Никита Михалков, народный артист России. «Великий и могучий»

С 1-го июля в законную силу вступили поправки, которые обязуют вырезать ненормативную лексику из кинофильмов. Один из противников этих нововведений - известный режиссер Никита Сергеевич Михалков, это "Интервью 360".

 - Никита Сергеевич, здравствуйте. Вы в своё время говорили, что мат - это великое изобретение русского языка, это так?

 - Я Вам просто приведу пример. Как, мы считаем Бунина великим русским писателем? Бунину было поручено академией словесности создать энциклопедию русского мата, собрать со всех губерний этимологию, произношение и т. д. Однажды (мне рассказал это Корней Иванович Чуковский, мы рядом лежали в больнице и, гуляя, он мне рассказал историю) Бунин сидел на даче, обложившись записками из разных губерний, и к нему приехал один из сыновей Толстого. Они сели, и Толстой говорит: "Вы что делаете?" И он рассказал. Он говорит: "Давайте, соревнование устроим, я вот тульским матом  буду Вас крыть, а Вы меня всеми губерниями, которые Вы тут собрали".  И они сидели и матюкались, супруга Бунина была их рефери. Вы понимаете, если это на таком уровне относится к языку, это же не просто ругательства, это образное мышление, это выражение своего состояния. Я ненавижу бытовой, гнусный, отвратительный мат, когда люди разговаривают просто матом друг с другом и не замечают даже, что говорят матом. Это ужасно, это омерзительно. Но я не могу представить себе атаки на фронте без этого,  ранения, боли, стрессовые ситуации, драки, выяснения отношений между злейшими врагами, я не могу представить себе. Да, мы без этого обходились, но мне кажется, что это очень важно индивидуально подходить к этому вопросу. Когда это просто  эпатаж, ведь очень много картин, которые вышли с матом только потому, что он был запрещен. Или с "чернухой",  или с "порнухой", потому что это было запрещено. То есть, нельзя было, а теперь можно. Я привожу пример: в одной летописи XII века было написано, что нечто не получилось потому, что делалось с тяжким звероподобным рвением. Вот у нас с тяжким звероподобным рвением очень часто делается многое. Запрет мата, например. Или: боремся с алкоголем, значит, вырубаем виноградники, разрешили алкоголь  с семи утра, и т. д. Или это черта характера. Но я не думаю, что такая запретительная тема детей убережет от мата, который они слышат в школе, на улице, во дворе. Это что-то такое фарисейское, лицемерное. Другой разговор , если это оправдано ситуацией - ничего страшного. Это крепкое русское слово. А если это бытовой матерный "гур-гур", то это ужасно. Это противно. Важно понимать самому художнику, где это невозможно вырезать, потому что это неправда, а где он может сказать – ладно, это можно обойти. У него должен быть вкус, такт и чувство меры. Это должно быть в художнике в любом случае. 

 - А может ли статься  так, что случится так же, как с запретом курения в кино, когда, если это режиссерская задумка, то курить позволено. Может так случиться с матом?

 - Я думаю, когда такие решения принимаются так волюнтаристски, с позиции силы, они рождают совершенно обратную реакцию. Сергей Шнур уже написал песню про фаллос и про пенис, очень смешная песня, действительно. Так же, как смешно выглядит такого рода закон. Особенно, когда дело касается художественных произведений, здесь должен быть грамотный, точный подход к ситуации. Конечно, меня спросят, а кто это будет решать? Ну, наверняка же есть люди и есть ситуации, которые абсолютно однозначны. Я не знаю человека, который в своей жизни, включая женщин и детей, который при какой-то ситуации не выпалил сгоряча какое-то матерное слово. Я не думаю, что такое ограничение обогатит русский язык. Обеднит - да. Я бы большее внимание обращал на то, как люди пишут, например, в Интернете, с точки зрения грамотности, как они выражают свои мысли, какие сочинения пишут в школах и как знают русскую литературу. Это важнее. И вот это законодательно утвердить, допустим – обязательная сдача экзамена по литературе, по русскому языку, обязательная! Обязательная программа русской литературы, вообще литературы в школе, увеличить часы на это. Писать изложения, уметь выразить свои мысли - вот на это законодательно нужно потратить силы, на мой взгляд. А не на то, что всё, больше не матюкаемся.  Это смешной разговор. 

 - В таком случае, вот эти законы, может быть люди занимаются не совсем тем делом? Смотрят не на те проблемы, которые действительно актуальны?

 - Нет, я думаю, что актуально не потому, что им нечего делать. Посмотрели один фильм, другой, пятый, возмутились, сказали – это же кошмар какой-то, как так можно, ну, не уважают людей в зрительном зале, просто кроют матом, бесстыдно! Я могу понять это раздражение, когда человек пришел с женой и ребенком и вынужден уходить, потому что это неприятно слушать. Но ведь есть одно и другое. Есть ясное и понятное определение - органика. Органично и неорганично. Органично это может быть только в том случае, если высказанное слово - есть результат обстоятельств или действий, которые в данном случае оправдывают это слово. А если это не так, то это пошло. Вообще, относиться к мату, как только к ругательствам, это бескультурье. Это значит - не понимать богатство великого русского языка. Вот русская фраза "Как жить?". Вот переведите на любой язык "как жить?", какое значение будет иметь эта фраза на французском, английском, итальянском и других языках? И какое она имеет значение в России? Когда за "как жить?" стоит такая философия: как жить вообще, как жить с этим грузом? Не просто –  как жить, куда лечиться ехать, отдыхать, или что на себя надеть, а "Как жить?" И это величайшее богатство интонационное и смысловое русского языка, оно точно так же обогащается и в мате, это не просто так "блякать" или посылать, и т.д. Причем, бывают такие ситуации, при которых ну, совершенно невероятно, ну, просто представить себе не можешь, что это может вылиться в "да пошел ты!" А происходит это, не знаю, в Кремле! Но если это произошло, значит, на то были основания. Мат не должен быть хамством. Мат - это выражение чувства, причем одно из самых ярких выражений. Повторяю, для этого нужны такт, культура, как ни странно, органика режиссера, его вкус. Уверяю Вас, я служил на флоте, мичман Криворучко это делал так виртуозно, что мы все заслушивались, это соловей такое не мог спеть, как наслаждался тем, что говорит мичман Криворучко, и все слушали. Потом приехал член военного совета и командир экипажа, что-то они там выпивали, говорит, мичман, подойди сюда, как ты говоришь-то? Тот как двинул! Понимаете, это нельзя русскому человеку сказать: так, с сегодняшнего дня ты не материшься! Он сразу пошлет "на"!




ВСЕ НОВОСТИ