Галина Хованская, председатель комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ. Капитальный ремонт

500 млн рублей – столько денег поступило в фонд капитального ремонта многоквартирных домов  Московской области. Как будут освоены эти средства? В студии программы "Интервью 360" председатель комитета Госдумы по жилищной политике и коммунальному хозяйству Галина Хованская.

 - Галина Петровна, давайте начнем с масштабов. На Ваш взгляд, многие дома нуждаются в капремонте в нашей стране?

 - Где-то от 40% до 60%, в зависимости от субъекта Федерации, это очень много, конечно. Порядка 60% жилищного фонда России нуждается в капитальном ремонте. И определенный процент есть домов, по которым государство не выполнило обязательства. В соответствии с законом о приватизации жилищного фонда у нас есть обязанность бывшего наймодателя произвести капремонт дома, и если на момент приватизации дом нуждался в капремонте, то эта обязанность сохраняется до выполнения. Это уже не только норма закона, это уже разъяснение Верховного суда. Об этом надо не забывать властям, когда они эти средства собирают. 

 - Галина Петровна, а почему возникла необходимость принятия такого закона, почему подключили жителей к сбору денег? Неужели нельзя было провести капремонт за счет Фонда реформирования ЖКХ, например?

 - Старт был действительно дан фонду содействия реформированию ЖКХ, и деньги выделялись из федерального бюджета на эти цели. В основном, этим воспользовались дотационные регионы. Москва, для примера, до сих пор не работает с деньгами фонда ЖКХ. Тем не менее, это очень серьезное подспорье, потому что процесс был сдвинут с мёртвой точки. Многие десятилетия дома не ремонтировались вообще. То есть, они стояли гораздо дольше, чем коммуникации, которые вышли из строя гораздо раньше. Так что, акцент был сделан на ремонте коммунальной инфраструктуры. Сейчас начались обрушения, были даже человеческие жертвы. Допускать такое нельзя. Если мы дом не ремонтируем сегодня, то через несколько лет он может стать аварийным, и цена вопроса будет совершенно другая. Переселение - гораздо более дорогостоящий процесс. Так что, дома нужно поддерживать. В отношении всех граждан - я с Вами не соглашусь. У нас есть категория нанимателей жилья, которые не должны платить за капитальный ремонт жилищного фонда. И всякие ухищрения, которые, по моим сведениям, появляются в некоторых районах Московской области, они не имеют под собой основания. 

 - Когда Вы говорили, что закон является рассадником коррупции - это тот случай?

 - Нет, это "ноу-хау" некоторых районов. Когда у меня будут конкретные документы, я приду в Вашу студию, и мы поговорим о конкретных персоналиях, потому что закон запрещает увеличивать плату за наём, если это приводит к возникновению права на субсидию. Кстати, хочу сказать гражданам, которые получают субсидию, или доходы которых на грани получения субсидии: обязательный взнос на капитальный ремонт теперь входит при расчете субсидии, имейте это в виду. То есть, малоимущая часть населения, у нас защищена достаточно эффективно. 

 - Давайте немного разберемся. Существует два способа накопления денег, которые должны выбрать сами жители: это региональный оператор – государство, и второй способ - собственный счет в банке. Скорее всего, этот способ выбирают люди, которые уже привыкли к ТСЖ. Какой способ Вы считаете более прозрачным, более надежным?

 - Действительно, первый способ, который Вы назвали - региональный оператор. В народе термин – который я ввела – "общий котёл" прижился. Принцип общего котла, теоретически, имеет право на существование, но только для ленивых собственников. Это "молчуны", которые не хотят никак отвечать. Второй способ, я считаю, единственно правильный, соответствующий Конституции и гражданскому  кодексу. Это схема "я ремонтирую свой дом, а не дом соседа". Потому что в первом случае ваши деньги поступают на ремонт вовсе не вашего дома, а того, который определит принятая программа, и когда дождешься своей очереди – неизвестно. Потом у нас еще кризисы есть, инфляция – такие процессы, которые не предполагают длительного хранения денег. Что этой схеме не хватает? Я считаю, мы должны предусмотреть льготные кредиты на капремонт, иначе мы этот процесс не запустим основательно. 

