«Джокер: безумие на двоих»: что показали в трейлере, о чем будет фильм, рецензия | 360°

11 апреля 2024, 15:56

Новый «Джокер»: двойное алиби для безумных мерзавцев

Писатель Беседин: создателей «Джокера» надо отправить в психушку

Читать 360 в

Создатели второй части «Джокера» («Безумие на двоих») с Хоакином Фениксом и Леди Гагой в главных ролях опубликовали трейлер фильма. Премьера запланирована на начало октября — по прошествии пяти лет с выхода первой части психологического триллера Тодда Филлипса. Что хотел донести режиссер, почему история об Артуре Флеке стала настолько популярной и как на самом деле нужно было закончить этот фильм, писатель Платон Беседин рассказал в колонке для «360».

Далее — прямая речь.

Почему вторая часть «Джокера» — омерзительное кино

К сожалению, второй «Джокер» скоро появится на экранах — уже в октябре этого года. Теперь «джокеров» станет двое: к безумному Артуру Флеку (его играет Хоакин Феникс) добавится Харлин Квинзел — она же Харли Квин (в исполнении Леди Гаги). Вторая часть эпического кино Тодда Филлипса будет называться «Безумие на двоих». И это более чем говорящее название — очень точное и очень емкое.

Почему я начал этот текст с «к сожалению»? «Джокер» — омерзительное, гадкое, отвратительное кино. Его создателей, как и Артура Флека, надо отправить в психушку, чтобы они там драили унитазы. Но такого, как мы понимаем, к сожалению, не случится.

Вместо фарфорового блеска унитазов продюсеры Тодд Филлипс, Брэдли Купер, Эмма Тиллинджер и Коскофф (кто это?!) будут считать барыши от второго «Джокера». Первый, напомню, порвал кинокассы.

Постер «Джокера-2» / DC Entertainment / Keystone Press Agency
Постер «Джокера-2» / DC Entertainment / Keystone Press Agency/Global Look Press

Нет, именно как кино первый «Джокер» был довольно-таки классным фильмом. Не отличным (тут я сравниваю не с «Седьмой печатью» Бергмана, конечно же, а со вторым «Терминатором» и «Бойцовским клубом», например), но близким к тому.

Шикарная игра Хоакина Феникса завораживала. Атмосфера, стилистика — все было выдержано на уровне. Хотя, как по мне, Джокер в исполнении Хита Леджера был сильнее.

Хоакин Феникс на съемочной площадке / Lev Radin / Keystone Press Agency
Хоакин Феникс на съемочной площадке / Lev Radin / Keystone Press Agency/Global Look Press

Беда и трагедия в другом — в месседже фильма. Что хотел донести людям Филлипс? Почему эта лента стала так популярна?

Она идеально укладывалась в происходящее, она эталонно соответствовала духу времени. А что это за дух? Он описывается пророческими словами Антония Великого: «Наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы».

Мы живем именно в таких временах. Когда фрики стали примерами для подражания. Когда патология превратилась в норму. Когда болезнь культивируется. Все началось с того, что постмодернисты заявили миру: «Нет правильного и неправильного. Все зависит от точки зрения». Затем к этому присовокупилось: «Делай, что хочешь, — все дозволено. Все мнения важны». Это ложь, конечно, но ложь намеренная. Ее цель — уничтожение привычной системы координат и погружение мира в хаос.

О чем новый «Джокер»

Кто есть Артур Флек? Неудачник. И мир ловит таких на крючок с детства. Он говорит: будь успешен — любой ценой, падающего толкни и добей, не останавливайся ни перед чем. У каждого будет минута славы. Но это ложь. На вершину заберутся не все.

Так что тогда делать таким неудачникам? Поступать, как Артур Флек, — ненавидеть и оправдывать свою ненависть. Весь «Джокер» — эпическое нытье с четким месседжем в конце: мир сделал тебя больным и несчастным — отомсти этому миру.

Леди Гага на съемочной площадке / IMAGO / RW
Леди Гага на съемочной площадке / IMAGO / RW/Global Look Press

Психология Джокера, Артура Флека — это психология ублюдков, которые приходят расстреливать в школы одноклассников и учителей, чтобы возвыситься или отомстить. Психология Джокера, Артура Флека — это психология маньяка, который убивает и мучает, потому что когда-то его затюкали родители или сверстники. Психология Джокера, Артура Флека — это психология обиженок, у которых как бы есть оправдание для того, чтобы убивать других.

«Джокер» Тодда Филлипса — это апология зла, всегда сидящего внутри человека. Но массовый зритель это вряд ли понял. Он белял что-то про то, как все это замечательно снято и какой Артур Флек несчастный…

Такие фильмы добивают и без того прогнивший мир. Не удивляйтесь, отчего ваши дети посылают вас эротическими маршрутами. Не удивляйтесь, отчего они ходят в странном виде, представляют себя собачками и меняют пол. Не удивляйтесь, отчего в школах стрельба, а на улицах — насилие, и все это снимается на видео.

Да, Артур Флек — демон, сидящий в каждом. В чем его суть? Мы все терпим разочарование, мы все терпим неудачи. Нас обижают в школах, нас унижают на работах. И у нас есть два пути: простить и стать лучше. Или отомстить. Все чаще люди выбирают путь номер два — отомстить, и самым жестоким образом. В кино было немало извращений, насилия и жестокости, но в «Джокере» психопатию канонизировали, сделали модной и визуально привлекательной.

Кто-то сейчас обязательно скажет: это что тут Платон брюзжит? Разве кино виновато в том, что такое происходит? Иногда, кстати, и кино виновато тоже, да.

Но суть «Джокера» в том, что этот фильм показал зло привлекательным и оправдал его. Для каждого безумца «Джокер» — настольный фильм. И вы — те, кто сделал ему кассу, — соучастники преступления.

Посмотрим, что будет во второй части. Нам покажут любовь двух психопатов. Цель? Показать, что ты не один такой порочный и больной ублюдок на планете — вас много, так что сбивайтесь в стаи и мстите; мстите миру и людям, которые сделали вас жалкими и несчастными. Убивайте, режьте, поджигайте и хохочите, потому что когда ржешь, тогда не страшно.

Ron Adar / Keystone Press Agency
Ron Adar / Keystone Press Agency/Global Look Press

Такая себе прокачанная злом версия Бонни и Клайда. Или «Прирожденных убийц» Стоуна. Более хитрая и лживая версия. Там, у Стоуна, они тоже, эти подонки, стали звездами. Станут они ими и здесь. Там их прикончили. А здесь? Увидим финал осенью.

Но я бы сделал такой конец фильма. Артура Флека и Харли Квин порют ремнями на центральной площади под строки из стиха Маяковского «Что такое хорошо?». Вполне себе убедительный постмодернистский финал. Все как вы любите.

Реклама

Реклама