Денис Мацуев

- Денис, добрый вечер, я очень  рада, что ты пришел.

- Добрый вечер.

- Вот, если бы, ты сам себя хотел представить, ты бы сказал: "Денис Мацуев – это…"

- Сибиряк! Мне кажется, это гораздо лучше любого звания. Хотя звания в нашей стране ценятся, нет ничего для меня более теплого, не смотря на Сибирь, которая ассоциируется с морозами, и родного. Сибиряк – это диагноз!

- Мой папа работал в симфоническом оркестре, мое детство "испорчено" скрипкой, и я жила в Сибири. И я знаю, что такое сибиряки. Моя мама сказала: "Здесь какие-то удивительные, необыкновенные люди!" Какие необыкновенные?

- Они совершенно другие, живут в другом темпоритме, они добрые, они хотят тебе помочь, у них совой лозунг: "Не обижай, а помогай!" Быть честным и справедливым, это у меня со двора пошло еще в Иркутске. Не смотря на то, что дома был вундеркинд, а во дворе был заводила. У нас было много конфликтов с другим двором, доходило до драк, но я перенес эти драки на футбольное поле, чтобы справедливость была. Даже здесь, на окраине Москвы. Музыкантов просто били,  считали, что они маменькины сыночки, с инструментами идут по холоду заниматься. Издевались, так подтрунивали все время. И я, тоже, внес свою лепту и перенес все на футбольное поле, и мы стали лучшими друзьями с этой шпаной местной.

- Выходит, что ты – миротворец.

- Если я вижу, какая-то несправедливость, я, конечно, постою и за себя, и за слабого, это ясно!

- Мы не так хорошо знакомы, но я вижу перед собой настоящего мужчину, во всех смыслах!

- Спасибо!

- А вот, для тебя, настоящий мужчина, он какой?

- Настоящий мужчина должен быть настоящим мужчиной и не говорить об этом на каждом углу. Держать свое слово, быть честным по отношению к женщине, защищать  ее и боготворить.

- За каждым известным, достойным, талантливым мужчиной стоит великая женщина. Как ты относишься к этой фразе?

- Я отчасти с ней согласен, потому что я знаком с многими великими людьми, с которыми рядом великие женщины. Ростропович – Вишневская, Сати и Владимир Спиваковы, Наконец, Родион Щедрин и Майя Плисецкая, которая совершенно внезапно ушла из жизни… Это пары, которые абсолютно равноценны. Не было такого, чтобы муза великого человека принесла себя в жертву.

- То есть женщина, которая находится в твоей тени, это не твоя женщина? Твоя женщина – это личность.

- Я так думал раньше, но если здесь происходит настоящая химия, то, кто она, самодостаточная она, или не самодостаточная, это никакого значения не имеет, если есть химия, значит она есть! Вот,  те пары, которые я перечислил – это исключения, потому что, в основном, если говорить о музыкантах, которые обречены на постоянные гастроли, конечно, жена делает уют, создает очаг в любом месте.

Мне так нравятся все те романтические сумасшествия, которые сейчас происходят, и меня это устраивает. Я человек – импровизатор, у меня все меняется. Я не могу жить по каким-то канонам, у меня жизнь немножко сумасшедшая, мягко говоря. 235 концертов в год у меня получилось в этом году. График, сложно вообще осознать, как это все получается. Но если человек любит, он принимает любые сумасшествия.

Я в этом году рекорд сделал. Утром я сыграл в Амстердаме, вечером я сыграл в Нью-Йорке! Разные программы абсолютно, в один день!

- Играл ли ты в экстремальных ситуациях? Хотел бы ты сыграть на Северном полюсе?

- Почему нет? Для меня все равно где играть, будь-то Карнеги-холл, или маленький центр в областном…это правда. Это было совсем недавно в марте месяце. Я поехал в Оренбург. За один день мы объехали 5 районных центров. Там была такая атмосфера, в этих маленьких ДК! Это было сразу после Карнеги-холл, я играл ту же программу, что и там.

