15 августа 2017, 19:48

Обрезали крылья: одна из крупнейших авиакомпаний Европы заявила о банкротстве

Читать 360tv в

-

Вторая по величине германская авиакомпания Air Berlin запускает процедуру банкротства: в концерне просто не хватает денег для осуществления полетов. Основной инвестор решил больше не оказывать ей финансовой помощи. Эксперты «360» объяснили, что теперь будет с немецким и европейским рынками авиаперевозок.

О банкротстве во вторник, 15 августа, сообщает сама компания. Причина в том, что на протяжении последних восьми лет авиаперевозчик постоянно терпел убытки. Сейчас руководство концерна думает о том, как минимизировать негативные последствия.

«Мы работаем не покладая рук, чтобы найти наилучший вариант для нашей компании, наших клиентов и сотрудников в сложившейся ситуации», — приводятся в релизе слова генерального директора Air Berlin Томаса Винкельмана. Там же отмечается, что в ближайшие месяцы перевозчик будет работать в штатном режиме, отменять рейсы не планируется, а все купленные билеты остаются действительными.

Решение о начале процедуры банкротства было принято после того, как основной акционер компании, владеющий 29,21% акций, арабский концерн Etihad Airways отказался больше выделять средства на обеспечение работы убыточного перевозчика.

Дела компании «ухудшаются беспрецедентными темпами, что не позволяет перевозчику преодолевать серьезные трудности или принимать альтернативные решения», — приводит «Коммерсант» слова акционера. «В этих обстоятельствах миноритарный акционер не может предоставлять поддержку, которая только увеличивает его дальнейшее финансовое участие», — говорится там же.

«Это жесткий удар для сотрудников Air Berlin. Нашим приоритетом остается сейчас гарантирование рабочих мест. Air Berlin должен всесторонне позаботиться о прозрачности и предоставить всю необходимую информацию», — цитирует РИА «Новости» сообщение немецкого профсоюза работников сферы общественных услуг.

Ситуацию должно облегчить то, что правительство Германии предоставит авиакомпании кредит в 150 миллионов евро на период реструктуризации. «Мы исходим из того, что на три месяца этих денег хватит», — приводит ТАСС слова министра экономики ФРГ Бригитты Циприс.

Там же упоминается совместное заявление немецких минэкономики и минтранса о том, что правительство готово поддерживать Air Berlin до конца летнего туристического сезона. «Сейчас десятки тысяч отдыхающих находятся в отпусках по всему миру. В ином случае их возвращение гарантировать бы не получилось, альтернативных вариантов вернуть их обратно не было», — отмечается в заявлении.

В правительстве планируют, что авиаперевозчик будет возвращать кредит, реализуя свои активы. Помимо этого, деньги можно получить от продажи слотов (время прилета и вылета в аэропортах). «Исходим из того, что компания свои слоты будет продавать и кредит будет возвращен в том числе за счет этих средств», — объяснила Циприс.

Air Berlin уже ведет активные переговоры со своим конкурентом и самым крупным авиаперевозчиком Германии компанией Lufthansa о продаже структурных подразделений. «Помимо всего прочего, будет гарантирована дальнейшая эксплуатация взятых в аренду самолетов, которые осуществляют рейсы для Eurowings и Austrian Airlines», — заверили в концерне.

Компания Air Berlin терпела убытки с 2008 года и искала зарубежных инвесторов. В 2011 году удалось привлечь средства от Etihad Airways, которая нарастила долю в капитале перевозчика с 2,9% до 29,2%.

В конце прошлого и начале этого года инвестор выделил немецкому перевозчику 300 миллионов евро, получив в обмен долю Air Berlin в размере 49,8% в ее дочерней авиакомпании Niki. На конец 2016 года долг авиаперевозчика составлял 1,2 миллиарда евро, а убытки в 2016 году достигли 782 миллионов евро.

По данным самой компании, в прошлом году она перевезла 28,9 миллионов пассажиров. Штат сотрудников по состоянию на 31 марта 2017 года насчитывает более восьми тысяч человек. Перевозчик совершал рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Челябинск, Ростов и еще 11 российских городов.

Директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак объясняет в разговоре с «360», что рынок европейских авиаперевозок не изменится с уходом Air Berlin. «Перевозчики приходят и уходят. Это нормальный процесс. Свято место пусто не бывает. Европейская и международная конкуренция там очень сильная. Кто-нибудь новый появится и подрастет. Да и большим национальным перевозчикам нужно меняться. Lufthansa проходит уже не первый год массированную реструктуризацию», — говорит Рыбак.

Эксперт отмечает, что спасти компанию Air Berlin вряд ли получится даже если финансовая помощь от правительства Германии будет оказана в большем объеме. По его мнению, у авиаперевозчика практически нет активов, которые можно реализовать, чтобы вернуть даже те 150 миллионов евро.

На вопрос о том, не вырастет ли стоимость билетов из-за того, что на немецком рынке останется единственный крупный перевозчик, Рыбак напоминает, что в Евросоюзе «открытое небо» и там не стоит вопроса о единственном национальном перевозчике.

Европейский рынок полностью либерализован, и там конкурируют все против всех. Там нет национальных границ. Как следствие, там нет внутристрановой монополии. В этом смысле я бы не призывал наших сограждан беспокоиться. А за пределами Европы Lufthansa конкурирует с перевозчиками Персидского залива или турками за стыковки между Азией и Америкой — Борис Рыбак.

Но финансовые проблемы могут сказаться на безопасности авиаперевозок Air Berlin, считает директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко.

«Как только возникают экономические трудности, это сразу отражается на безопасности полетов, потому что авиакомпании начинают экономить. Где можно срезать углы в безопасности полетов, эти углы срезаются. То же самое происходит и с профессиональной подготовкой экипажей», — комментирует он ситуацию для «360».

Реклама

Реклама