«Я еще пока работаю, но скоро 40 лет». Конфликт с «Аэрофлотом» глазами «толстых и старых» стюардесс | 360°

22 февраля 2017, 17:43

«Я еще пока работаю, но скоро 40 лет». Конфликт с «Аэрофлотом» глазами «толстых и старых» стюардесс

Читать 360 в

-

На днях стало известно, что стюардесса «Аэрофлота» планирует судиться с авиакомпанией из-за дискриминации по внешности. «Аэрофлот» якобы убрал ее надбавку к зарплате из-за большого размера одежды, ведь стюардесса должна быть стройной! Бортпроводница требует вернуть надбавку и выплатить компенсацию за моральный ущерб. Авиакомпания информацию о дискриминации опровергла, но случай уже успел получить большой резонанс. Редакция «360» побеседовала с «обиженной» бортпроводницей, ее коллегами, и узнала у эксперта, какие шансы у бортпроводницы в суде.

Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

«Ты ничего не докажешь»

В начале недели в СМИ появилась информация о своеобразном тесте на профпригодность для стюардесс: девушек заставили сделать фото в полный рост, сфотографировали лица и обмерили, разделив их на группы по уровню внешней привлекательности. Самыми ущемленными оказались дамы, которым больше сорока лет и чей размер одежды больше 46-го: по словам таких бортпроводниц, их лишают надбавок и не «сажают» на международные рейсы.

Однако смелости на открытое решение вопроса хватило только одной стюардессе Евгении Магуриной, которая попала в разряд «второсортных» из-за возраста в 41 год и 52-го размера. Храбрая бортпроводница рассказала «360», что «Аэрофлот» не верит в ее успех, а вот коллеги восхищаются волевым решением.

«Они мне говорили — ты ничего не докажешь, это все бесполезно. Ну, посмотрим. А коллегам: спасибо огромное, все они меня поддерживают, жмут мне руку, когда прихожу на работу», — заявила Магурина.

Она подготовилась серьезно — у нее уже есть адвокат, но информацию о нем она не разглашает даже «Аэрофлоту».

«Аэрофлот» подключил весь свой административный ресурс, ведь это «имиджевое» дело, и если я выиграю иск — это будет большой удар по репутации. Но самое обидное в том, что «Аэрофлот» ничего не предпринял, чтобы пойти со мной на компромисс, вернуть мне деньги и просто перестать меня унижать", — добавила Магурина.

Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

«Других еще не довели до ручки»

По словам бортпроводницы, она не одинока в своей обиде на авиакомпанию, ведь других стюардесс тоже «прессуют», но те продолжают терпеть по разным причинам — например, из-за финансовых трудностей или сильной эмоциональной устойчивости.

«Все молчат, потому что боятся — ипотеки, кредиты, дети. Да и не каждый человек может морально выдержать такой прессинг. Начинают гнобить — и человек сломался. Я никого не могу заставлять. Возможно, других просто еще не довели до ручки», — говорит бортпроводница.

«Лично меня никто так давно не обижал. Ни один работодатель. Сначала тебе вручают грамоту, а потом лишают средств из-за того, что у тебя не 46-й размер», — пожаловалась Магурина.

Фото: Евгения Новоженина/РИА Новости

«Я пока еще работаю»

Бортпроводница бизнес-класса «Аэрофлота», пожелавшая сохранить свое имя в тайне, рассказала «360», что высшее руководство компании, несмотря на опровержение подобных заявлений, в самом деле дискриминирует стюардесс, и недовольство среди персонала только растет.

«Могу честно сказать: все, что пишут по этому поводу в интернете, — чистая правда, никто ничего не преувеличил. Почти все из нас согласны с тем, что это — дискриминация, и это никому не нравится. Я еще пока работаю. Но все понимают: скоро и каждой из нас будет 40 лет, и мы неизбежно попадем в ту же самую ситуацию», — говорит она.

Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

«Крайняя мера»

Третья стюардесса — с 20-летним стажем — рассказала, что уже судится с «Аэрофлотом» по схожей причине. Она отмечает, что ей никто не угрожал, но адекватно сотрудничать и отвечать на вопросы компания отказывается.

«Обращаясь в суд, я подкрепляла все доказательствами. А мне говорили — вы правды не найдете, „Аэрофлот“ вас раздавит. Насчет коллег: кто-то боится, кто-то не хочет связываться, а кто-то действительно уверен, что это бесполезно. Наш профсоюз в это дело вообще не влезает. Для меня как работника, у которого куча грамот и благодарностей, это крайняя мера», — рассказала собеседница «360».