- Представь, для провинции, приезжает человек, которого можно увидеть только по ТВ…

- В 86 году к нам в Иркутск приехал Театр сатиры. Мой папа договорился, чтобы в театральное училище, на творческую встречу пришел Андрей Миронов. Его ожидание и это появление, я никогда не забуду. Вот он вошел, и я до сих пор это помню. Но через 5 минут, как будто общаешься с этим человеком уже не первый раз. Вошла звезда, но затем звезда превратилась в обычного человека.

- А как тебе удалось избежать "звездных" моментов?

- У меня был первый концерт с оркестром в филармонии в Иркутске, прошел он с большим успехом на тот момент. С первого концерта, сцена для меня – это самое счастливое место на земле! Родители мне сказали: "Да здорово, все хорошо получилось, но пойдем заниматься!" и вот это продолжается каждый концерт, когда они со мной куда-то ездят. Что бы не происходило, надо ко всему относиться с глубочайшей иронией. Я считаю, что это уникальный рецепт. Родители видели куда мне развиваться дальше. В 15 лет в Иркутске я  сделал уже все, надо было дальше вариться с такими же "сумасшедшими" детьми. Это чутье, которым обладают редкие люди.

- В глазах многих людей ты – человек состоятельный, и к тебе все обращаются за помощью. Но помочь всем ведь, реально, невозможно?

- Не буду говорить, когда я помогаю сам, но если нужно ради кого-то просить, идти, я готов! Во все инстанции, я никогда не хожу для себя. Слава богу, есть люди, которые могут помочь. Есть разные моменты, когда ты встречаешься с людьми, которые могут реально помочь. И многие, к кому я обращаюсь, как правило, дают, помогают. Например, мальчику срочно нужно переезжать в Москву. Такой же вариант как у меня. Из Новосибирска, из Донецка сейчас мальчику будем помогать. Как правило, помогают не очень богатые люди. То есть обеспеченные, но это не какие-то там олигархи. "Только не говори об этом никому!" Вот это тоже, про сибиряков!

- Давай вернемся к Байкалу? Когда ты в последний раз там был?

- У меня получается "железно" 2 раза в год. Я это сделал для своего же удовольствия, не скрою. И концерты для моих любимых слушателей, и конечно же, дома.

- Я ныряла в Байкал, и я хочу сказать, что омуль – это не рыба. Омуль – это диагноз, это наркотик.

 - О! Ты наш человек! Вот у меня мама такая же! Она поехала на пикник, забралась на дерево, вот так сползла и папа ее внизу поймал.

- Кстати, а если у тебя родится сын, как ты его назовешь?

- Но, если девочка, то "Ямаха"!

- Ты недавно был в Японии. Успел ли ты там что-то посмотреть? Киото? Гейши?

- Я в Японии был раза 33. Я большой почитатель, я преклоняюсь перед этой нацией, культурой, отношением к старшим, к чистоплотности, к стойкости нации. Уникальные, конечно люди, которые преклоняются перед классической музыкой! Минимум 80 залов гениального мирового класса! Концерт Чайковского играется везде на улицах, и в лифтах… Залы переполнены как пожилыми, так и молодыми слушателями.

- Всем известно, что в Южной Корее там просто до фанатизма доходит.

- Да, подняли машину мою на руках! Девочки! Я почувствовал себя каким-то рок-музыкантом. А растерялся, но был восхищен, что классическая музыка на таком уровне в этой стране! Столько уникальных талантов корейских, которые побеждают во всех конкурсах последнее время! Правда и Китай тоже. Это одна из основных политических идей! Около 100 миллионов пианистов в Китае.

Сейчас, взять, у нас простые уроки музыки - это на усмотрение директора. Но вообще, за новое поколение, если мы говорим о пианистах, я не беспокоюсь. Команда уникальная! Они знают, что нужно позаниматься на рояле, и почитать  книгу, и сходить в кино, в театр, позаниматься спортом. И на все у них хватает времени. Это технически поколение другое!

