Борис Алешин, председатель совета директоров Рампорт Аэро. Строительство аэропорта в Раменском

Что нам стоит аэропорт построить? В Раменском появится новый международный авиахаб, ничуть не хуже Шереметьевского или Домодедовского. Так ли нужен в Подмосковье еще один аэропорт, узнаем у председателя совета директоров "Рампорт Аэро" Бориса Алешина. Это "Интервью 360". 

 - Так ли нужен, действительно, еще один аэропорт? Неужели три существующих не справляются с  пассажиропотоком?

 - Все три аэропорта постепенно исчерпали свои возможности. Надо сказать, что, по прогнозам аналитиков, пассажиропоток будет постоянно увеличиваться, к 2030 году он будет достигать 180 миллионов пассажиров в год, к 2020 году - 100 миллионов, наиболее критическим будет 2016 год, когда не будет достаточно мощностей для обслуживания примерно 25 миллионов пассажиров. Уже в этом году появились некоторые проблемы с перевозкой, и, собственно, по рыночным запросам мы могли бы перевезти более 13 миллионов пассажиров, если бы это позволяли технические возможности существующих портов. Поэтому, конечно, 4-й аэропорт просто необходим, но, надо сказать, он еще имеет свое собственное лицо и качество, нацелен на перевозку авиапассажиров низкобюджетных авиакомпаний, так называемых лоукостеров, поэтому это еще и такие технологические особенности. 

 - Аэропорт будет создаваться на базе действующего. Это как-то снижает смету? 

 - Аэропорт в Жуковском, я бы хотел напомнить, имеет уникальную полосу,  более 5 тысяч метров, он может обслуживать внеклассные суда любой взлетной массы, и, конечно, там существует необходимая инфраструктура, радиотехническое оборудование. На сегодняшний день он имеет статус международного порта и все необходимые сертификаты. Другой вопрос, что необходимо создать инфраструктуру, и, конечно, в этом смысле ставки делаются именно на использование уже имеющихся ресурсов. 

 - Речь идет о том, что взлетная полоса будет самой длинной во всей Европе, и пассажиропоток тоже будет довольно объемный? Вы уже назвали цифру, 13 миллионов пассажиров в год. 

 - 13 миллионов - это дефицит. 

 - Почти такая же цифра планируется?

 - Будет где-то от 11 до 12 миллионов пассажиров. Может быть, чуть больше. 

 - Разберемся, кто будет строить. Какую долю возьмете себе? Чем будет заниматься подмосковная власть? Как распределяете обязанности?

 - Создано совместное предприятие между Ростехнологиями. Представляет интересы Ростехнологии 100% дочернее общество "Транспортно-выставочный комплекс", который является акционером на 25% в совместном предприятии, а 75% принадлежит литовской компании Avia Solutions Group, то есть российско-литовский проект, довольно крупный. ТВК внес здание, сооружение, землю, а Avia Solutions Group один миллиард рублей. Этого достаточно для того, чтобы к 2015 году построить мощности для перевозки 1 800 пассажиров. 

 - То есть, первые пассажиры - это уже 2016 год?

 - 2016. Мы планируем с начала года это сделать. Затем в 2017 году потребуется привлечь 7,5 миллиардов и 1,5 миллиард до 2019 года. Больших трудностей в этом вопросе мы не видим: у нас достаточное количество инвесторов, которые одновременно будут выступать в последующем операторами по отдельным видам бизнеса в аэропорту. Мы определили пороговые значения входа в бизнес для каждого вида деятельности, будь то дьюти-фри, упаковка, реклама, операторы такси и сами застройщики. Я могу сказать, что ни по одному из названных мною видов нет одной компании, это 3-4, а у строителей мы бьем рекорды: за право застройки будет биться 7 компаний. 

 - Давайте разберемся, сколько терминалов будет? Что кроме дьюти-фри, любимого многими пассажирами, еще появится на территории?

 - Этот проект будет иметь такую самодостаточность, здесь будет выбираться оптимальный вариант между стоимостью и качеством. Аэропорт, конечно же, будет иметь и дьюти-фри, и зону общественного питания гостиницу, супермаркет. Конечно же, он будет иметь огромное количество стоянок автомобильных так, чтобы люди могли приехать на машине и оставить ее совершенно спокойно. 

  - Инфраструктура - это действительно очень важный момент, но чем принципиально будет отличаться этот аэропорт от уже существующих? Удивлять будете?

 - Шереметьево, Внуково, Домодедово имеют старые, еще советские традиции, и развиваются путем расширений, достройки. Однако это не "Лего", которое можно сложить из отдельных кубиков. Это даже скорее напоминает Тришкин кафтан, когда все время что-то там видоизменяется, но они, конечно, стеснены теми рамками, которые им были ранее выделены, а жизнь всегда берет свое. Здесь мы не ограничены изначально в земельном участке, речь не идет об экономии земли. Конечно, я хочу это подчеркнуть, не потому, что хуже те, кто работают в Шереметьево, во Внуково, в Домодедово, я уважаю моих коллег, а потому, что всегда, когда это делается заново, используются новые технологии, всегда есть выигрыш. 

 - За основу взят какой-то уже существующий проект, может быть, зарубежный? Или это абсолютно новая разработка?

 - Будет стильно, очень интересно с конструктивной  точки зрения и, в то же время, очень удобно. 

 - Хочется быстрее увидеть уже реальные результаты. Давайте поговорим немножко о перспективах. К чему Вы еще будете стремиться, к каким цифрам?

 - Всегда скептически относятся к тем, кто пытается быть оператором одного аэропорта. Вот, скажем, невозможно решить проблему перевозки пассажиров на низкобюджетных авиалиниях, если мы опираемся только на один аэропорт. Порт, как совместное предприятие, будет стремиться к созданию сети по стране. Я сейчас не хотел бы называть те точки, в которых мы будем базироваться, как минимум одна из них дополнительно к Жуковскому, уже определена, но важно сделать первый шаг. Важна эта вера. Этот проект находится на контроле у губернатора. Мы договорились, что раз в месяц он будет проводить оперативное совещание, посвященное этому вопросу. За областью очень большие задачи, что приятно осознавать. Это тот случай, когда власти очень активно поддерживают в чистом виде бизнес-проект. В этом проекте нет ни одной бюджетной копейки, поэтому, конечно, нам очень важно, чтобы МО выступила таким драйвером в развитии инфраструктуры. Вот, что нам нужно. Конечно, мы обсуждаем несколько решений, это и перевозка пассажиров с их одновременной регистрацией на Казанском вокзале, на едином билете доставка непосредственно к перрону, и, конечно, мы рассчитываем, что большой поток поедет шоссейной  дорогой. В Котельниках будет в ближайшее время метро, и там достаточно короткое плечо, 10-и километровое, мы надеемся, что оно будет приводить прямо к перрону в абсолютно удобном формате. 

 - Спасибо за интересный разговор. Действительно, очень хочется летать недорого, с комфортом и надежно. Будем надеяться, что новый аэропорт даст пассажирам такую возможность. 


ВСЕ НОВОСТИ