Михаил Кузнецов, зам.пред. Правительства МО. Эффективность глав МУ МО

"Как муниципалитетам зарабатывать деньги", такой семинар накануне состоялся в здании областной администрации. Есть ли польза от подобного обучения, и когда ждать первых результатов, об этом мы поговорим с заместителем председателя правительства Московской области Михаилом Кузнецовым. Это "Интервью 360".

 

 - Почему возникла необходимость проведения подобного семинара? 

 

 - У нас есть общая установка, понимание, которое выработано в правительстве. Установка губернатора области состоит в том, что необходимо постоянно повышать уровень муниципального управления. И это связано как с постоянным приходом новых людей в муниципалитеты, так и с повышением квалификации тех, кто на сегодняшний день там работает. Поэтому приняли решение, что каждая последняя суббота месяца - это день обучения глав районов, а также всех людей с области, тех коллег, кто заинтересован в том, чтобы повышать свою квалификацию.

Первый семинар, как Вы сказали, состоялся в эту субботу, он был посвящен теме мобилизации доходов муниципальными образованиями. Эта тема является основной. Такой выбор связан с тем, что отсутствие денег предполагает нехватку и всего остального: социальной инфраструктуры, культурной жизни, решения первоочередных проблем. Поэтому эта тема была рассмотрена в первую очередь.

Она была предложена одним из представителей муниципалитетов, Андреем Геннадьевичем Дунаевым, первым заместителем главы Истринского района. Он является профессором, преподает в Плехановском университете, в его сферу научных интересов входят именно налоги, и поэтому он предложил сделать такой семинар. Дунаев рассказал об опыте мобилизации доходов в Истринском районе, затем из этого родилось такое мероприятие. 

 

 - И чему же именно учили глав районов? Как эффективнее "кошмарить" предпринимателей?

 

 - Предпринимателей можно кошмарить до определенного предела, но точно денег нужно гораздо больше, чем можно с них накошмарить. Поэтому ставится другая задача. Нужно выстраивать работу таким образом, чтобы бизнес шел в территорию, чтобы налоговая система была, насколько это можно настроить внутри муниципалитета, такой гибкой, чтобы бизнесу было интересно вкладываться, расширять производство и платить налоги.

Мы пригласили коллег из Санкт-Петербурга, профессоров, которые рассказали о международном опыте, о том, как система мобилизации доходов построена в западных странах. Мы позвали также коллег из Татарстана, из Набережных Челнов, они рассказывали, как все утроено у них в регионах. Татарстан часто причисляют к одному из передовых субъектов, ставят в пример то, как там организована работа по мобилизации доходов. Еще были два "кейса" из Истринского и Одинцовского районов, рассказывали, как проводится там работа.

Затем началась дискуссия. В ней принимали участие наши министры - министр финансов, министерство имущества, коллеги, отвечающие за рекламный блок, приходили, как раз в той части презентации по Одинцовскому району. Это очень хороший формат. С одной стороны, он позволяет повышать кругозор и угол обозрения, с другой стороны - на конкретных примерах изучать опыты других регионов, которые позволяют дальше наполнять муниципальный бюджет. 

 

 - Есть ли какие-то районы Подмосковья, которым это обучение было необходимо в большей степени? Какие из районов наиболее убыточны?

 

 - У нас очень много дотационных территорий: чем дальше от Москвы, тем выше этот показатель. Это связано с тем, что стоимость земли и активов снижается по мере удаления от Столицы. Однако я считаю, что это полезно в равной степени как Лотошинскому, так и Одинцовскому районам, потому что, как говорят экономисты, с высокой базы сложнее расти. Когда доходы высокие, увеличивать их на 5-7-10% в год гораздо сложнее, чем наращивать с нуля. 

 

 -  Наверняка, некоторым главам районов было что рассказать своим коллегам, поделиться опытом, своими секретами. Кто-нибудь использовал эту возможность?

