Михаил Губергриц, дизайнер. Брендирование городов

У 22 подмосковных городов появятся свои бренды. Над разработкой так называемых бренд-буков трудились студенты Московский  Академии Коммуникаций  Word Shop. Достойны ли их произведения быть новым лицом городов Подмосковья, спросим у профессионала. У нас в студии Михаил Губергриц, творческий директор дизайн-студии LINII, куратор факультета "Айдентика" Московской Академии Коммуникаций. Это "Интервью 360°".

 

 - Прежде всего, поясните, что означает термин "айдентика"? Я так понимаю, что он используется только в профессиональной среде, среди дизайнеров? 

 

 - Действительно, термин появился не так давно. Можно сказать, что это перевод английского слова "identity". Это термин, который применяется в профессиональной среде для обозначения облика, образа тех или иных товаров, услуг, в том числе и для городов. 

 

 - Расскажите, почему в современном мире так важно брендирование? В бизнесе, наверное, понятно, но почему это так важно для городов?

 

 - Это случилось не так давно. Города тоже начали понимать, что они находятся в конкурентной среде: есть соседи, есть более далекие города. Человек сейчас выбирает не только услуги, не только товары в супермаркете, но и города, причем для совершенно разных задач: для жизни, для путешествий, для туризма. В России это совсем недавно стало актуальным, но я думаю, что это будет все более и более востребованным. Вот мы и работаем для решения таких задач.

 

 - А Вы можете назвать города, которые уже использовали такого рода проекты и стали восприниматься как-то по-другому?

 

 - Наверное, самый известный город – это Пермь, с них все началось в России. Не так давно мы занимались Мурманском.

 

 - А что было в Перми?

 

 - В Перми была концепция столицы современного искусства в России. Каждый год разрабатывается огромное количество городов и их брендов, образов. Их число уже измеряется сотнями. 

 

  -Вы работаете только в России или у Вас есть зарубежный опыт?

 

 - Два проекта мы делали не для России.  Первый был болгарский город Троян. Второй – украинский Кировоград. Оба проекта достаточно успешно были реализованы и живут до сих пор. После этого и в России обратили внимание на эти процессы. 

 

 - Какой, по Вашему мнению, Ваш самый успешный проект? Расскажите о нем поподробнее. Я знаю, в Москве все наслышаны, о стеле "Часы", которую Вы поставили. Как Вам это пришло в голову? 

 

 - Это был предновогодний проект, которым занимались порталы "Look at me" и "The village". Там была действительно интересная, нестандартная идея сделать стелу при въезде в город Москва. Но, когда стали решать эту задачу, мы поняли, что не можем придумать просто стелу, что нам нужно придумать какую-то идею для города. А это уже действительно близко к брендингу, к созданию некоего имиджа. Тогда я подумал, что самое главное в Москве – это бешеная скорость и, соответственно, тот ритм, в котором живут горожане. Это я и попытался отобразить. Соответственно, стела представляла собой буквы, в каждой букве – стрелки часов, которые вращались с разной скоростью, бешенной, но разной. Теперь, когда человек въезжает в город, он начинает понимать, что здесь все живут совершенно разной жизнью, разными ритмами, и даже два человека, живущие рядом, могут никогда не пересекаться. Это был очень интересный проект, хотя и нереализованный. Из законченных я бы отметил город Кировоград, украинский город, победивший в конкурсе "Майдан's". Это танцевальный конкурс,  и, соответственно, у них была стратегия и идея танцевальной столицы Украины. Мы сделали танцующий логотип, буквы как будто тоже в своем интересном движении. Проект был интересный и был реализован. За него мы получили гран-при на международном фестивале территориального брендинга. Действительно, получился необычный проект. 

 

 - В Подмосковье Вы и Ваши студенты приняли участие в очень важном проекте. Под Вашим руководством студенты долго изучали и, наконец, сейчас выдали свои работы  бренды исторических городов Подмосковья. Когда Вы начали этот проект и в чем он выражался?

