Владимир Воронин, президент ФСК «Лидер». Инфраструктура жилищных комплексов

Подмосковье сейчас в числе лидеров среди регионов по темпам строительства жилья. При этом правительство области ужесточило требования к застройщикам, строго обязав их нести социальную нагрузку. О тенденциях на рынке мы поговорим с президентом финансово-строительной корпорации "Лидер" Владимиром Ворониным, это "Интервью 360". 

 - Ваша компания - один из крупнейших игроков на строительном рынке России, в каком сегменте строительства жилья Вы предпочитаете действовать?

 - Мы сейчас разработали свой сегмент, свое неповторимое направление, это называется ап-квартал. В хороших местах, с хорошей транспортной доступностью и окружением мы строим дома с квартирами эконом-класса, но делаем их на более высоком уровне по качеству. Начиная от импортных лифтов, улучшенной отделки квартир, заканчивая благоустройством, который делают иностранные архитекторы. Получается красивый микрорайон  с консьерж-службой, велосипедными дорожками. Мы создаем то, о чём говорил Андрей Юрьевич - не только жилье, а собственную среду проживания в наших районах. 

- Переходя к нашему региону, какие проекты Вы реализуете в области?

 - Мы работаем в трех регионах на данный момент: это деревня Путилково Красногорского района,  в Балашихе огромный микрорайон "Новое Измайлово", также в Балашихе мы приступили к достройке проблемного одного объекта "Южная звезда", который мы достраиваем после СФК "Реутов". В Одинцове мы делаем малоэтажную жилую застройку "Западное Кунцево". Начинаем скоро еще один микрорайон на 400 тысяч квадратных метров тоже в Одинцове. 

 - Что касается Балашихи, Вы её упомянули, там довольно сложно в плане развития инфраструктуры. В этой связи стало ли Подмосковье менее привлекательной площадкой?

 - Балашиха, действительно, один из самых сложных городов по транспортной структуре. Мы компенсируем это в наших микрорайонах развитой внутренней инфраструктурой: школы, детские сады, поликлиники, рабочие места, места приложения труда на нашем районе. Действительно, Балашиха сейчас получается одним из самых дешевых городов именно по этой причине. Поэтому, я знаю, сейчас Андрей Юрьевич принял решение именно ввести мораторий на строительство до решения этой транспортной проблемы. И это правильно. 

 - А сколько стоит для застройщика построить детский сад или школу?

 - Если говорить про стоимость на одного учащегося, то это где-то 1,2-1,3 млн. Опять-таки, я говорю про свои детские сады и школы. Как я уже сказал, для этого микрорайона мы делаем улучшенные, детские сады и школы с хорошей отделкой, они все более комфортные все, с бассейнами и так далее. Даже до того, как ввели обязательные норма строительства с бассейнами, мы всё равно так строили. Социальная составляющая, которая ложится на продаваемую площадь, это где-то 15-20%. 

- Правительство региона продолжает изучать инвестиционные контракты, Ваша компания уже прошла эту процедуру? Если да, то какие-то выводы уже сделаны?

 - Когда мы проходим градостроительный совет, в зависимости от ситуации с той или иной площадкой, нас область обременяет социальными обязательствами, но это дает возможность нам продавать дороже. Потому что мы строим на своих площадках не только внутриплощадочные дороги, а и внеплощадочные, соответственно, транспортная доступность улучшается. 

 - Получается, каждый объект для Вас индивидуален в этом смысле?

 - Конечно, при утверждении каждого объекта введен норматив. Градсовет, которые мы обязаны все дела проходить, рассматривает с точки зрения норм РНГП и также окружение. Раньше внутри района, вот у тебя есть 20 гектаров, делай все планировки внутри района. Теперь рассматриваются и проблемы близлежащих территорий. Мы е понимаем, что бюджета у Московской области недостаточно, поэтому нас, девелоперов, обременяют определенными социальными нагрузками, часть из которых идет на решение проблем района,  а часть улучшает качество нашей площадки. То есть, например, строительство внеплощадочных дорог, которые обычно строились за счет города,  в итоге не строились никогда, соответственно, площадка ухудшалась. Нам дают право построить подъезды, дороги, расширить дороги. Например, в Одинцово есть одна площадка, мы там делаем съезд и выезд на платную трассу, дублёр Можайского шоссе, это очень хорошая трасса, там 3 минуты до Москвы. Соответственно, построив ее, мы и разгружаем город Одинцово, а поскольку трасса проходит рядом с нашей площадкой, мы делаем очень хорошие выезды со своей площадки, косвенно повышая стоимость нашего продукта и качество. 

 - А эти новые условия, это в большей степени сложная или интересная задача для вас?

 - Очень приятно, что Московская область сейчас - один из самых открытых регионов. Здесь проблемы обсуждаются настолько открыто, что нет повода даже для коррупции, потому что все обсуждают. Да, это получается обременительнее по деньгам, зато прозрачно и более понятны правила игры. Это даже не то, что интересно, это наша работа, которая становится легче. Когда процесс проходит легче, понятнее, это, конечно, приветствуется. Несмотря на то, что это немножко дороже получается. 

 - В Одинцовском районе Вы развиваете малоэтажное строительство, земля там недешевая. Можно ли сказать, что малоэтажное строительство - это уже своего рода тренд?

 - Это направление, если Вы читали новые нормы РНГП, в тех городах, где фактически нет площадок под строительство. А если мы говорим про площадки, которые в пригороде Одинцово и входят в какие-то поселения, например, "Западное Кунцево" входит в поселение Ромашково, и там плотность и этажность по РНГП не более 9-ти этажей и даже меньше, а плотность не более 5 тысяч на гектар. Соответственно, там невозможно построить более высокие дома. В больших городах это будет глупо смотреться, если посреди высоток будут стоять пятиэтажные домики, как хрущевки. Сейчас подход диверсифицированный. Поскольку земли находятся рядом с городами. Так что я считаю, что это уже переходит в тренд, хотя, конечно, строить выгоднее многоэтажное жилье. 

 -  Вы опередили мой вопрос. Насколько выгодно заниматься этим малоэтажным строительством?

 - Менее выгодно, но тоже выгодно, иначе бы не занимались бы. Когда я говорю про ап-квартал, это - сегмент жилья эконом-класса. По деньгам доступно, но выше качеством. Вот в чем наша фишка. Соответственно, когда жилье малоэтажное, тут всё-таки сегмент уже более высокий, так что цены на малоэтажное жилищное строительство процентов на 30% дороже. То есть, в убыток мы не продаем. 

 - Сейчас бы хотелось затронуть немножко другую тему. Одинцовский, Красногорский, Истринский, другие районы  - привлекательны для строительных компаний. Что касается более отдаленных районов от Москвы, например, Лотошинского. Имеет ли смысл для Вас вкладывать денег туда в строительство?

 - Конкурировать монолитам качественным, красивым, по цене с панельным домостроением достаточно тяжело. Делать такие же монолитные дома, как панельку, ну смысла нет. Поэтому, мы придерживаемся всё-таки и развиваем тренд этих ап-кварталов, где сама себестоимость превышает обычное жилье эконом-класса. Соответственно удаленность, транспортная доступность до Москвы, она, конечно, не дает нам уходить в Лотошино. 

 - Как Вы считаете, изменится ли ситуация в ближайшие годы?

 - Изменится. Площадки заканчиваются, Московская область развивается, появляются новые точки притяжения, поэтому это всё будет меняться. Просто это процесс эволюционный, он не бывает за год, за два, за пять. 




ВСЕ НОВОСТИ