 - Но экстренный случай, например, сломался лифт? Ждать 5 лет мы не можем.

 - Нет, в любом случае, надо брать льготный кредит на капремонт дома. Когда вы будете ремонтировать свой дом, а деньги отдавать постепенно, вы уже будет видеть, на что идут ваши деньги. В идеале, к сожалению, у нас нет "длинных" денег, в идеале этот срок должен быть сравним со сроком следующего капремонта. То есть, вы постепенно эти деньги отдаете, и тогда нагрузка на семейный бюджет не будет ощутимой. 

 - И отдают сами жильцы? 

 - Отдают сами жильцы. Конечно, кредит этот должен быть льготным, не 14% годовых. Сейчас мы эту тему обсуждаем с правительством, потому что "Сбербанк" и Центробанк нас поддерживают в этой идее. Но нужны программы на уровне федерального правительства, и программы региональные, безусловно, здесь нужны. Это первое, о чем я хочу сказать. Еще мы настаиваем на том, чтобы этот счет был застрахован так же, как страхуют счета физических лиц, 700 тысяч рублей –  Вы знаете – гарантируется, даже если с банком что-то случится. В случае, о котором мы говорим, при ремонте своего дома, это субсчета самих собственников, физических лиц. Эту тему мы обсуждали с Набиуллиной Эльвирой Сахипзадовной, в принципе они думают, каким образом реализовать этот момент, пока это на уровне концепций. Но я думаю, что нам всё-таки удастся страховать такие счета, потому что это гарантирует сохранность наших средств. 

 - Как жильцы смогут контролировать ремонт своего дома? Информация будет открытой?

 - В схеме "общего котла" это весьма проблематично. Потому что здесь региональный оператор вам и подрядчика назначает. Если вы самостоятельный собственник, если вы более за свой дом, если вам противно входить в грязный подъезд, не отремонтированный, с осыпающейся штукатуркой и прочими делами, вы и подрядчика сами привлекаете, и контролируете процесс. В случае регионального оператора жилищная инспекция контролировать будет этот процесс. Сами люди даже не знают сегодня, на что идут их деньги. На какой дом, в каком районе. 

 - Получается, что эта информация не будет настолько открытой, чтобы каждый человек мог контролировать. 

 - Это непрозрачная схема, плюс к тому же - накладные расходы, потому что региональный оператор - его нужно содержать, ему нужно помещение, техника, штат, это накладные расходы, которые тоже будут идти за счет бюджета конкретного субъекта Федерации. У нас есть регионы, где вообще отказались от схемы региональных операторов. В Красноярском крае, мне известно, открывают только специальные счета на дома. 

 - Жильцы сами на это пошли или их поставили в такие условия?

 - Нет, просто не спешат с созданием регионального оператора. Это же деньги, дополнительные средства из бюджета. 

 - Такая схема, на Ваш взгляд, она приближена к идеальной?

- Я считаю, что в перспективе должны быть только спецсчета. От схемы регионального оператора нужно будет отказываться в будущем. Потому что она нарушает гражданский Кодекс, честно говоря. Когда у вас забирают деньги и эти деньги используют на другой дом… Когда я в Берлине рассказывала на конференции, что вот такое возможно, меня просто сначала не поняли - как это так? Мои деньги идут на чужой дом? Такого не может быть! Но там всё-таки менталитет другой у собственников. У нас ремонтируют свои дома и заботятся о них, как правило, бывшие ЖСК или сохраняющие статус ЖСК. Жители,  которые изначально знали, что они сами строят, сами управляют этим жилищным фондом, сами за него отвечают. В домах бывшего государственного жилищного фонда, где пошла приватизация, где у нас изначально конфликт интересов серьезнейший, потому что в этом доме могут жить наниматели жилья, могут жить нищие собственники, приватизировавшие квартиру и получающие субсидию от государства, и те, кто за рыночную стоимость приобрел жилье. Договориться они изначально не смогут. Это всегда очень сложно. 


ВСЕ НОВОСТИ