28 июня 2019, 14:47

Смартфоны россиян «обрусеют»

Кому будет лучше от обязательной установки отечественных приложений на смартфоны?

Читать 360tv в

Минкомсвязи вернулось к идее предустанавливать на смартфоны, ввозимые в Россию, набор отечественных приложений. Обозреватель «360» — о том, почему это решение никого не сделает счастливым, а проиграют в конечном счете пользователи.

Минкомсвязи реанимировало идею обязательной предустановки отечественных приложений на продаваемые в России смартфоны и планшеты. Министерство разработало проект соответствующих поправок в закон о связи, об этом пишут «Ведомости». По данным издания, проект в ближайшие дни должен стать доступен для публичного обсуждения.

Реклама

Как сказано в документе, предустановка приложений даст разработчикам из России недискриминационный доступ на глобальный рынок и обеспечит безопасность мобильных устройств. Тип приложений и оборудование, на которое их обяжут предустанавливать, определит правительство.

Давайте для начала признаем — в самой идее поддерживать отечественного производителя нет ничего ужасного. Что бы ни говорили записные либералы, протекционизм даже в годы самой разгульной рыночной свободы в том или ином виде присутствовал в большинстве стран мира. Сейчас же движение по защите своих все больше усиливается (достаточно вспомнить каток, под который одна за одной попадают в Штатах китайские компании) и есть ощущение, что в ближайшие лет 8-10 протекционизма будет становиться все больше, а свободного рынка все меньше.

Другой вопрос, что каждый случай стоит рассматривать по отдельности. Уже упомянутый кейс Huawei (а чуть ранее — ZTE) в США отличается тем, что за последние десять лет американские компании во многом упустили рынок телекоммуникаций у себя в стране, отдав его тем самым китайцам. И когда встал вопрос о внедрении 5G, стало понятно, что строить новую сеть фактически под ключ будут китайцы, так как обладают всем необходимым для этого.

Мы привыкли считать, что у нас все плохо, что мы везде и всегда всем уступаем. Иногда это действительно так, иногда нет. А иногда мы, если не лидеры, то как минимум одни из них. И если в телекоме Россия очень крута в качестве рынка по внедрению всего новейшего, пусть при этом мы и не производим практически никакого телекоммуникационного оборудования, то на IT-рынке все обстоит существенно лучше.

Нет, наверное, никакого смысла вспоминать, что, вообще-то, «Яндекс» появился раньше Google. Здесь как с дипломом о высшем образовании: его наличие круто в 22, но щеголять им в 45 уже немного неловко. Важно другое: «Яндекс», Mail.ru, «Рамблер» и другие очень круты в своих компетенциях. И тот же «Яндекс» фактически с самого своего основания борется с Google на равных, выпуская сервисы, ничуть не уступающие конкуренту, а на российском рынке и превосходящие их.

К чему это лирическое вступление? Хотя бы к тому, что наиболее эффективно по качеству сервисов «Яндекс» конкурировал в ситуации полного отсутствия протекционизма со стороны государства. Протекционизма и регулирования. А ухудшаться ситуация начала в тот момент, когда компании начали оказывать содействие и вместе с тем регулировать ее деятельность. Ведь контролировать деятельность Google как минимум гораздо сложнее, а как максимум просто невозможно. Компании попросту оказались в неравных условиях. Причем «Яндекс» в худшем положении по сравнению с Google.

Есть ощущение, что с российскими приложениями все будет обстоять примерно так же. У России сегодня есть отличные карты «Яндекса», крутая навигация, очень неплохая почта. Сбербанк делает одно из лучших в мире банковских приложений, «Тинькофф» и Альфа-банк не отстают ни на шаг, обеспечивая своим пользователям феноменальный по мировым меркам уровень сервиса и возможностей. И список этот можно продолжать еще очень и очень долго.

И что самое важное, нужно очень долго искать людей, которые в России при прочих равных вдруг начнут пользоваться навигацией от Google или поставят себе на Android-смартфон антивирус не «Касперского», а, скажем, Avast. И не потому, что им запрещают это делать, а потому что российские приложения лучше.

Безусловно, Google, выпускающий Android, имеет возможность продвинуть свои сервисы, а, например, Apple в принципе ничего не предустанавливает, зато активно использует механизмы продвижения приложений в своем магазине. И на этом этапе «Яндексу» и другим игрокам приходится иногда очень жестко работать локтями, отвоевывая себе долю рынка. Но фокус в том, что им это удается. И не только в России. Те же карты «Яндекса» очень популярны, например, в Турции. А что самое важное — есть очень четкое понимание, что каждая из миллионов установок — это результат работы команды «Яндекса».

Возможно, после реализации задумок Минкомсвязи число миллионов установок вырастет еще чуть-чуть, но в чем будет смысл этого успеха? Станут ли те, кто всегда предпочитал почту Gmail, пользоваться «Яндексом»? Предпочтут ли те, кто всегда ездил по картам Google, навигацию «Яндекса»? Очень маловероятно. Зато те, кто использует недорогие гаджеты с малым объемом памяти, внезапно выяснят, что как минимум четверть из нее занята приложениями, которые им не нужны и которые они, вероятно, не смогут удалить. Непонятно и что будет с Apple, которая нигде ничего не предустанавливает. Гораздо вероятнее, что компания скорее начнет сворачивать бизнес в России, нежели предустановит «Антивирус Касперского», при том, что в AppStore антивирусов нет в принципе.

А самое главное, что в результате вместо безусловного ощущения, что наши молодцы, мы получим чувство, знакомое по кинопрокату, поддерживаемому Минкультуры, когда наши-то, конечно, молодцы, но кто знает, что бы было, если бы все остальные фильмы не убрали из проката.

Противное чувство украденного успеха.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама