Петр Иванов, заместитель председателя правительства МО. Легкое метро в Подмосковье

Значительно улучшить транспортную ситуацию в направлении Москва–Московская область позволит так называемое наземное метро. Скоростной рельсовый транспорт, что это такое и как он выглядит, об этом поговорим прямо сейчас с заместителем председателя правительства Московской области Петром Ивановым, это "Интервью 360".

 - Что такое наземное метро? Как оно будет выглядеть и что изменится в жизни жителей Московской области?

 -  Наземное метро – это проект, который развивается совместно с РЖД и связан со строительством дополнительных третьих-четвертых путей на тех направлениях, которые являются сегодня наиболее загруженными и связывают ближайшие города Подмосковья непосредственно с Москвой. Завершить этот проект планируется до 2020 года. В рамках него на наиболее загруженных направлениях планируется строительство порядка 226 километров дополнительных путей, в том числе 125 километров по территории Московской области.

- Цифры впечатляют. Сейчас как раз мы видим те точки, где будет более активно происходить развитие. Давайте прокомментируем, что это за точки и откуда вообще пойдет развитие. 

 - В первую очередь, естественно, это близлежащие города Подмосковья: Королев, Балашиха, Юбилейный, Мытищи, где потребность в строительстве дополнительных железнодорожных путей является наиболее актуальной. Часть этих путей уже построена, например, на участке Москва-Химки четвертый путь построен в декабре 2013 года, в этом году планируется продлить его до Крюково. Часть путей сейчас находится на стадии строительства: это участки до самых загруженных направлений в сторону Мытищ, Подлипок-Дачных, Болшево. То есть там, где действительно большой пассажиропоток, и требуется в первую очередь организация скоростного движения и связи с Москвой. 

- Метро в Москве уже существует, и понять, какая альтернатива возможна в Московской области очень сложно. Давайте на пальцах объясним, что это такое, почему нужны другие виды транспорта?

 - Основная проблема, исторически обусловленная с застройкой Москвы и Подмосковья, связана с тем, что кольцевая и радиальная система предполагает схемы движения только по радиальным направлениям. Связь между ближайшими городами Подмосковья подчас невозможна из-за того, что между ними нет магистралей и железнодорожных переездов. Чтобы решить эту проблему, еще в 2007 году были заложены транспортные коридоры, которые позволят построить скоростной внеуличный вид транспорта. Мы можем назвать его метро, можем назвать его скоростной трамвай, но основное то, что, обеспечивая прямое скоростное бессветофорное движение со средней скоростью на уровне 40-45 км/ч, аналог московскому метро сможет перевозить большие потоки пассажиров и обеспечивать связи, которые на сегодняшний день или нарушены, или просто не существуют. 

 - А предполагаемые промежутки, те 35 минут, о которых Вы уже заявляли в своих интервью, о чем это говорит?

 - Это говорит о том, что возможность использования пассажирского транспорта фактически становится альтернативой автомобилю или любому другому виду личного транспорта. Когда пассажиру не нужно ждать расписания или прибытия соответствующего поезда или трамвая, а он может прийти на станцию и знать, что в течение ближайшего времени, независимо от расписания...

 - Он точно уедет. 

 - Он точно уедет. Поэтому в схеме территориального планирования уже предусмотрена связь ближайших городов Подмосковья. Это те участки, где сегодня сконцентрированы более 2,5 миллионов жителей, которые не потому не ездят из Мытищ в Королев, что у них нет потребности в этой поездке, а потому что очень тяжело проехать, нет других вариантов. Можно воспользоваться дорогами Москвы или МКАДа. Сегодня практически 40% МКАДа – это транзит между городами Подмосковья, жители Подмосковья, которые могли бы, используя скоростную систему внеуличного транспорта, которая кольцом опоясывает всю Москву, могли бы, используя эту систему, передвигаться между городами Подмосковья. 

 - Получается, что этот способ заставит, наконец, людей оставлять машины во дворах и перемещаться, в том числе, и на наземном метро?

 - Чтобы наземный транспорт стал реальной альтернативой автомобилю, он должен быть скоростным, комфортным и предсказуемым по расписанию. Именно этим критериям и будет соответствовать новая внеуличная скоростная система, которая будет аналогом метрополитену. 

