Его картины представляют нам рождение света, всплески воды и, кроме этих проявлений материи, далекое ощущение жизненной энергии, рождающейся в них», — считает специалист.

Последние годы художник-абстракционист Чжао Уцзи жил в Швейцарии, на берегу Женевского озера. Он был слаб и страдал болезнью Альцгеймера. В конце марта 2013 года его дважды госпитализировали. Скончался он 9 апреля 2013-го.

Работы Уцзи находятся в более чем 150 государственных коллекциях свыше 20 стран, в частных коллекциях Европы, Азии и Америки. Его полотна украшают залы Музея Соломона Гуггенхайма, лондонской галереи Тейт. Спрос на картины Уцзи всегда был высоким. В 2013 году картины мастера на аукционе продавались за шестизначные суммы, а после смерти только выросли в цене.

Картина «29.09.64» в мае 2017 года достигла стоимости 152,86 миллиона гонконгских долларов на аукционе Christie’s в Гонконге. Эта сумма стала рекордной для произведения художника на аукционе.

0

0

0

0

0

0

Реклама

Реклама