29 апреля 2019, 22:01

Что не так с битвой за Винтерфелл? Почему главное сражение «Игры престолов» разочаровало многих фанатов

Читать 360tv в

Битва за Винтерфелл, развернувшаяся между героями «Игры престолов» и предводительствуемой Королем Ночи армией белых ходоков и зомби, обещала стать одним из центральных эпизодов восьмого сезона любимого миллионами зрителей по всему миру сериала. Сражение должно было быть самым масштабным в истории легендарного блокбастера, превзойти битву на Черноводной во втором сезоне, оборону Черного замка — в четвертом и битву бастардов — в шестом. Сообщали, что дабы понять, как лучше снять длинную батальную сцену, режиссер Мигель Сапочник ориентировался на битву в Хельмовой Пади из «Властелина колец», а ночные съемки заняли шесть недель.

Результат и в самом деле впечатлил зрителей: большие массы войск, много пламени среди тьмы и пурги, битва драконов — живых и мертвого. Но нашлось немало и тех, кто был недоволен и даже оскорблен в своих ожиданиях. Некоторые назвали оборону Винтерфелла худшей битвой во вселенной «Игры престолов».

Реклама

Мы систематизировали претензии пристрастных фанатов. Однако дальнейший текст рекомендуется читать только тем, кто уже посмотрел фильм или же не страдает распространенным сегодня заболеванием — «спойлерофобией».

Прежде всего, ночные съемки ночной битвы оказались на практике не такой хорошей идеей, как в замысле. Значительное число зрителей просто ничего не могли разглядеть на протяжении многих сцен. Те же, кто смотрел происходящее не ночью в зашторенной комнате на новейшем телевизоре, а днем в электричке на бликующем смартфоне, и вовсе кляли режиссера на чем свет стоит. Тьму, оказывается, тоже нужно уметь снимать.

Оригинальностью сражение тоже не блистало. В нем было слишком много от обороны Черного замка, что, впрочем, объяснимо: основу армии мертвецов составляли те же погибшие одичалые, включая великанов, а стены Винтерфелла защищали братья Ночного Дозора. На битву за Хельмову Падь сражение за Винтерфелл тоже похоже не было, напоминая, скорее, оборону Минас Тирита в той же киносаге. Даже странно, что прежде чем Арья одним ударом не зарезала Короля Ночи, между ними не состоялся диалог, как у Короля-Чародея Ангмара и Эовин: «„Меня не убить смертному мужу!“ — „А я не муж!“»

Но кинематографические огрехи меркнут перед ошибкой в логике событий с точки зрения военного искусства и здравого смысла.

Что Джон Сноу не великий полководец, дал всем убедиться еще Рамси Болтон в битве бастардов, но даже компетенции Джона хватило бы, чтобы понять, что давать живым мертвецам полевое сражение — не лучшая идея.

Поскольку армия Короля Ночи состоит из оживленных покойников, то каждый павший со стороны живых пополняет армию противника — так в итоге и произошло.

Истратить дотракийцев, безупречных, дома Севера, вообще-то, еще нужных для битвы с Серсеей, на побоище с безмозглыми мертвяками, лишь увеличив тем самым их войско, могли бы лишь законченные идиоты.

Основой стратегии живых должно было стать уничтожение максимального числа мертвецов при минимальных потерях. Не было никакой трудности отсидеться за стенами Винтерфелла, усеяв поле вокруг него многочисленными ямами, создав множество пылающих препятствий, включая огненные ловушки. Мертвецов могли расстреливать массы лучников, по ним должны были попадать из дальнобойных орудий, которыми в фильме успели воспользоваться пару раз, прежде чем сдать.

Полное ощущение, что создатели фильма не слышали ничего о принятых в античных и средневековых войнах способах обороны стен, включая литье на осаждающих кипящей и пылающей смолы, что в случае противостояния армии зомби было бы особенно эффективно. Наконец, Тирион по крайней мере мог бы попытаться изготовить дикий огонь, так хорошо послуживший ему при Черноводной.

Иными словами, тактика обороны защитников Винтерфелла работала только на увеличение их потерь и пополнение воинства Короля Ночи.

При этом защитники сражались все время с самой неважной частью армии мертвецов — зомби.

Они даже не попытались атаковать белых ходоков, хотя отлично было известно, что вместе с павшим ходоком гибнут и контролируемые им зомби. Тактика мертвецов, при которой ходоки становятся сзади зомби и сами в атаку не идут, отлично должна была быть известна Джону Сноу по сражению в Суровом Доме.