- А тебя как-то называют в Европе, в Америке?

- Никнейм? Сибирский медведь, в Нью-Йорке, но в хорошем смысле слова! Если я вижу, что в какой-то статье прозвучало слово "Сибирь" или "Иркутск", даже если в контексте с "медведем", мне это все равно приятно.

- Ты настоящий патриот!

- Я за своих - пасть порву! За сибиряков!

- То, что я вижу в Москве, сейчас высмеиваются настоящие патриотические чувства. Вот эта глобализация тотальная. Кино у нас американское, дети играют в американских героев. Тебе не больно, что наша страна теряет аутентичность?

- Есть такое дело! Но, тем не менее, хорошее, все равно, есть. Это тоже от Америки. Америка не любит хороших новостей, это девиз! Хорошее, не есть рейтинговое у нас! Да, проблем огромное количество, о них тоже нужно трубить! Я слышал, что хотят отменить некоторые наши сказки, "Колобок", там , "Репка"…

По новым стандартам в наших новых уникальных музыкальных школах , а их всего 9 по стране, официально могли заниматься дети только с 12 лет! На корню убить все наши великие традиции! Все создается в этом возрасте, это 4-5-6 лет. Вот для этого и существуют такие советы, где, я и Спиваков и Гергиев говорили, трубили об этом, что это нельзя делать! Есть такие моменты, за которые нужно постоять! Есть какая-то общая тенденция говорить о России в плохих тонах. Я думаю, что как раз именно культура и музыка сейчас служит источником позитивных новостей.

Простой пример, 58 год, первый конкурс Чайковского. Ван Клиберн, Ванечка, как его звала наша публика. Американец, который вышел и сыграл в русской манере, и он всех поразил своим очарованием! Что делать? Разгар холодной войны, 58 год? Хрущев спросил министра культуры: "Что говорят специалисты? - Ну, действительно, он играет лучше всех, -Ну, тогда давайте ему главную премию!" В это время политика включилась в нужный момент. Я думаю, это было той точкой, когда холодная война пошла на угасание.

- Мне, почему-то кажется, что ты в отношениях очень нежный человек? Бережный?

- Не знаю, не люблю о себе говорить. Да, такой медведь, но добрый.

- А что тебя может вывести из себя?

- Медведь, он же…, не надо его выводить из себя. Если его не трогать, он живет себе мирно. Мне как-то везет на людей. Все кто меня окружает, это потрясающая, добрая, настоящая команда. По энергетике, по химии, эти люди, они никогда в жизни не изменятся, не предадут.

- Я знаю, что ты дрался в детстве и даже ломал пальцы.

- Да, несколько раз.

- А твои руки застрахованы?

- Нет, абсолютно, нет.

- Есть что-то у тебя в райдере, такое…

- Рояль и банкетка! В знаменитых залах есть уникальные рояли. Но есть залы, в которых не очень хорошие рояли, вот туда я тогда приезжаю с "дочкой".

- Я вот тоже знакома с Эмиром Кустурицей, скажи, как прошел твой концерт? Эмир прекрасный человек, и как он о тебе отзывается? Это человек, который говорит то, что думает.

- Он у себя в деревне предложил сделать концерт, и я сразу согласился, у меня был вечер свободный. Я прилетел туда с друзьями и мы попали в сказку. Это фестиваль просто грандиозный, я не видел такого нигде! Это и театр, кино, и джаз, и классические музыканты, мастер-классы, и народные, и рок…

- Он сам играл? Как тебе нравится, он играет?

- Драйвовый человек! Непредсказуемый! Я обожаю непредсказуемость! Вот, маэстро Темирканов говорил мне уникальную вещь: "Если мы повторим на концерте то, что мы приготовили на репетиции, заготовили, выучили, мы абсолютно убьем живое ощущение. Вообще убьем музыку". Поэтому, я сторонник джаза.

