14 июля 2017, 15:36
30 метров до авиакатастрофы века: как в США чуть не столкнулись пять самолетов
-
В пятницу были обнародованы предварительные данные расследования инцидента в аэропорту Сан-Франциско, который мог стать крупнейшей катастрофой в истории современной авиации. Сам инцидент произошел на прошлой неделе — тогда пилот самолета Airbus A320 рейса CA759 из Торонто авиакомпании Air Canada по ошибке чуть не сел на рулежную дорожку, где были еще четыре коммерческих лайнера, полные людей.
Реклама
7 июля диспетчерам в аэропорту Сан-Франциско удалось предотвратить крупнейшую катастрофу в истории современной авиации и избежать столкновения пяти самолетов. Все лайнеры на рулежной дорожке были полностью заправлены, поэтому столкновение приземляющегося самолета с ними могло закончиться плачевно, но, к счастью, пилота удалось остановить, и самолет удачно приземлился со второй попытки. Из 140 пассажиров на борту Airbus A320 никто не пострадал.
По данным транспортного регулятора, которого цитирует издание The Mercury News, самолет пролетел над двумя лайнерами на рулежной дорожке на высоте около 30 метров, а еще над двумя — на высоте около 60 и около 90 метров соответственно. Пилот перепутал рулежную дорожку с собственной посадочной полосой. Эту версию подтверждают и обнародованные переговоры пилотов.
Экипаж Air Canada якобы увидел огни на взлетно-посадочной полосе — такого быть не должно. Возник вопрос, можно ли там приземлиться. Диспетчер подтвердил, что на ВВП никого нет, но вскоре появился третий голос, заявивший, что Air Canada вот-вот сядет на рулежную полосу, а не на ВВП. Только после этого диспетчер приказал пилоту канадского самолета выйти на второй круг и приземлиться в положенном месте.
— Это Air Canada 759. Мы просим подтвердить [возможность приземления]. Мы видим на взлетно-посадочной полосе какие-то огни. Туда точно можно приземляться? — Приземляйтесь на 28-ю правую, на ней никого нет. — И куда этот парень направляется? Он же на рулежке! — Air Canada, разворачивайтесь, идите на второй круг. — Самолет Air Canada только что пролетел прямо над нами.
Кроме того, диспетчер, ответственный за посадку самолета Air Canada, координировал другие процессы. Согласно докладу, обнародованные данные — предварительные и в полной не характеризуют причину случившегося.
По словам эксперта по авиационным происшествиям, президента Ассоциации экспертов по управлению безопасностью полетов и опытного пилота с 17 000 часов налета Барри Вишневски, расследование инцидента должно обратить внимание на мельчайшие детали, в том числе на проектирование взлетно-посадочных полос. «Это серьезная проблема, ситуация высокого риска», — сказал Вишневски журналу Skies.
По его словам, вероятно, потребуются годы для того, чтобы следователи полностью проанализировали цепочку событий в Сан-Франциско и установили точную причину внештатной ситуации.
Национальный совет по безопасности транспорта США (NTSB) возглавляет расследование и пока отказывается от комментариев по поводу возможных причин предотвращения трагедии. В планы Совета входит отправка следователей в Сан-Франциско в ближайшие несколько дней для обследования места происшествия и допрос экипажей самолетов. Дополнительная информация будет обнародована по мере ее появления. Авиакомпания Air Canada также проводит собственное расследование.
«360» поинтересовался у пилота Олега Башмакова, что, по его мнению, может предварительно считаться причиной случившегося.
На 80 процентов это ошибка пилота. Необходимо, во-первых, изучить его психологический портрет, даже экипажа, их режим труда и отдыха. Есть медицинские нормативы, которые нельзя не соблюдать. Если накапливается усталость, пилот гарантированно может допустить до 50 процентов ошибочных действий. Сейчас, к сожалению, авиакомпании во всем мире злоупотербялют возможностями человека, думая, что пилоты — это роботы, «комплект А» и «комплект Б» — Олег Башмаков.
По его словам, для того, чтобы было как меньше подобных инцидентов, экипажу самолета необходимо регулярно предоставлять отдых в нужном количестве и меньше «раскачивать» пилотов, то есть умело чередовать полеты различной длительности и разницу в часовых поясах.
Он отметил, что подобные катастрофы с отклонением от ВВП не редкость. В качестве примера пилот привел аварию Ил-62, когда самолет отклонился от ВВП — вероятно, речь идет о катастрофе 1977 года в Гаване, когда самолет «Аэрофлота» при заходе на посадку задел линии электропередач и разбился. В результате катастрофы погибли десять членов экипажа, 59 пассажиров и один человек на земле. В живых остались лишь двое пассажиров.
Реклама
Реклама