 

 - Я начну с того, что поблагодарю правительство Московской области за то, что предоставили такую возможность. Мы работаем над этим уже третий год в академии коммуникаций, и до этого все эти проекты были проектами "в стол": это была наша личная инициатива, мы сами выбирали города, и не было никаких предпосылок для того, чтобы это было реализовано, хотя проекты были очень интересные и достойные воплощения. В этом году к нам обратилось правительство Московской области с настоящим списком городов, которым это действительно нужно. В списке были 22 города Подмосковья. 

 

 - А Вы понимаете принцип, по которому эти города отбирались?

 

 - Я, в принципе, знаю, это города первого приоритета. Как правило, это города исторические, либо имеющие стратегическое значение для области. Поэтому нам было вдвойне интересно в этом году работать. Сначала к проекту приступили стратеги: они изучали города, ездили по ним, проводили интервью, разговаривали с людьми. Таким образом, была разработана стратегия бренда, которая нам уже, дизайнерам, была дана в качестве "брифа". Мы приступили к работе примерно в апреле и занимались проектом в течение трех месяцев. 

 

 - Сейчас нам известны города-победители: Коломна, Руза и Волоколамск. Какие акценты были сделаны и какие, на Ваш взгляд, были придуманы удачные решения?

 

 - Победили два проекта: Коломна и Верея, маленький такой городок, который вызвал огромную симпатию. Обратили внимание, кроме того, на Волоколамск. Эти три проекта были признаны самыми интересными. Они действительно получились очень нестандартными и необычными, как по дизайну, так и по стратегии и по подаче. Все совпало: и работа стратега, и работа дизайнера. Они вместе дали хороший результат. 

 

 - Мне кажется интересным, как Верея заняла первое место.

 

 - Верея – замечательный город, мы все ему очень симпатизировали, потому что это самый маленький город Подмосковья: 5 тысяч человек всего на 5 квадратных километрах. Было очень трудно за что-то зацепиться. Но ребята придумали очень интересную стратегию: это город с немножко мистическим духом. Там есть так называемый "Алатырь-камень", есть очень интересные леса и природа необычная. У нас получился немножко загадочный, мистический образ у города, который у всех вызвал симпатию. Там была концепция, что это город, который позволяет жителям больших городов прикоснуться к корням, даже немножко языческое получилось направление. Это некоторая подзарядка для человека, который живет в большом городе и приезжает в этот маленький, уютный, очень приятный город для того, чтобы подпитаться таким духом. 

 

 - Как учитывались мнения местных жителей? Они говорили, как они видят свой город?

 

 - Конечно, мы очень много разговаривали с жителями городов. Однако часто так бывает, что ту стратегию, которую мы предлагаем, жители сами не могут придумать, не могут сами это увидеть. Зачастую идея лежит перед носом, а мы ее не замечаем. В случае с Вереей мы ничего такого не услышали, это наше видение города. В Волоколамске была немного другая история. Проект был социальный, интересный: дать людям некий новый  инструмент, потому что они уже отчаялись. У них очень хорошее городское сообщество, но им кажется, что их не слышат. 

 

 - Что Вы придумали?

 

 - Мы придумали дать им в руки новый город. У Волоколамска есть второе негласное название – Ломоград. Мы предложили дать им новый город, где они могут делать, что хотят: избрать своего мэра, выбрать министра по культуре, министра по туризму, министра по спорту. Дать возможность действительно активным людям изменить город, сделать его таким, каким они хотят сами. Мне кажется, это очень интересная идея, нестандартная: вместо города Волоколамск сделать город Ломоград, а потом, когда люди смогут привести в чувство этот город, снова вернуться к Волоколамску, но они уже будут этот город любить и уважать, они почувствуют, что он их уже, свой. 




ВСЕ НОВОСТИ