 - Где и как сейчас ведется работа, какими темпами и о каких сроках мы реально можем говорить?

 - Мы можем говорить о тех участках, которые наиболее проработаны и где транспортные коридоры уже сегодня позволяют начать проектирование и в перспективе строительство наземного легкого метро. Оно будет выглядеть приблизительно так. Первый участок – это участок, соединяющий Подольск–Климовск и соединяющий Домодедово и Раменское, с выходом к аэропорту в Раменском. Это участок в 52–54 километра. В зависимости от варианта прохождения уже сегодня можно начать проектирование того участка, где планируемый пассажиропоток в пиковые часы будет достигать 10 тысяч человек, что достаточно для того, чтобы действительно строить там легкое метро. 

 - Мы видим, как примерно будут выглядеть вагоны, что там будет, что учитывается для того, чтобы пассажирам было действительно удобно перемещаться в таких скоростных трамваях?

 - Сегодня мы прошли тот этап, после которого любой новый подвижной состав (автобус, метрополитен или электричка) обязан соответствовать самым современным требованиям и с точки зрения экологичности, и с точки зрения комфорта пассажиров. Поэтому весь новый подвижной состав – и 40 электропоездов, которые приобретаются для электричек Подмосковья, и 1615 автобусов –соответствует самым современным стандартам. Это низкий уровень пола, это кондиционирование, это удобные сидения, это система приспособлений для удобства инвалидов. Новый скоростной вид транспорта, который предполагается строить в Подмосковье, будет соответствовать всем самым современным требованиям с точки зрения комфорта. 

 - Вы называете цифры, они действительно масштабные. Наверняка нужна помощь, сотрудничество. Как помогают решить этот вопрос застройщики? Есть ли какая-то нагрузка, которая лежит и на них, какая-то ответственность?

 - Действительно, Подмосковье сегодня активно развивается и застраивается. Вопрос транспортной доступности – один из первых, который возникает у любого, кто планирует приобрести квартиру в Подмосковье. Поэтому ставим задачу перед инвесторами, перед застройщиками Московской области, чтобы они соинвестировали и участвовали в строительстве транспортных систем на территории Подмосковья.

 - Мы сейчас можем по этой карте определить, кто Вам и в чем помогает?

 - Один из таких примеров, это участок из Бутово через Расторгуево до станции Заводская. Здесь активное строительство ведут 17 застройщиков, которые сейчас объединились для того, чтобы создать скоростную систему внеуличного транспорта: это скоростной трамвай на первом участке в 22 километра, с 50-ю станциями. Этот проект общей стоимостью около 10 миллиардов рублей полностью финансируется инвесторами. 

 - Это пилотный проект, но планируется ли что-то подобное в других районах Московской области?

 - Да, конечно. И сегодня в высокой степени проработки находится проект "Стрела", это 7,2 километра, которые соединяют Химки со станцией Планерная. К сожалению, мы сейчас еще ведем переговоры с Москвой по поводу точки входа на Планерную, но мы надеемся в ближайшее время получить положительное заключение и приступить к активной стадии строительства этого объекта. 

 - Если говорить реально. Какие сложности сейчас существуют, с какими проблемами Вы сталкиваетесь на данном этапе?   

 - Основная сложность была и остается в том, что часто транспортные коридоры, которые предполагались под строительство внеуличных систем, заняты, или на них осуществлена какая-то застройка, или сложности с изъятием земельных участков. Тем не менее, сегодня законодательство позволяет решать этот вопрос, и мы в любом случае продвигаемся, независимо от тех сложностей, которые возникают у нас на пути. 

 - Это радует. Есть опасение, что появление дополнительных линий на земле создаст новые трудности автомобилистам. 

 - Подмосковье действительно разделено 11-ю ветками железной дороги, и время, которое тратит автомобилист на переездах, порой занимает часы, особенно в пиковое время. Именно поэтому принята программа, она утверждена в рамках программы "Наше Подмосковье", о строительстве 17-ти приоритетных переездов. 12 из этих путепроводов обеспечены финансированием, 7 уже строится, в том числе один в Хлебникове, его планируется ввести в эксплуатацию до конца 2014 года, 6 мы планируем достроить в 2015 году и еще 5 переездов построим до 2017 года.


ВСЕ НОВОСТИ