21 января 2017, 16:39

УФАС идет на Елену Летучую: в чем общественный совет по рекламе обвиняет “Ревизорро”

Читать 360tv в

-

Общественный совет по рекламе при УФАС Санкт-Петербурга согласился с заявлением неназванного гражданина о том, что в рекламе программы «Ревизорро» «Лена Летучая идет на Москву» прослеживается «разрушение основ патриотизма». Нарушений закона в рекламе с Кутузовым обнаружено не было, к тому же неизвестно, с какой целью гражданин решил поделиться своим мнением с ведомством. Мы обратились к представителю телеканала «Пятница» и эксперту по лингвистике, чтобы понять, насколько серьезны эти обвинения и прислушается ли к ним «Ревизорро».

Реклама

Реклама нового сезона «Ревизорро» появилась на YouTube и уличных плакатах осенью прошлого года. По сюжету ролика, ведущая передачи Елена Летучая в образе полководца отдает приказ идти на Москву.

По мнению гражданина, в рекламе программы «Ревизорро» (далее цитата): «…явно прослеживается подмена ценностей путем использования визуального и лингвистического ассоциативно-смыслового ряда, разрушение основ патриотизма, умаление заслуг, достижений и осквернение памяти личностей, которые внесли бесценный вклад в развитие России. Такая форма пропаганды телепрограмм и сами телепрограммы являются способом воздействия на подсознание людей и может оказать вредное влияние на обороноспособность страны». Из сообщения на сайте общественного совета по рекламе при УФАС Санкт-Петербурга.

Представитель телеканала «Пятница» Наталья Абрамочкина была в курсе ситуации и дала нам официальный комментарий:

«Насколько нам известно, никаких нарушений закона выявлено не было. Нам хотелось бы подчеркнуть, что это — аллегория, и образ — собирательный. Это притянуто за уши: у нее [Елены Летучей] нереалистичный мундир, нереалистична и сцена сражения. Поэтому мы не поняли, почему это может тревожить патриотические чувства некого жителя Санкт-Петербурга. Наоборот, мы хотели подчеркнуть мощь образа, но, повторюсь, это была аллегория. Этот информационный повод был бы уместен первого апреля. Нам на телеканал никаких официальных предписаний не поступало, поэтому реагировать в правовом поле мы не будем. Но интерес зрителей мы всегда учитываем, в частности, если этот господин направит жалобу на адрес пресс-службы телеканала, то мы будем готовы с ним встретиться и объяснить, что мы никоим образом не пытались попрать память о военных подвигах, которые имели место в истории», — сказала глава пресс-службы.

Можно предположить, что гражданин, обратившийся в УФАС, апеллировал к действующему закону «О рекламе»:

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Эксперт по лингвистике и преподаватель факультета журналистики МГУ Елена Кара-Мурза рассказала нам, содержатся ли в рекламе нового сезона передачи «разрушение основ патриотизма» и «подмена ценностей путем использования визуального и лингвистического ассоциативно-смыслового ряда»:

«Закон предлагает такие формулировки, и то, что человек обратился в УФАС с таким заявлением, демонстрирует, что текст оказал на него негативное воздействие. В рекламных произведениях часто используют трансформации образов. Был случай с плакатом „Родина-мать зовет в пейнтбол играть“, который тоже был признан ненадлежащим. Издевки над ценностью в данном случае нет, есть эксплуатация культурных образов. Стратегия рекламистов, очевидно, основана на том, чтобы зацепить внимание провокационным способом, но говорить всерьез о психологических последствиях вроде подрыва ценностей у молодого поколения в данном случае не стоит. Кому-то может не понравиться образ Кутузова и в художественном произведении: Лев Толстой, например, изображал его дряхлым засыпающим стариком. Донести до креаторов идею о том, что не всеми средствами можно делать рекламу, — это позитивное явление. Единственное, что тут есть место и преувеличению реальных последствий», — подчеркнула лингвист.

Продюсер: Мария Мешкова

Реклама

Реклама