- Тебе нравится диск Маккартни? Не думала, что Маккартни такой интеллигентный, трогательный джаз может…

- Джаз, это не обязательно музыка. Джаз, это человек, который может решиться на какой-то сиюминутный поступок. Джаз – это поступок, и полет внутренний!

- Какие персоны были для тебя маяками? Влияние оказали, кто?

- Первые записи, которые у меня были, это и Ван Клиберн, и Рахманинов, Горовиц, Микеланджело, Гульд, кончно же, Сафроницкий. Рихтер, на концерте которого я побывал в 10 лет. Может быть, тогда я окончательно решил, что хочу находиться там, на сцене, а не на футбольном поле. Я играл в футбол, но я не болел ни за какую команду. Бабушка мне разъяснила, что "Спартак" играет не совсем обычный футбол. Это как спектакль, это непредсказуемо, это красиво! Это всегда было, даже вопреки результату. Там играли великие футболисты, на которые ходила публика. Весь старый МХАТ был, абсолютно, спартаковским! И с тех пор, я уже 30 лет с этой командой. Я всегда говорил, что настоящий болельщик проявляется не во времена триумфа команды, а тогда, когда ей плохо.

- Я слышала, что ты любишь писать письма. Это такая редкая вещь сейчас!

- До сих пор у меня есть люди, которые любят писать, опускать в почтовый ящик конверт, а потом ждать ответа. В эти моменты мне хочется писать от руки, и ждать ответа! Это вот как электронная книга, нет живого ощущения бумаги, я не могу так.

- Но у тебя прекрасные сети! Сам ты их ведешь?

- Абсолютно, сам, конечно. Это замечательный способ общаться с огромным количеством людей.

- Я когда готовилась к программе, слышала как ты говорил, что у тебя в детстве были занятные прозвища. Что это такое "мацуйка-поцелуйка"?

- Это замечательная история. Когда я все-таки пошел в школу. Потому что у меня не было ни детского сада, ни яслей. Бабушки бросили работу, занимались со мной. Была индустрия по воспитанию Дениса Леонидовича в домашних условиях. Я считался вундеркиндом, рано проявил свои способности, но во дворе я был Зорро, Зорро меня звали. Я надевал маску, и - пошел! Но за справедливость! А потом когда я попал в класс, там было столько очаровательных девочек, что я просто начал целовать их всех! Только со второго класса я стал разбираться кто из них красивая. В первом классе я целовал всех! Мы с этим классом моим встречаемся очень часто в Иркутске. Вообще не изменились, такие же! Нашинские!

- А клоуном тебя кто называл? Учителя?

-Да, учителя. Я участвовал в разных номерах, я играл на разных музыкальных инструментах, я делал постановки, переодевался, гримировался, это было на мне. Клоун, в хорошем смысле слова. Клоун, это самое сложное в цирке!

- Как говорила Монро, карьера хорошая вещь, но она не согреет тебя холодным вечером. Кто те люди, которые согревают вас?

- Слава богу, они со мной. Это самые близкие люди. Даже когда ты находишься в отеле, а ты всегда находишься в отеле, в самолете. Даже там они меня согревают!

- А бывает так, как в фильме "Абба", певица просыпается, снимает с себя очки и спрашивает: "В какой я стране?"

- Постоянно. Я просыпаюсь, боже мой, что это за город? А такое страшное бывает, когда звонит будильник, ничего не собрано, через 40 минут самолет! Это постоянно! Рекорд собирания чемодана у меня 2 минуты.

- Боже мой! Браво! Я так не могу! У меня есть небольшой блиц. Я не люблю…

- Бриться!

- Хорошо, я люблю….

- Спать! Если есть возможность можно и 14 часов.

- А были случаи, когда ты считал, что ты великолепно выступил, и тебя не оценили?

- Очень много. Конкурс есть конкурс. Ты получил премию или не получил, хотя настолько все это субъективно! Все-таки это не спорт! Но после конкурсов начинается гастрольная жизнь и каждый концерт как последний, с другой стороны как первый.

