21 июля 2017, 13:46

Всех починят: как изменится ОСАГО в сентябре

Читать 360tv в

-

ЦБ планирует ввести новые правила прямого возмещения убытков по ОСАГО в конце сентября этого года, сообщили «Известия». Изменения коснутся ДТП, в которые попали более двух автомобилей. Раньше в такой ситуации автовладельцам все равно приходилось обращаться к страховщикам виновника аварии Как изменится процедура возмещения убытков и подорожает ли ОСАГО, выяснила редакция телеканала «360».

Данное нововведение является частью структурной реформы ОСАГО, которую проводит Центробанк. Весной этого года был принят новый порядок, в соответствии с которым автовладельцы получают не денежную компенсацию, а ремонт автомобиля.

Из-за этого изменился подход к выбору страховщика — теперь автовладельцы делают его не вслепую, а на основе перечня станций техобслуживания, с которыми сотрудничает страховая компания.

Пока эта норма касается только ДТП с участием двух автомобилей. Если их больше — автовладельцу все равно придется обращаться к страховщику виновника аварии. Так что чинить автомобиль будет не автослесарь Василий, о золотых руках которого ходят легенды, а в неизвестной автомастерской посреди гаражного кооператива.

Подорожает ли ОСАГО

В том, как изменится форма натурального возмещения с введением новых правил, «360» помог разобраться координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По словам эксперта, очевидно намерение ЦБ устранить ситуации, о которых говорилось выше.

Здесь очевидно логическое противоречие, так что ЦБ вполне резонно его устранил. Я думаю, что это можно только приветствовать — Петр Шкуматов.

При этом возникает вопрос, не влетит ли нововведение в копеечку самим автовладельцам. На данный момент решение об изменении тарифного коридора по стоимости ОСАГО не принималось. Шкуматов считает, что в будущем это может произойти.

Безусловно, необходимо переходить к каким-то коммерческим методам формирования тарифов ОСАГО. Сейчас основная проблема ОСАГО заключается в том, что в Москве этот вид страхования — супер прибыльный. Когда у кого-то полис подходит к концу, люди пытаются избавиться от агентов как от назойливых мух. В регионах ситуация с точностью до наоборот — Петр Шкуматов.

Эксперт отметил, что виной тому — социальная функция ОСАГО, возложенная на страховые компании, которые в первую очередь являются коммерческими организациями.

Это происходит из-за того, что там тариф меньше, чем он должен быть. Все это приводит к таким перекосам — ну не может коммерческая компания выполнять социальные функции. Поэтому ОСАГО надо либо делать полностью государственным, как медицинскую страховку (ОМС), либо менять способ формирования тарифа — Петр Шкуматов.

Беда не приходит одна

Остается нерешенным вопрос об участниках ДТП с незастрахованными машинами. Если среди разбитых авто хотя бы один будет не застрахован, водителям все равно придется обращаться к страховой компании виновника случившегося. Отсюда возникает вполне логичный вопрос — а что если виновник аварии и есть тот, кто не застраховал свою машину?

Очевидно, что если у виновника аварии нет полиса, то возмещать убытки некому. Поэтому мы в свое время предлагали сделать так, чтобы ваша страховая компания все-таки покрывала ремонт, но потом сама занималась взысканием этих денег у виновника ДТП. Страховые компании на это идти не хотят, так что посмотрим, как все это будет дальше развиваться — Петр Шкуматов.

Как нововведение отразится на страховщиках

Еще одна проблема, которая связана с ОСАГО — деньги, которые компания получает в определенном регионе, там же и остаются. Поэтому у страховщиков нет возможности использовать излишне поступающие средства в Москве на компенсации где-либо еще.

ЦБ уже высказывал предложения сделать государственный фонд, из которого будут выплачиваться компенсации по ОСАГО без привязки к региону, но пока этого не произошло — Петр Шкуматов.

Вместе с тем, некоторые эксперты ожидают, что введение нормы прямого возмещения для групповых аварий станет еще одним финансовым бременем для страховщиков. Они связывают это с потенциальным ростом судебных издержек между компаниями. В частности, об этом «Известиям» заявили в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

Помимо ухудшения положения потерпевших, указанные изменения значительно усложняют для страховщиков процедуру урегулирования убытков и увеличивают расходы на ведение дел, что в условиях явной недостаточности страховых тарифов может привести к снижению финансовой устойчивости и платежеспособности многих участников страхового рынка — РСА.

Но Шкуматов утверждает, что ничего подобного не произойдет, ведь количество судебных тяжб между страховщиками в этом году сильно сократилось.

Судебных процессов между страховыми компаниями сейчас стало гораздо меньше — это произошло после введения натуральной формы возмещения. Думаю, что через год их станет совсем мало. Так что новые нормы в финансовом плане на них никак не повлияют — Петр Шкуматов.

Реклама

Реклама