11 апреля 2024, 15:56
Новый «Джокер»: двойное алиби для безумных мерзавцев
Писатель Беседин: создателей «Джокера» надо отправить в психушку
Создатели второй части «Джокера» («Безумие на двоих») с Хоакином Фениксом и Леди Гагой в главных ролях опубликовали трейлер фильма. Премьера запланирована на начало октября — по прошествии пяти лет с выхода первой части психологического триллера Тодда Филлипса. Что хотел донести режиссер, почему история об Артуре Флеке стала настолько популярной и как на самом деле нужно было закончить этот фильм, писатель Платон Беседин рассказал в колонке для «360».
Далее — прямая речь.
Почему вторая часть «Джокера» — омерзительное кино
К сожалению, второй «Джокер» скоро появится на экранах — уже в октябре этого года. Теперь «джокеров» станет двое: к безумному Артуру Флеку (его играет Хоакин Феникс) добавится Харлин Квинзел — она же Харли Квин (в исполнении Леди Гаги). Вторая часть эпического кино Тодда Филлипса будет называться «Безумие на двоих». И это более чем говорящее название — очень точное и очень емкое.
Почему я начал этот текст с «к сожалению»? «Джокер» — омерзительное, гадкое, отвратительное кино. Его создателей, как и Артура Флека, надо отправить в психушку, чтобы они там драили унитазы. Но такого, как мы понимаем, к сожалению, не случится.
Вместо фарфорового блеска унитазов продюсеры Тодд Филлипс, Брэдли Купер, Эмма Тиллинджер и Коскофф (кто это?!) будут считать барыши от второго «Джокера». Первый, напомню, порвал кинокассы.
Нет, именно как кино первый «Джокер» был довольно-таки классным фильмом. Не отличным (тут я сравниваю не с «Седьмой печатью» Бергмана, конечно же, а со вторым «Терминатором» и «Бойцовским клубом», например), но близким к тому.
Шикарная игра Хоакина Феникса завораживала. Атмосфера, стилистика — все было выдержано на уровне. Хотя, как по мне, Джокер в исполнении Хита Леджера был сильнее.
Беда и трагедия в другом — в месседже фильма. Что хотел донести людям Филлипс? Почему эта лента стала так популярна?
Она идеально укладывалась в происходящее, она эталонно соответствовала духу времени. А что это за дух? Он описывается пророческими словами Антония Великого: «Наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы».
Мы живем именно в таких временах. Когда фрики стали примерами для подражания. Когда патология превратилась в норму. Когда болезнь культивируется. Все началось с того, что постмодернисты заявили миру: «Нет правильного и неправильного. Все зависит от точки зрения». Затем к этому присовокупилось: «Делай, что хочешь, — все дозволено. Все мнения важны». Это ложь, конечно, но ложь намеренная. Ее цель — уничтожение привычной системы координат и погружение мира в хаос.
О чем новый «Джокер»
Кто есть Артур Флек? Неудачник. И мир ловит таких на крючок с детства. Он говорит: будь успешен — любой ценой, падающего толкни и добей, не останавливайся ни перед чем. У каждого будет минута славы. Но это ложь. На вершину заберутся не все.
Так что тогда делать таким неудачникам? Поступать, как Артур Флек, — ненавидеть и оправдывать свою ненависть. Весь «Джокер» — эпическое нытье с четким месседжем в конце: мир сделал тебя больным и несчастным — отомсти этому миру.
Психология Джокера, Артура Флека — это психология ублюдков, которые приходят расстреливать в школы одноклассников и учителей, чтобы возвыситься или отомстить. Психология Джокера, Артура Флека — это психология маньяка, который убивает и мучает, потому что когда-то его затюкали родители или сверстники. Психология Джокера, Артура Флека — это психология обиженок, у которых как бы есть оправдание для того, чтобы убивать других.
«Джокер» Тодда Филлипса — это апология зла, всегда сидящего внутри человека. Но массовый зритель это вряд ли понял. Он белял что-то про то, как все это замечательно снято и какой Артур Флек несчастный…
Такие фильмы добивают и без того прогнивший мир. Не удивляйтесь, отчего ваши дети посылают вас эротическими маршрутами. Не удивляйтесь, отчего они ходят в странном виде, представляют себя собачками и меняют пол. Не удивляйтесь, отчего в школах стрельба, а на улицах — насилие, и все это снимается на видео.
Да, Артур Флек — демон, сидящий в каждом. В чем его суть? Мы все терпим разочарование, мы все терпим неудачи. Нас обижают в школах, нас унижают на работах. И у нас есть два пути: простить и стать лучше. Или отомстить. Все чаще люди выбирают путь номер два — отомстить, и самым жестоким образом. В кино было немало извращений, насилия и жестокости, но в «Джокере» психопатию канонизировали, сделали модной и визуально привлекательной.
Кто-то сейчас обязательно скажет: это что тут Платон брюзжит? Разве кино виновато в том, что такое происходит? Иногда, кстати, и кино виновато тоже, да.
Но суть «Джокера» в том, что этот фильм показал зло привлекательным и оправдал его. Для каждого безумца «Джокер» — настольный фильм. И вы — те, кто сделал ему кассу, — соучастники преступления.
Посмотрим, что будет во второй части. Нам покажут любовь двух психопатов. Цель? Показать, что ты не один такой порочный и больной ублюдок на планете — вас много, так что сбивайтесь в стаи и мстите; мстите миру и людям, которые сделали вас жалкими и несчастными. Убивайте, режьте, поджигайте и хохочите, потому что когда ржешь, тогда не страшно.
Такая себе прокачанная злом версия Бонни и Клайда. Или «Прирожденных убийц» Стоуна. Более хитрая и лживая версия. Там, у Стоуна, они тоже, эти подонки, стали звездами. Станут они ими и здесь. Там их прикончили. А здесь? Увидим финал осенью.
Но я бы сделал такой конец фильма. Артура Флека и Харли Квин порют ремнями на центральной площади под строки из стиха Маяковского «Что такое хорошо?». Вполне себе убедительный постмодернистский финал. Все как вы любите.
Кино
Фильмы
Джокер
Рецензии на фильмы
Хоакин Феникс
Реклама
Реклама