Соответственно, защитники обязательно должны были сделать засаду из тех же дотракийцев во главе с Джорахом Мормонтом, которая ударила бы по ходокам, когда они остались бы одни, без ушедших вперед зомби. Вместо этого у пользователей Сети появился повод шутить: «При съемках эпизода ни один белый ходок не пострадал». Лишь раз Джон и Дейенерис пролетели над ними на своих драконах, но даже не попытались атаковать, закруженные снежной бурей. Ходоки безо всяких сложностей дотянули до конца серии и погибли вслед за своим королем.

А дотракийцам было придумано самое бессмысленное применение из возможных: их послали в лобовую атаку с пылающими мечами на армию мертвых — и их огни погасли за минуту. Основой тактики дотракийцев было массированное наступление лавой легкой кавалерии, чтобы напугать и психологически сломить противника: масса полуголых, раскрашенных, улюлюкающих дикарей с серпами, демонстрирующих чудеса вольтижировки. Все это эффективно против пехотинцев-людей, но совершенно бесполезно против зомби, которые по естественным причинам к панике не склонны и за свою жизнь не боятся. Их нельзя напугать, их можно только уничтожить.

Дотракийцев следовало использовать как засадный полк или на худой конец как мобильный резерв для затыкания брешей, погрызенных мертвецами в рядах безупречных. Получилось же, что лучшую на обоих континентах кавалерию превратили в компост ни за что, а Дейенерис еще Железный трон завоевывать.

Очень странный вид приняла и воздушная битва драконов. Точнее, она не приняла вообще никакого вида. Телодвижения и сшибки драконов в воздухе оказались для зрителей совершенно непонятными. А драконы, по большому счету, продемонстрировали свою бесполезность — они не выполнили даже свою стратегическую задачу нейтрализовать ледяного дракона-зомби, по сути, они лишь поджарили толику живых мертвецов и потеряли функциональность. Не подтвердилась и популярная фанатская теория, что Бран Старк возьмет контроль над одним из драконов и будет сражаться с его помощью. Так что зачем Бран просидел весь эпизод с закаченными глазами, так и осталось тайной.

С Браном вообще получилась загадка. Было известно, что Король Ночи придет за ним. Зачем в таком разе было сажать его в богороще Винтерфелла, заставляя мертвецов штурмовать замок, вместо того чтобы поместить его как можно дальше и спрятать в засаде ту же Арью и еще нескольких имеющих шанс убить главного супостата бойцов?

С другой стороны, как вообще удалось убить короля одним ударом кинжала из валирийской стали, если перед этим он не горел в драконьем пламени? Ведь валирийская — это сталь, закаленная в пламени драконов и именно от него берущая свои чудесные свойства.

В результате внезапная гибель Короля Ночи посреди полной его победы от одного удара представляется немотивированной. Многим это напомнило, как в седьмом сезоне с помощью того же кинжала и столь же немотивированно был «выпилен» хитроумнейший из персонажей сериала — Мизинец.

С другой стороны, потери защитников замка неприлично малы. Продюсеры явно поостереглись устранять хотя бы одного из главных полюбившихся публике персонажей. В результате «суперзвезд» не ранили сотни ударов зомби, не брала усталость, не жгло пламя ледяного дракона. Остались в живых даже такие казавшиеся очевидными на вынос персонажи, как Джейме Ланнистер и сир Давос Сиворт.

Продюсерский диктат превратил «Игру престолов» в «Подвиги и приключения Арьи Старк». Судьба девочки-убийцы привлекла, очевидно, наибольшее число фанатов (кто сказал Лолита?) — и ее заставили заниматься сексом, убегать от зомби и совершать главный подвиг, для которого она кажется несколько неорганичной. Напротив, Джон и Дейенерис оказались в ходе битвы почти так же бесполезны, как и их драконы.

Единственным серьезным игроком оказалась огненная жрица Мелисандра — именно она проявила себя как подлинный стратег и полководец и подготовила итоговую победу, за что расплатилась лишь смертью, по сути, самоубийством. Может, это она была обещанным Азор Ахаем? Пока Джон с трудом цеплялся за живого дракона, а потом прятался от мертвого, она решала вопросы.

В общем, несмотря на зрелищность и сумасшедшее напряжение, главная битва «Игры престолов» оставила у многих фанатов чувство неудовлетворенности. И к этому мы шли восемь сезонов? Где метафизика, где магия, где легенда об огненном принце? Бездарно проведенная битва закончилась ударом кинжала исподтишка. Такое в истории бывало, конечно, не раз, но готовили зрителей не к этому. Впрочем, на одного человека это накладывает особую ответственность: на Джорджа Мартина. Многие с удвоенным напряжением будут ждать оставшихся двух финальных книг его фантастического эпоса в надежде из них узнать, «как же все было на самом деле»?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама