Антон Котяков, министр финансов МО. Бюджет МО на 2015-2017 годы

Проект регионального бюджета готов. Принять его планируется сразу на 3 года. Насколько успешным будет результат, теперь зависит от парламентариев. О доходах и расходах подмосковной казны поговорим с министром финансов Антоном Котяковым. Это "Интервью 360". 

 -  Обсуждение бюджета всегда вызывает живой интерес в обществе. Жителей волнует, сколько у нас денег и на что мы можем их потратить. Каковы основные параметры бюджета?

 - На сегодняшний день проектом областного бюджета предусмотрены доходы в объеме 356 миллиардов рублей и расходная часть в размере 392 миллиарда рублей. В целом, можно сказать, что бюджет является дефицитным, но, в то же время, в нашем понимании, он достаточно сбалансированный по основным показателям. 

 - Бюджет сейчас больше ориентирован на социальную составляющую, или будут какие-то изменения?

 - Бюджет по-прежнему является социально ориентированным. В структуре расходов мы на сегодняшний день видим более 76% затрат именно на сферу социального характера. Здесь есть достаточно серьезный потенциал для оптимизации расходов, и, наверное, на что мы будем ориентированы в будущем периоде, это оптимизация именно сети учреждений, оказывающих государственные услуги. За счет оптимизации самой сети, за счет оптимизации численности административно-управленческого персонала, мы надеемся  повысить эффективность использования бюджетных средств и при сохранении количественных показателей достичь более значительного снижения по своим основным. 

 - Оптимизация - это что такое? Закрытие учреждений, сокращение рабочих мест? 

 - Нет, дело в том, что на сегодняшний момент учреждения существуют в достаточно большом количестве как юридические лица. Что под собой подразумевает юридическое лицо? Это директор, это несколько заместителей директора, это люди, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, бухгалтеры, завхозы и т.д. Мы понимаем, что при существующих параметрах гораздо целесообразнее иметь одно юридическое лицо, включающее в себя несколько филиалов. Тем самым, за счет объединения функций учреждение будет иметь одного директора, несколько заместителей, бухгалтера, который будет осуществлять расчет заработной платы для всего персонала по нескольким филиальным сетям. Тем самым, будет оптимизирована расходная часть данного учреждения. 

 - То есть, более правильная трата бюджетных денег. 

 - Да. Именно так. 

 - Сколько денег планируется потратить на здравоохранение, на образование и  на социальное развитие?

 - Самым значительным в структуре бюджета является образование. На него тратится более 120 миллиардов рублей. Это расходы, которые направлены на обеспечение бесплатного доступного образования как в средних, так и в дошкольных учреждениях. Отрадно, что в этом году мы видим значительное увеличение ребятишек, которые пойдут в первый класс. 

 -  Соответственно, и расходы увеличиваются. 

 - Соответственно, и расходы увеличиваются, но это, можно сказать, приятные расходы для бюджета. 

 - А здравоохранение, социальное развитие?

 - На здравоохранение тратится более 67 миллиардов рублей. Хочу сказать, что правительство МО ставит для себя достаточно амбициозную задачу создания трехуровневой системы здравоохранения в области. Этому посвящен значительный объем расходов бюджета, то есть на протяжении 2015 и последующих двух лет в области будет создано 133 фельдшерско-акушерских пункта. Мы планируем покрыть всю потребность именно в этом виде оказания медицинской услуги. Будут построены 20 офисов врачей общей практики, будут создаваться клинико-диагностические центры. В нашем понимании именно создание трехуровневой системы позволит нам достичь тех показателей по снижению смертности населения, которые содержатся в указах президента РФ. В системе финансирования и управления здравоохранение поднимается на уровень субъекта, то есть на уровень правительства. Сейчас создаются 15 округов при Министерстве здравоохранения, которые будут финансировать учреждения. Мы проводим глобальную, довольно масштабную работу по инвентаризации всего имеющегося медицинского оборудования. Мы проводим оценку загруженности медицинского оборудования в разных муниципальных образованиях. Именно создание оптимальной системы распределения потока клиентами для сокращения очередей в медицинских учреждениях, для оказания более квалифицированной медицинской помощи с привлечением более грамотных специалистов, в нашем понимании именно с учетом создания межмуниципальной системы управления позволит нам достичь этих результатов. Если говорить о социальном развитии, то эта сумма в структуре расходов бюджета составляет порядка 57 миллиардов рублей. Хочу сказать, что по всем нормам федерального законодательства мы предусмотрели индексацию социальных выплат, которые определены льготным категориям граждан. Кроме того, мы проводим так называемую нашу умную социальную политику. Во многом мы ориентируемся на более оптимальное и взвешенное использование имущественного комплекса. 

 - Текущий бюджет предусматривал финансирование 16 госпрограмм. В следующем бюджете планируется это оставить, или будут сокращения?

 - Нет, структура бюджета относительно государственных программ сохраняется. Если мы говорим именно о государственных программах, то их также остается 16. Дело в том, что государственная программа является инструментом среднего и долгосрочного планирования. Они принимались на период от 5 до 7 лет. Соответственно, тот вектор развития, который мы закладывали и который развивали в рамках государственных программ, во многом и определяет структуру расхода бюджета, который мы на сегодняшний день предусмотрели. Безусловно, бюджет и сами государственные программы не являются некой константой. Все течет, все изменяется, какие-то определенные изменения мы предусматривали в структуре бюджета и в государственных программах, но основной вектор, который был заложен в государственных программах, те целевые показатели, на которые мы ориентировались, сохраняются. Поэтому на сегодняшний день каких-то глобальных изменений по количеству программ, по изменению приоритетов мы перед собой не ставим. 

 - Вы коснулись темы дефицита бюджета. Каков прогноз и каким образом правительство намерено его покрывать?

 - На сегодняшний день по бюджетному законодательству, бюджетному кодексу предусмотрен максимальный объем дефицита бюджета, что составляет 15% от налоговых и неналоговых, так называемых собственных доходов бюджета. Мы, понимая, что пороговые значения для нас это некий критический предел, которого мы достигать не планируем и не хотим, ставим для себя более оптимальное соотношение - это 10% дефицита бюджета. На сегодняшний день параметры бюджета сформированы именно с ориентиром на этот показатель. В нашем понимании он в принципе соответствует, скажем так, общим рекомендациям со стороны Министерства финансов РФ, также соответствует рекомендациям, которые выдают международные рейтинговые агентства, ведущие консультанты в сфере общественных и корпоративных финансов. 

 - Министерство финансов оценивает уровень долга Подмосковья как  низкий. Понятно, что долги в любом случае надо возвращать, и губернатор говорил о том, что его нужно сократить. Как Вы оцениваете текущую ситуацию и на какие показатели намерены выйти уже в следующем году?

 - Действительно, уровень государственного долга Московской области на сегодняшний день выгодно отличается от долговых обязательств других субъектов РФ. Мы находимся в первой десятке субъектов-лидеров, которые имеют на сегодняшний день минимальный объем долговых обязательств. Однако, хочу  сказать, что текущий уровень госдолга, если мы посмотрим, находится в пределах так называемого порогового управления госдолгом. Этот порог управления на сегодняшний день варьируется от 40% до 50%. Сейчас он составляет порядка 35%, на ближайшую трёхлетнюю перспективу мы не планируем выйти за пределы 45%, то есть мы также будем находиться внутри этого порогового значения. В предыдущие годы все долговые обязательства МО варьировались в пределах трехлетнего периода. Сейчас мы перешли к 4- летнему среднему уровню продолжительности долга. В ближайшей перспективе мы ставим перед собой задачу пятилетних, грубо говоря, среднего срока долговых обязательств на уровне 5-ти лет, что в значительной степени говорит о том, что мы снижаем долговую нагрузку на бюджет, распределяя ее более равномерно по будущим периодам. 

 - Андрей Воробьев заявил, что немногие субъекты могут похвастаться трехлетним планированием бюджета, Вашему финансовому блоку удается это сделать, удается спрогнозировать что-то на несколько лет вперед. Каким образом в условиях стагнации экономики страны? 

 - Нельзя сказать, что бюджет мы приняли один раз на три года и, исходя из этого, стараемся придерживаться этой жесткой константы. Нет, мы пытаемся  двигаться в ногу со временем, оценивать текущие тенденции, которые наблюдаются. Это предопределено изменениями законодательства на федеральном уровне, внешними факторами. Как я уже говорил, в основу бюджета положены государственные программы, и именно государственные программы с перечнем мероприятий, с целевыми показателями ложатся основным вектором развития МО. Поиски финансовых ресурсов, работа с доходной базой направлены именно на достижение этого показателя и этого результата. 

 - Будем надеяться, что бюджет будет принят в той форме, которая устроит всех. Удачи Вам, спасибо!




ВСЕ НОВОСТИ