В России разрабатывают многоразовую ракету‐носитель: чем она отличается от Falcon и куда полетит | 360°

02 января 2018, 14:21

В России разрабатывают многоразовую ракету‐носитель: чем она отличается от Falcon и куда полетит

Читать 360 в

-

Изначально проект КОРОНА расшифровывался как «Космическая одноразовая ракета, одноступенчатый носитель [космических] аппаратов». Ее разработкой 20 лет занимался Государственный ракетный центр имени Макеева. Это один из российских лидеров по разработке ракетно-космической техники. Помимо этого, центр проектирует боевые ракетные комплексы и гражданскую продукцию — медицинскую, газо- и нефтедобывающую.

Реклама

В 1992 году в центре Макеева задались целью создать многоразовую ракету, которая бы взлетала и садилась вертикально. Они создали концепцию разработки, определили технологические и технические решения. Но в 2012 году проект свернули — не было финансирования. КОРОНА осталась на последнем этапе эскизного проекта. «Мы прошли эту стадию почти целиком и совершенно самостоятельно, без внешней поддержки. Все, что можно было сделать, мы уже сделали. <…> Мы знаем, что, где и когда должно быть произведено. Теперь надо переходить к практическому проектированию, производству и отработке ключевых узлов, а на это требуются деньги, так что сейчас все упирается в них», — рассказывал один из конструкторов.

О возвращении к разработке заявил генеральный конструктор ГРЦ Владимир Дегтярь. Он сообщил «Интерфаксу», что, в отличие от американского Falcon, у проекта КОРОНА не будет отделяемых ступеней. Ракета должна стать по сути космическим кораблем с мягкими взлетом и посадкой, а это «открывает дорогу к реализации дальних межпланетных полетов с экипажами на борту».

Член Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков по просьбе «360» объяснил, что говорить о межпланетных полетах еще рано. Пока КОРОНА предназначена для суборбитальных полетов — то есть таких, где траектория будет близка к орбите искусственных спутников.

По словам Железнякова, первоначально конструкторы заявляли грузоподъемность примерно в 300 тонн, но на практике это трудно осуществить. Вероятно, ракета сможет только выводить аппараты и полезную нагрузку на низкие орбиты. И в этом ее основное отличие от Falcon компании SpaceX. Сравнивать их нельзя — это разные классы ракет.

Falcon — ракета двухступенчатая, она предназначена для запуска именно космических аппаратов и только для них, причем аппараты достаточно тяжелые. КОРОНА позволит выводить в лучшем случае пару сотен килограммов на низкую орбиту. При суборбитальном полете будет побольше масса выводимого полезного груза. Но сравнивать их с Falcon никак нельзя — Александр Железняков.

На фото: запуск ракеты Falcon 9 / Викимедиа

Похожие разработки ведут американские компании Delta Clipper и Blue Origin. В чем будет уникальность российской ракеты, академик затруднился сказать — по его словам, пока нет и зримых преимуществ по стоимости запуска. Железняков предположил, что у проекта снова могут возникнуть проблемы с деньгами. Центр Макеева начал разработку не по госзаказу, а по собственной инициативе, и финансирование может затянуть разработку. «Поэтому если сейчас взялись, то, наверное, лет семь потребуется, чтобы довести ракету до этапа летных испытаний», — предположил академик.

Похожие цифры звучали и в статье «Популярной механики», написанной при участии ведущего инженера-конструктора проектного отдела ГРЦ Александра Вавилина. Там сообщилось, что при финансовой поддержке опытная эксплуатация первых ракет КОРОНА начнется через семь-восемь лет. И сумма для этого нужна небольшая в масштабах ракетостроения — два миллиарда долларов. Инвестиции конструкторы планируют вернуть через семь лет полетов. А возможность использовать ракету в нескольких запусках, считают в центре, позволит наладить постоянный грузопоток между Землей и ее орбитой.

Железняков считает, что проекту КОРОНА будет сложно конкурировать с аналогичными ракетами-носителями. Но его можно реализовать в другой сфере. «Подобные системы сейчас наиболее актуальны для космического туризма — то есть для совершения прыжков за пределы Земли и атмосферы. Если макеевцы именно в этом направлении собираются работать, они могут выйти на этот рынок — если он, конечно, появится в ближайшие годы. И там более-менее конкурировать, если их разработка окажется в техническом плане достаточно прогрессивной», — подытожил он.

Реклама

Реклама