21 января 2019, 23:39

Единый магазин алкоголя или спасение друг друга. Что стоит за объединением «Дикси», «Красного & Белого» и «Бристоля»

Читать 360tv в

Российский рынок ретейла 21 января пережил небольшое потрясение с далеко идущими последствиями. О своем слиянии в единый розничный бизнес сообщили три сети магазинов: алкомаркеты «Бристоль» и «Красное & Белое» и продуктовый «Дикси». Как пояснили бенефициары сетей, в результате появится третий по обороту розничный ретейлер в России. «360» выяснил не станет ли новый игрок на рынке ретейла монополистом на рынке алкоголя, а также кому больше всех выгодно это объединение.

Тройное слияние

Владельцы «Дикси» и «Бристоля — Игорь Кесаев и Сергей Кациев, а также глава сети «Красное & Белое» Сергей Студенников выпустили совместное заявление об объединении своих бизнесов. Согласно сообщению бенефициаров доли распределят следующим образом: Кесаев и Кациев получат 51%, а Студенников — 49%.

Реклама

В ходе паритетного объединения стороны используют денежные инструменты для уравнения активов. Другие детали предстоящей сделки не раскрываются.

Реклама

Общее количество торговых точек всех трех сетей по стране составляет более 13 тысяч.

Сеть магазинов «Красное & Белое» — сеть магазинов, основанная предпринимателем из Челябинска Сергеем Студенниковым. Она входит в первую десятку продовольственных сетей России. Торговая сеть «Дикси» входит в структуры Mercury Group, которые объединяет некоторые активы Игоря Кесаева и Сергея Кациева. Кроме того Кесаев и Кациев ранее владели 98,8% «Бристоля» пока в 2015 году не продали 31,8% «Дикси». Но уже к концу года Кациев выкупил долю обратно.

Как сообщил «Коммерсант», общая выручка трех сетей за первые шесть месяцев 2018 года оценивалась в 312,7 миллиарда рублей. Если сделка состоится, то объединенная компания станет третьей по размеру продовольственным ретейлером России. Она уступит только X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магниту». Четвертое место достанется «Ленте».

«Ведомости» со ссылкой на источник близкий к Кесаеву и Кациеву сообщили, что стороны договорились о сделке и уже подписали юридически обязывающие документы. Сейчас они готовят новый пакет для рассмотрения Федеральной антимонопольной службой.

Поглощение государством

Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Владимир Дробиз в беседе с «360» заявил, что не исключено, что новая крупнейшая торговая сеть может перейти под контроль государства, которое получит полную монополию на продажу спиртного.

«На сегодняшний день, отчасти государство контролирует такую компанию, как „Магнит“. Это, на мой взгляд, оператор номер один на алкогольном рынке. Даже если он в чем-то проигрывает по обороту кому-то другому. Но сам факт, что по количеству торговых точек, по распространенности, по географии, конечно, это компания номер один. Она уже контролируется государством», — заявил он.

В феврале прошлого года основатель и основной акционер «Магнита» Сергей Галицкий продал свою долю в сети банку ВТБ. Предприниматель и президент госбанка Андрей Костин подписали соглашение на инвестиционном форуме в Сочи.

Владимир Дробиз напомнил, что перед новым годом в компании «Красное & Белое» прошли обыски, что, возможно, стало основным аргументом для слияния с «Дикси» и «Бристолем» и создания единого крупного игрока ретейла, который в итоге должен перейти под контроль государства.

При этом ничего страшного в такой постановке эксперт не видит. Он напомнил, что государственная монополия на продажу алкоголя действует на сегодняшний день в Финляндии и Швеции. Кроме того, точно такая же ситуация с единственным законным продавцом спиртного была и в Советском Союзе.

«Ситуация кардинально поменялась во внешней и внутренней политике, так что звезды сошлись, чтобы появился новый супероператор. У государства будет фактически госмонополия на розницу», — подчеркнул Владимир Дробиз.

Ставка на «&»

Основным выгодоприобретателем от сделки станет сеть «Красное & Белое». Такое мнение в беседе с газетой «Ведомости» высказал генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистов. По его мнению, это агрессивный и растущий игрок, который может составить конкуренцию «Магниту» и «Пятерочке». Магазины «Бристоля» могут поменять вывеску на более успешный бренд «Красного & Белого», а в сетях «Дикси» могут выделить площади под продажу товаров алкомаркета.

На начало 2018 года «Дикси» на рынке ретейла стал только пятым, а сделка позволит владельцам компании наконец заработать на этой сети. Продать ее Кесаев и Кациев не смогли, сеть уже вышла из кризиса, но пока ее положение не очень устойчиво.

«Красное & Белое» при поддержке новых партнеров может избавиться от рисков новых обысков со стороны налоговиков Росалкогольрегулирования и ФСБ. По словам Бурмистрова, у сети более 50 юридических лиц, которые постоянно меняются, что не могло не вызвать вопросы у надзорных органов, что в итоге и привело к обыскам в декабре.

Кесаев и Кациев смогут снизить подобные риски и позволить «Красному & Белому» выйти на открытый рынок, где через несколько лет возможно провести частное или публичное размещение ценных бумаг.

Мнение продавцов алкоголя по появлению нового крупного игрока разделилось. Одни считают, что новая компания уже через год сможет обогнать лидера розничного рынка Х5 Retail Group. Другие заявляют, что теперь можно ждать большей наценки на алкогольную продукцию, что приведет к увеличению продаж контрафакта, так как все уже привыкли к доступным ценам пока не объединившихся сетей.

Реклама

Реклама