 

 - Да, главный секрет, о котором шла речь, - это аукцион, который был проведен по рекламе в Одинцовском районе. Представители этого района были докладчиками, поскольку в этом смысле они были первооткрывателями в Московской области, по сравнению с предыдущими годами, где счет рекламы возрос с миллиона на миллиард. Это стартовый платеж, который получил район в этом году, за счет этого он закрыл полностью свой бюджетный дефицит, выделил дополнительные деньги на садики, на социалку, на инфраструктуру. И сейчас  уже все остальные территории по образу и подобию Одинцовского района проводят аукционы, мобилизуются доходы, причем зачастую, с нуля до десятков миллионов рублей, что, конечно, позволяет серьезно поправить финансовое благополучие и решить первоочередные проблемы жителей. 

 

 - В повышении доходов отличился также и Истринский район: им удалось серьезно повысить собираемость налогов. Как они этого достигли?

 

 - Собираемость налогов - это большая скрупулезная работа. С одной стороны, нужно находиться в партнерских отношениях с бизнесом, чтобы они чувствовали свою ответственность. Мы же понимаем, где исчезают деньги. Это и серые зарплаты в конвертах, и какие-то другие схемы. Проводится работа с теми, кто зарабатывает на территории муниципалитета, чтобы они имели налоговую прописку. Это очень важный момент. Приходят застройщики, нужно с ними вести этот диалог. В Истринском районе этот диалог ведется высокоэффективно, надо им отдать должное. Они молодцы. 

 

 - Сейчас о каких-то результатах судить пока еще рано, но можно ли делать какие-то предположения о том, насколько успешны эти обучающие программы будут для глав муниципалитетов? 

 

 - Тут жизнь должна будет оценить. Если ситуация на территории будет меняться, если будут видны те изменения, о которых говорит губернатор области, то, конечно, это значит, что мы делаем это все не зря. Я уверен, что это обучение просто необходимо, потому что мы же все погружены в рутину, и нас необходимо заставлять себя периодически останавливаться, ревизовать то, что сделано, выстраивать системные планы на будущее и изучать тот опыт, который есть. Поэтому мы и дальше будем продолжать эту работу. Это только стартовый семинар.

Я рассчитываю, что для всех глав муниципалитетов последняя суббота месяца станет святым днем, и они будут проводить его в Доме Правительства. Мы будем продолжать эти мероприятия, и я уверен, что изменения наступят. 

 

 - Если говорить о планах на будущее, чему еще Вы собираетесь учить муниципальные власти, и возможно ли выработать единый уникальный механизм, внедрение которого позволит всем муниципальным образованиям эффективно управлять своими территориями?

 

 - Думаю, что мы пойдем тем путем. Дело в том, что это задача правительства - внедрять механизмы, а задача обучающих программ - смотреть лучшие примеры их реализации, раскладывать, анализировать и интегрировать их в другие территории. Это самое правильное. Мы поставили себе четкую задачу, что все обучающие мероприятия должны быть предельно практичны. Вы знаете, бывают полки в книжных магазинах завалены всякой обучающей литературой, но далеко не всегда можно найти что-то, что можно уже завтра применить в жизни.

Думаю, что мы сделаем семинар по умной социальной политике. Это то, о чем много говорит Андрей Юрьевич. Мы сделаем что-то связанное с управлением персонала, подбором кадров, потому что нам очень важно, чтобы не только глава первого уровня или главы поселений, но и все члены их команды - заместители, начальники отделов управлений - тоже были людьми профессиональными и мотивированными на общий результат.

Мы на 100%  будем продолжать разрабатывать инвестиционную тему. Я имею в виду инвестиционную привлекательность муниципалитета в связи с культурной политикой. Мы обсуждали этот вопрос с Любовью Назаровой, которая возглавляет управление  по службе кадров. У нас появилась идея пригласить коллег, которые проводили мероприятие в Сочи под Олимпиаду и организовывали, как это называется, ивент-менеджмент, чтобы посмотреть, какие культурные мероприятия мы можем проводить на территории Московской области. В общем, я полагаю, что любое направление, любое министерство может послужить примером, поделиться уникальным опытом.  Кроме того, мы будем опираться на зарубежный опыт, и затем транслировать его дальше в муниципалитеты. 




ВСЕ НОВОСТИ