22 декабря 2016, 19:01

Докажи, что застрахован: с какими проблемами столкнутся владельцы электронных полисов ОСАГО

Читать 360tv в

-

С 1 января все страховые компании должны будут обеспечить оформление полисов ОСАГО в электронном виде. Нововведение должно сделать процесс оформления страхового договора проще, избавить от искусственных очередей, которые создаются в некоторых регионах, а также исключить случаи, когда у страховщика или его агента якобы нет бланков полисов. До недавнего времени только 17 страховщиков предоставляли эту услугу, за последний месяц их количество увеличилось до 33. Общая доля этих компаний на рынке по объему собранной премии составляет почти 90%, сообщила «Российская газета».

Реклама

По мнению экспертов, к 1 января все страховые компании перейдут на электронные полисы, тем более, что апробация в добровольном порядке была объявлена почти год назад. Выбора у компаний нет, иначе они лишатся возможности вообще работать на рынке ОСАГО.

«Те, кто там уже работает, вряд ли они пойдут на такие глупости», — считает заместитель руководителя Всероссийской службы экстренной помощи при ДТП Российского союза спасателей Глеб Виленский.

«Сложность здесь в другом. Страховщики, с учетом того, что сейчас страхование очень убыточно для них, не хотят продавать полисы в электронном виде. Понятно, что ЦБ за это их собирается наказывать, но и они будут предпринимать какие-то уловки, чтобы не продавать», — добавил президент АНО по защите прав страхователей «За справедливые выплаты» Александр Коваль.

Он уверен, что среди водителей электронные полисы будут пользоваться спросом, особенно в так называемых «токсических» регионах, где создаются искусственные очереди.

«Таких регионов 26. Естественно автовладельцы из этих регионов будут пытаться купить полис в электронном виде, тем более что регламент покупки достаточно жесткий не в пользу страховщиков», — уточнил эксперт.

Заменит ли электронный полис розовый бланк

Являясь большим противником введения электронных полисов ОСАГО, Виленский надеется, что «у большинства автовладельцев хватит ума, чтобы покупать обычные бумажные полисы ОСАГО, а не электронные», тем не менее, соглашается, что для жителей проблемных регионов это будет наиболее простой выход.

Одна из возможных сложностей, с которой могут столкнуться водители, это трудности с подтверждением страхования. Поэтому документ все равно необходимо будет распечатать и возить с собой. И не факт, что распечатанный на обычном принтере полис будет считаться официальным.

«Когда у вас на руках нет официального документа, то есть договора со страховой компанией, то в случае ДТП нужно убедить второго участника в том, что у вас реально есть ОСАГО. Для этого надо с места аварии выходить в интернет и пробивать номер полиса на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Далеко не везде есть скоростной мобильный интернет для того, чтобы это сделать. <…> А теперь представим себе, что у сотрудника ДПС сейчас нет этого доступа: батарейка села или сотовая связь недоступна. Как вы дальше будете решать этот вопрос с сотрудниками ГАИ, я пока даже представить себе не могу. Будут ли они по умолчанию считать, что полис в таком случае у человека есть, либо они будут считать, что в этом случае у человека нет страховки — большой вопрос», — пояснил Виленский.

Проблемы могут также возникнуть при обращении в суд. Понадобится либо заверенный распечатанный электронный полис, либо тот самый розовый бланк.

«Другие документы суд принимать не будет, и в этом будет проблема, скорее всего. <…>Но технический прогресс движется, и через какой-то период времени, через год, два, три, наверное, все полисы будут в электронном виде», — сказал Коваль.

Что дальше, страховщики?

Еще одно важное нововведение следующего года, которое готовят законодатели — это замена денежной страховой выплаты на натуральное возмещение, то есть на организацию ремонта транспортного средства. Пока что это только проект закона.

«Мы думаем, что он может быть принят не с 1 января, поскольку прошло еще только первое чтение в Госдуме, а где-то, может быть, с апреля или июня», — сказал заместитель исполнительного директора РСА Евгений Уфимцев.

Многие автовладельцы выступили против инициативы. По идее, водители сами смогут выбрать автосалон для ремонта, но их перечень будет предлагать именно страховая компания.

«На самом деле, здесь вот какой главный камень преткновения: мне до сих пор непонятно, как смогли войти в 35-ю статью Конституции РФ, которая гласит о том, что каждый гражданин вправе распоряжаться своим имуществом. Если я не могу получить деньги, то я распоряжаюсь своим имуществом или нет? Я должен ремонтировать там, где мне скажет страховщик, или там, где я хочу? Эта проблема не разрешена», — прокомментировал Коваль.

Существуют и другие проблемы: заместитель генерального директора Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) Андрей Барсуков считает, что отправляя автовладельцев на ремонт, страховщики не смогут гарантировать, что он будет выполнен качественно. А координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов заявил, что компании ради экономии будут использовать для ремонта в основном бывшие в употреблении запчасти.

 

Реклама

Реклама