12 декабря 2016, 18:39

«Мы пользуемся шрифтом, деньги за который идут в США». Эксперты о запрете на  TimesNewRoman

Читать 360tv в

-

TimesNewRoman — официальный шрифт в российском документообороте, однако отечественной операционной системе AstraLinux придется искать что-то на замену. После отказа правообладателя продать лицензию на использование шрифтов российскому разработчику АО «НПО РусБИТех», компания создала аналоги TimesNewRoman — PT AstraSans и PT AstraSerif, которые могут безболезненно прийти на смену оригиналу, заявил дизайнер Валентин Филиппов.

Реклама

«Рисунок этого шрифта отличается от Times, но метрики те же самые — то есть буквы занимают то же самое место, и если в документе заменить Times на AstraSans, текст не „поедет“, все останется на месте. Подавляющее большинство людей не обращают внимания на шрифты, поэтому такой замены никто бы не заметил. В итоге, по сути, проблема уже решена», — пояснил он.

Российским нормативным документам нужен не TimesNewRoman, а разрешение на использование аналога. Именно это и является ключевой проблемой в сложившейся ситуации.

«Логика у этого требования есть — мало ли, кому-то придет в голову набрать текст нечитабельным шрифтом. Однако его жесткость не оправдана, особенно в свете того, что шрифт Times, хоть и прилагается бесплатно к Windows и Mac OS, является частной собственностью, и компаниям его нужно лицензировать для использования в своих программных продуктах. Если удастся изменить это требование, проблема будет исчерпана», — добавил Филиппов.

Шрифт TimesNewRoman был создан в 1931 году для газеты Times, а с 1990-х годов стал стандартным в редакторе ОС Windows. В бумажный документооборот в РФ он попал по вполне логичному пути — большинство российских компаний, в том числе и государственных, работают преимущественно в MicrosoftWord. Применение именно этого шрифта упоминается в правилах многих документов, потому что при его изменении форматирование может слететь, заявил управляющий партнер и дизайн-директор AIC Сергей Попков.

«Все это выльется как минимум в изменение количества страниц в документах. Но на самом деле не так все печально. В России достаточно специалистов, чтобы качественно решить эту задачу. В этом нет никакой серьезной проблемы, была бы задача», — заявил он.

Сейчас в России вовсю разрабатывается дизайн государственных систем, который подразумевает и работу над шрифтами. Над проектом работают несколько компаний, в том числе AIC. Так что появление единого государственного шрифта — всего лишь вопрос времени.

«Разработка семейства шрифтов, которые полностью заменять NewRoman, может занять от шести месяцев до нескольких лет. Большая временная вилка связана с тем, что необходимо провести различные операции различной степени сложности, чтобы финальный продукт был идеальным», — пояснил он.

Конкретно AIC работает над госшрифтом для интерфейсов. Первый вариант базового шрифта удалось разработать всего за три месяца.

«Это немного другая задача, укоторой еще нет решения. Сейчас важно думать об экранах и интерфейсах, потому что бумажный документооборот сильно сокращается и в перспективе должен вообще исчезнуть. Мы три месяца работаем над госшрифтом для дисплея и подошли к финальному варианту первого шрифта, к Новому году презентуем», — сказал Попков.

По словам директора центра НПО «РусБИТех» Юрия Соснина, разработкой PT AstraSans и PT AstraSerif занималась компания «Паратайп». На создание семейства шрифтов ушло порядка девяти месяцев.

«Компания „Паратайп“ пользовалась уже ранее разработанными для Минсвязи шрифтами, у них уже был задел. В нашем конкретном примере, с отладкой, с тестированием, на это ушло до девяти месяцев работы», — сказал Соснин, уточнив, что речь идет не только о базовом варианте шрифта, но и о различных его начертаниях, включая жирное или курсив.

Напомним, отказ американской компании MonotypeImaging в продаже лицензии был обусловлен якобы тем, что НПО «РусБИТех» сотрудничает с Минобороны РФ. Сделка сорвалась в последний момент, по словам источников «Коммерсанта», правообладатель TimesNewRoman сначала заломил цену, чтобы отпугнуть российских покупателей, а после и вовсе отказалась от договора.

«Суть проблемы в том, что мы пользуемся зарубежным шрифтом, деньги за который поступают в США. Кроме того, эта компания может в односторонне порядке запретить им пользоваться под любым надуманным предлогом, коим и оказался описанный в публикациях пример. Отсюда возникает опасность, что требования нормативных документах в один прекрасный день могут не исполняться», — подчеркнул Соснин.

Реклама

Реклама