Никита Михалков, кинорежиссер, народный артист России. Летняя киноакадемия в Подмосковье

Начало лета - нервная, очень жаркая пора для молодых режиссеров, актеров и операторов, потому что становится известно, кто поступил в киноакадемию Никиты Михалкова. И сегодня мы попробуем узнать, дает ли это обучение дорогу в успешную кинокарьеру. У нас в гостях народный артист России, известный режиссер и основатель академии Никита Сергеевич Михалков. Это "Интервью 360". 

 -  Такой огромный конкурс, 17 человек на место. Кто эти люди, которые приходят к Вам? 

 - Это такой спектр. Самое главное, что это география огромная, плюс более 15 стран подали заявки, в смысле, желающие оказаться в летней академии. Но дело в том, что это третий пробный камень перед открытием большой годичной академии. Мы занимаемся и работаем не с абитуриентами, а именно с теми людьми, которые имеют уже образование: актерское или режиссерское, кто хочет повысить свою квалификацию. И это еще социальный лифт определенный, потому что, тут ведь комплексное решение вопроса, люди присылают свои резюме, диски, отрывки из пьес, в которых они играют все, что хотят. Мы отбираем, но информация приходит и, в любом случае, у нас остается, то есть база данных в результате должна стать основой для большого актерского и режиссерского агентства.

Поэтому тот, кто даже не прошел в этом году на академию, я имею ввиду годичную, все равно остается в базе данных. У нас уже два года была, этот раз - третий, летняя месячная академия для актеров и для режиссеров. В прошлом году за месяц было снято три короткометражные картины, поставлены куски из спектаклей, поставлен капустник и т.д. Все варились в этом соку, общались с интереснейшими людьми, слушали мастер-классы самых разных направлений режиссеров, художников, артистов, балетмейстеров, что угодно. Это огромный кругозор. Сейчас у нас еще одна проблема. Их просто не выгонишь. Те, кто был в первой академии, приходят во вторую, в третью, кем угодно, волонтерами, просто чтобы быть рядом. Это очень важно, это значит, что внутри академии есть та атмосфера, которая притягивает людей. Для большого количества актеров в России, которые работают в разных театрах, в глубинке, например, это возможность выйти на другой уровень, и профессиональный, и карьерный.


 - Вы сами занимаетесь подбором актеров для своего фильма? Какими качествами должен обладать этот человек, чтобы попасть к Вам? Что он должен уметь?


 - Я очень не люблю кинопробы, потому что я по своей актерской юности знаю, как это унизительно, когда ты знаешь, что еще пробуются и этот, и тот. Это довольно болезненная штука. Поэтому, когда мы пишем сценарий, в принципе, мы уже имеем ввиду каких-то конкретных артистов. По крайней мере, визуально мы можем представить себе, как кто должен быть этот человек, то есть, кто бы мог его сыграть. И уже к моменту написания сценария мы уже очень резко ограничиваем количество людей, которые могут на это претендовать, если, конечно, не форс-мажор и человек отказался, и приходится искать, как у меня там было на "12". Поэтому, если говорить про качества, я сейчас не буду говорить про талант, потому что, если он бесталанен, о чем разговор, но еще юмор должен быть, причем юмор общий, чтобы чувство юмора соприкасалось, и работоспособность, и желание играть эту роль. Бывает так, что актеры вынуждены сниматься из-за денег, например, в сериалах. Это мучительная штука. Меня пока Бог миловал, и актеры, идущие ко мне, хотят. Но вот в новой картине, которую я сейчас заканчиваю, "Солнечный Удар", практически 90% актеров - это первые роли, первый раз для них. 

 - Вернемся к киноакадемии. Если смоделировать ситуацию, что актер, который прошел обучение в Вашей киноакадемии получает весомую роль в американском блокбастере, как Вы считаете, это показатель мастерства, или что? 

 - Для меня американский блокбастер - это не показатель мастерства, это хорошие деньги, выгодный контракт, но это не показатель успеха. Бывают актеры, которые просто фактурно годятся. Кстати, практически 100% русских актеров еще не играли американца в американском фильме. Они играли либо серба, либо русского, как правило это мафиози, бандит какой-нибудь или что-то в этом роде. Но это все равно, это выход на другой уровень. Однако я не могу назвать русского актера, который снимается в Америке, приехав туда, из картины в картину. Нету. Поэтому, где родился, там и сгодился. 

 - Вы работали с самыми разными актерами в отношении национальности, у Вас самый широкий спектр. Есть какая-то разница между зарубежными актерами и нашими?

 - Да, большая. Актеры - это одна шайка-лека. Великий артист Марчелло Мастрояни абсолютно ничем не отличается по своему таланту, наивности, трогательности, хулиганству от Алексея Петренко. Это одна природа, природа представления, артистизма, желания играть, нравиться. Вообще, актерская профессия - это женская профессия. Она все-таки зависимая. Актеру хочется нравиться, и ты должен подыгрывать ему в этом, ты должен любить актера, и он должен любить тебя. Марчелло Мастрояни - это вершина, он абсолютно вписывается в нашу актерскую школу, в нашу команду. Когда я снимал "Очи черные", там был и Смоктуновский, и Марчелло, там был и Юра Богатырев и вообще множество русских актеров, и это была просто сказка.

А есть актеры западные, которые имеют большую популярность, но вот они некий образ создали на экране и его эксплуатируют, и поэтому их очень трудно стащить в другое, другой жанр. Им сложно отказаться от того, что уже наработано. Нужно большую смелость и талант иметь актеру, для того чтобы сказать: "Это я уже делал, давайте я сыграю..." Когда он не боится, что, ой, блин, вдруг меня больше не возьмут на героя, а заставят играть стариков. Беда для актера, если он попадает в ловушку собственного представления о себе, которое в нем заставили его найти зрители, которые - о! это Чапаев! Понимаете, о чем я говорю? Поэтому для настоящего актера одна из самых важных вещей - это не бояться отказываться от того, что тебе уже принесло успех и что можно еще какое-то время эксплуатировать. Если ты этого не делаешь, проходит год, два, пять... и все. И уже ты списан. 

 - Сложно ли Вам распознать в молодом режиссере, актере гения?  Если это возможно, то, может быть, какие-то примеры есть?

 - Гении, поэты или художники, в большой степени видимы. Тебе это может нравиться или не нравиться, но ты чувствуешь силу его дарования и неожиданности, которая граничит с гениальностью. Это можно шифровать пустоту - я так вижу. А актер играет, и ты видишь, что он играет плохо. А потом ты можешь почувствовать, что он играет, может быть, не то, что ты хотел, но играет, что ты понимаешь, что это о! И ты понимаешь, что его концепция того, что он делает намного глубже твоей и т.д. Но актера, в общем, видно сразу. 




ВСЕ НОВОСТИ