- Ты говорил о том, что когда русский пианист уезжает за границу, и там становится признанным, его здесь переоценивают.

- Ну, это, скорее относилось к советскому периоду. Но, тем не менее, преклонение перед другими всегда тоже было. Здесь невозможно предсказать, откуда ты, какой у тебя  цвет кожи. Здесь очень сложно объяснить какие рецепторы включаются. Опять же химия…

- Пришли мне открытку откуда-нибудь! Я тебе дам адрес!

- Я напишу письмо!

- Что бы ты за вопрос задал себе, на который хотел сам ответить? Что хотел бы донести людям?

- Я бы хотел сделать интервью сам с собой, это хороший формат. Вообще, интервью, для чего оно нужно? Мое интервью – это концерт. Многое, чего я не говорю в интервью живом, я могу сказать там! И это идеальный способ для высказываний! Я много раз говорил на эту тему с Михаилом Плетневым, который мне сказал: "Я насчитал в мире 8 человек, которых бы я хотел пригласить и сыграть для них сольный концерт!" Я насчитал таких 15 людей. Но, тем не менее, я все равно не могу без большого зала. Ты можешь управлять энергетикой этого зала, паузой этого зала… Это страшный наркотик, ты не можешь без этого жить! Сцена, это самое счастливое место дня! Это то место, которое тебя лечит, и лечит тех людей, которые приходят.

- Перед кем бы ты хотел вступить?

- Думаю, что этих людей нет в живых….

- А из тех, с кем ты знаком? Вот, английская королева, что сказала после концерта?

- Это был чудный абсолютно вечер. И у Папы Римского у нас и абонемент свой был в Ватикане. Мы там раз шесть выступали. Абсолютно уникальнейшая, грациознейшая, образованная женщина, которая разговаривала с нами на разные темы. О литературе, о музыке, спрашивала о наших городах. Мы тогда немножко говорили по-английски, не совершенно, конечно. Пытались с ней говорить по-английски. Это был прорыв, потому что "Новые имена" сделали уникальные вещи. Это было тайное оружие!

В 93 году мы приехали в штаб-квартиру НАТО. Шкеды, опять. И генеральный секретарь Манфред Вернер стоял на сцене, мы играли концерт. И на следующий день в газетах было написано: "Русские завоевали НАТО!"

- Денис, как ты считаешь, вообще, зачем нужны границы?

- Я не понимаю этого…  У русских людей стоят визы в паспорте. У меня только один паспорт, русский, хотя у меня были возможности сделать разные паспорта. Почему я должен стоять, получать визы, штампы. Я этого не понимаю. Я никогда не буду другие гражданства делать. А зачем это? Какой смысл? Это немножко нечестно. Только ради того, чтобы ездить без виз?

- Скажи, если бы тебя сейчас слышало все человечество, какое послание ты бы хотел сказать?

- Слушайте классическую музыку! Это единственное, что может вылечить, примирить. Лучшего рецепта нет! Даже если вы ничего не понимаете, послушайте несколько раз, а вдруг, поймете! Я уверен, что поймете!

- У нас традиция дарить подарки. Я понимаю, что омуля в газете "Спорт" тебе дарили, кедровые шишки и так далее. Богатыри брали с собой, когда уезжали со своей земли, горсть земли. Но у меня другой подарок, я хочу угостить тебя байкальской водой. Придумай какой-нибудь тост!

- Сибирского здоровья нам, и чтобы у нас был романтизм везде в жизни с момента, когда мы просыпаемся!

- Ура!

- Байкальская вода – гениально! Правда!

- Огромное спасибо, что ты пришел!

- Я получил огромное удовольствие! Я люблю общаться с людьми, с публикой, но интервью, это когда ты поставлен в какие-то рамки, и вопросы очень часто повторяются. Сегодня была абсолютная импровизация! Я чувствую, что ты гениально подготовилась! Вопросы были абсолютно другие. У нас была импровизация и химия! За химию!

- За химию!

- Ура!




ВСЕ НОВОСТИ