Борьба с «теневым» прокатом голливудских фильмов в России: причины и последствия | 360°

22 апреля 2024, 07:03

Закрытый показ. Как в России борются с пиратским прокатом голливудского кино

Продюсер Большакова предположила, чем обернется борьба с пиратством в России

Читать 360 в

Из расписания российских кинотеатров внезапно исчезли крупные голливудские релизы: вторая часть «Дюны», «Мадам Паутина» и другие фильмы. В СМИ появилась информация, что прокатчиков вынудили отказаться от зарубежных новинок в пользу отечественных. Почему с пиратством снова начали бороться и к чему это приведет, выяснял «360».

Удар за ударом

Бизнес кинопроката в России стабильно — раз в два года — переживает кризис. В 2020-м мир накрыла пандемия коронавируса, когда зрители физически не могли посещать киносеансы. После временной приостановки кинотеатры заработали вновь, однако было множество неудобств: требование носить маски и покупать билеты только в шахматном порядке.

Реклама

Не успели кинотеатры финансово восстановиться после первого удара, как за углом их поджидал следующий. В марте 2022 года зарубежные киностудии Warner Bros., Universal Pictures, Disney, Sony и Paramount перестали сотрудничать с российским прокатом. Даты совпали с истекшим контрактом на прокат картин. В итоге отечественным компаниям просто нечего было предложить своему зрителю, и продажи снова рухнули.

Тогда местный кинематограф поднажал, и спустя полгода расписание в кинотеатрах вновь запестрило кинолентами, в том числе зарубежными. Из российских были даже успешные «Холоп» и «Чебурашка».

Unsplash

Казалось бы, ситуация начала выправляться, кинотеатры вновь начали расправлять грудь. Но теперь в России решили бороться с пиратством…

Киношные фокусы

Как в России показывали голливудское кино без прокатных удостоверений? Кинотеатры придумали несколько способов.

Неофициальный прокат

Так, например, произошло с «Бэтменом». В апреле 2022 года создатель Warner Bros. уже объявил об уходе из России. Премьера должна была состояться со дня на день, поэтому киноленту успели доставить в российский прокат.

Кинотеатры утверждали, что показ легальный, поскольку получил соответствующее удостоверение. Но все же Warner Bros. не давал своего согласия. Поэтому прибыль компании пришлось переводить через посредников, а не напрямую.

Частные показы

В других случаях кинотеатры арендовывали блогеры и предприниматели. Они якобы организовывали показы зарубежных новинок. Таким образом в апреле 2022 года показали «Армию мертвецов», «Красное уведомление» и мультфильм «Я краснею».

Unsplash

Киновечеринки

Этот формат похож на предыдущий, только зал арендовывало не конкретное лицо, а компания-организатор. Мероприятие назвали Party.

В анонсах подчеркивалось, что показы проводят не кинотеатры. Купить билет на такой сеанс просто так нельзя было: требовалось забронировать место через смартфон, а уже потом получить проходку.

Схему придумал петербургский «Великан Парк». В июле так показали «Бэтмена», «Доктора Стрэнджа», «Морбиуса» и новый «Топ Ган».

Бесплатное предсеансовое обслуживание

Это самый популярный вариант проката голливудских картин. Сначала зрителям показывали «бонусный» зарубежный фильм, а затем — «основной» отечественный, чаще всего короткометражку, до которой мало кто из посетителей досиживал.

Unsplash

Тогда юристы говорили, что подобные схемы незаконны, даже если отечественные кинотеатры пообещают перевести процент от прибыли со сборов зарубежным кинокомпаниям в будущем — когда и если это станет возможным.

Тем не менее кинотеатры пошли на это, чтобы заполнить расписание и привлечь публику, отметила в разговоре с «360» продюсер и владелец кинокомпании «Лана Синема» Светлана Большакова.

«Раньше на любой крупный релиз мейджеры требовали от кинотеатров максимальную рекламу, иначе грозились не отдать следующие фильмы. И кинотеатры вынуждены были слушаться, ставить голливудские картины на лучшее время и максимальное количество раз. И, в принципе, все были в выигрыше, потому что на эти картины шли люди», — объяснила Большакова.