Женщина является действующей сотрудницей «Аэрофлота», поэтому отказалась указать имя и фамилию.

«Мне пока не хотелось бы афишировать ФИО… На меня могут наложить дисциплинарное взыскание. И даже уволить», — предупредила бортпроводница.

«Ты симпатичная — ты проходишь»

По словам бортпроводницы, решение «Аэрофлота» не имеет формальных оснований и обесценивает стюардесс, у которых действительно есть чему поучиться.

«Документально это нигде не прописано, что нельзя „выглядеть как-то не так“, что у тебя не должны ушки торчать или какой-то конкретный размер одежды быть. Нас сфотографировали, кто-то там посмотрел наши фото и решил — ага, ты симпатичная, ты проходишь, а ты некрасивая — не проходишь», — говорит стюардесса, которой пока не исполнилось 40 лет.

Подобная дискриминация ухудшает не только самооценку, но и материальное положение бортпроводниц, отмечает собеседница.

«Это происходит на уровне „хотите — летайте плохими рейсами“. Они ["Аэрофлот"] делают 22 рейса — в месяц больше нельзя — каких-нибудь самых коротких. В итоге — у тебя ни налета, ни зарплаты», — говорит она.

Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

«Такое больше нигде не происходит»

Бортпроводница считает, что ценз «Аэрофлота» приводит к открытому конфликту между руководством и сотрудниками.

«Нападок на „худых“ не было, конфликта между нами тоже. Есть конфликт между руководством и бортпроводниками. Руководство считает, что подход оправдан. А я лично считаю, что это ["обиженные» стюардессы] те люди, у которых нужно учиться, нельзя их так дискриминировать. Это неправильно. И только у нас в авиакомпании такое происходит", — рассказала стюардесса.

Фото: Максим Блинов/РИА Новости

Умей вертеться

В «Аэрофлоте» важно уметь подстраиваться, напомнила стюардесса. До недавнего времени стюардессы справлялись, крутились, как могли, а порой использовали не самые честные ходы.

«От меня, например, „Аэрофлот“ требовал, чтобы поправилась. Так вышло, что мой размер еле-еле до сорокового дотягивает. Но что поделать? Это моя комплекция», — рассказывает стюардесса.

Она отмечает, что практика «дифференцирования» не нова для Аэрофлота, но раньше стюардессы хитрили, чтобы не лишиться «высокого» статуса.

«Последние полгода нас измеряли, определяли размер одежды. Кто-то покупал форму поменьше, типа проходит в категорию „привилегированных“. Берешь сорок шестой, который еще можно, а у самой — сорок восьмой уже. Кто-то перешивал, переделывал из старой, придумывали, как могли. Кто-то покупал форму из Китая, потому что ее там шьют. А теперь — ни влево, ни вправо не шагнуть», — заявила бортпроводница.

Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

Это только начало

Руководитель правового департамента Конфедерации труда России Олег Бабич считает, что стюардессы имеют полное право судиться с «Аэрофлотом», и закон формально на их стороне.

«Любое преимущество должно выдаваться на основе квалификации и деловых качеств. В остальном все работники равны. Так что если [есть] претензии насчет фигуры или цвета глаз — это стопроцентная дискриминация. И то, что работник подал в суд, — абсолютно верно», — считает Бабич.

По его словам, этот судебный иск может создать резонанс: стюардессы посмотрят, чем закончится судебное разбирательство, и если их коллега выиграет, остальные пойдут по ее стопам. При этом Бабич не уверен, что судебное дело закончится в пользу пострадавших стюардесс.

«Когда речь идет о наших судах, нельзя быть уверенным ни в чем. Так часто бывает — думают, что дело абсолютно выигрышное, а оно в итоге по всем параметрам проигрывает.

При справедливом и грамотном подходе закон на стороне бортпроводников, что весьма невыгодно для «Аэрофлота». Если скандал будет набирать обороты, возможно, «Аэрофлот» и без суда пойдет на попятную", — говорит он.

Фото: Евгения Новоженина/РИА Новости

Тем временем, в пресс-службе «Аэрофлота» по-прежнему настаивают, что никакой дискриминации стюардесс по внешности и возрасту не было и нет, а главными критериями при приеме на работу являются опыт и профессиональные навыки.

«Аэрофлот» предъявляет высокие требования к своим кадрам в силу специфики своей деятельности, в которой приоритетом являются комфорт и безопасность пассажиров. Главными критериями отбора являются коммуникабельность, дружелюбие, знание иностранных языков, опрятный внешний вид", — рассказали «360» в пресс-службе перевозчика.

Реклама

Реклама