Unsplash

Когда Голливуд ушел, кинотеатры могли начать показывать непромоутируемые российские фильмы, которые во время съемок даже не планировались для широкого проката, — и окончательно потерять зрителя. Прокатчики пошли по другому пути.

Насколько я знаю, это позволило очень большому количеству кинотеатров не закрыться и дождаться крупных российских релизов, которые пошли с 2023 года в достаточном количестве.

Светлана Большакова

Студиям из Голливуда невыгодны «теневые» показы, напомнил в беседе с «360» кинокритик Дмитрий Бортников. На это закрыли глаза, поскольку сразу после ухода иностранных компаний местные кинотеатры пообещали создать общий счет, куда будут переводить средства от показа.

Но так ничего и не было сделали. В итоге прокатчики забирали все заработанное себе.

С Бортниковым согласилась и Светлана Большакова.

«Я не вижу выгоды для ушедших голливудских киностудий. Например, я как продюсер не получаю отчислений за свои фильмы, скачиваемые с торрентов. А радость, что фильм смотрят, коммерчески неактуальна. Даже если существует закупка этих фильмов через параллельный импорт, доход гораздо ниже, чем при нормальном прокате», — пояснила эксперт.

Unsplash

Почему российские кинотеатры отказались от прибыльного Голливуда

Зарубежные киноленты исчезли из расписания 18 апреля, заметил РБК. Оказалось, в начале месяца Ассоциация владельцев кинотеатров выступила с призывом к прокатчикам поддержать отечественные фильмы и полностью отказаться от «предсеансного обслуживания» на период c 18 апреля по 12 мая.

В противном случае дистрибьюторы пригрозили, что не будут продлевать «ключи» на легально распространяемые ими ленты. Без них прокат станет невозможен.

Зачем начали борьбу с пиратством?

Война с теневыми показами шла всегда, ведь государство не получает прибыли от голливудских фильмов, уточнил Бортников. Вопрос стал особенно острым, когда в прокате появилось много российских проектов.

Премьера фильма «Сто лет тому вперед»
Премьера фильма «Сто лет тому вперед»/РИА «Новости»

Светлана Большакова подтвердила, что попытки закрыть параллельный прокат были и раньше.

«Например, на время проката „Вызова“ убирали голливудские фильмы из проката. Эта принудительная мера принесла свои миллионы в кассу фильма. Но потом практика вернулась, потому что российские фильмы не приносили ту прибыли, которая необходима кинотеатрам», — отметила продюсер.

Сейчас крупных российских релизов с каждым месяцем становится все больше. Бюджеты этих фильмов растут. А поскольку их показывают в основном в России, то нужно умудриться отбить деньги, подчеркнула Большакова.

Премьера фильма «Вызов»
Премьера фильма «Вызов»/РИА «Новости»

«Устраняют конкурентов. Мне кажется, это довольно искусственная мера, которая может сыграть злую шутку. Сейчас российские производители равняются на качество голливудских блокбастеров. Если не будет с ними вообще никакой конкуренции, то наш менталитет сведет производство к тому, что и смотреть их не надо, и опыт их нам не нужен», — заметила представитель киностудии.

В итоге российское кино начнет вариться в собственном соку, уверена эксперт.

Кто-то скажет, что это прекрасно, но мое мнение — чем шире кругозор фильмейкеров и чем выше конкуренция, тем лучшего качества зритель будет получать кино.

Светлана Большакова

Как кинотеатрам выжить?

По мнению Бортникова, вариантов для кинозалов достаточно много.

«Дистрибьюторы открыты к переговорам и готовы давать свои проекты — как новые, так и старые— с разными процентами в пользу кинотеатров, а также идти на эксперименты. Например, театральные постановки в кино, детские специальные сеансы и рекомендованные картины», — перечислил кинокритик.

Freepik

Некоторые кинотеатры в регионах проводят точечную работу со людьми — лично приглашают на фильмы, которые могут быть интересны именно этому зрителю, рассказала Большакова. Это может поднять цену билета, зато в перспективе прокатчик получит максимально лояльную публику, которая поддержит его в любой период.

Реклама

Реклама