Александр Сидякин, зампред комитета ГД по ЖКХ и жилищной политике

ЖКХ перестанет быть ругательным словом – такое необычное заявление в начале лета сделал депутат Государственной думы Александр Сидякин. Что народные избранники планируют изменить, чтобы коммунальная сфера вызывала только положительные эмоции, мы разберемся прямо сейчас, и у нас в студии заместитель председателя комитета  по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин, это "Интервью 360".

- Коммунальные услуги – это бесконечные жалобы. Почему, на ваш взгляд, сложилась такая ситуация?

- Есть несколько причин. Во-первых, очень долгое время наше государство не занималось проблемами ЖКХ. До 2008 года не было комплексной стратегии того, как ремонтировать дома, которые пришли в негодность, которые сильно изношены; что делать с ростом платежей за коммунальные услуги. Более того, комитета по ЖКХ в прошлом созыве у Госдумы не было. В 2008 году появились первые зачатки стратегии того, как работать, как разбирать вот те завалы, которые нам достались от советского времени, от начала 90-х годов. И после этого начали работать с ЖКХ,  начали выявлять проблемы. Проблем накопилось немало, поэтому у людей и сформировалось такое отрицательное отношение к ЖКХ. Но эта тенденция постепенно меняется. Я, например, представляю республику Татарстан, мы проанализировали обращения: количество обращений остается примерно на одном уровне, но сами жалобы, если рассматривать их по существу, меняются. Если раньше люди глобально жаловались на то, что у них нет холодной и горячей воды в течение нескольких недель или что зимой могли разорваться трубы, то сейчас люди недовольны качеством покрашенных потолков. Я думаю, что этот тренд продолжится.

Мы с коллегами по Единой России провели на пошлой неделе в Челябинске форум, который был посвящен только проблемам ЖКХ. Мы приглашали профильных министров, принимал участие Премьер-министр. В результате, мы для себя выработали дорожную карту того, что мы будем делать дальше. Теперь мы совершенно четко понимаем, как нам улучшить качество работы управляющих компаний, как добиться того, чтобы капитальный ремонт пришел быстрее в каждый дом, чтобы люди получили возможность контролировать качество услуг, цены на эти услуги, чтобы была возможность общения с поставщиками, ресурсоснабжающими организациями, теми, кто оказывает услуги, был доступен контроль со стороны каждого собственника. 

 - В свое время Вы были автором идеи о создании саморегулирующихся организаций в сфере ЖКХ, в чем суть этих организаций?

 - Суть в том, что очень часто на управляющие компании нет абсолютно никакого воздействия. Когда ко мне приходят на прием люди, я вынужден с ними в подвал спускаться, вызывать туда председателя управляющей компании, добиваться того, чтобы органы жилищного надзора приехали, и только после этого проблема иногда решается. Нам важно, чтобы у нас были действенные инструменты влияния на управляющие организации. Мы сначала взяли за основу модель, которая существует в строительстве, когда все управляющие организации входят в какую-то саморегулируемую структуру, сами создают компенсационный фонд и из него уже производят выплаты за некачественно оказанные услуги или сделанные работы. Но мы убедились в том, что в области строительства эта схема не совсем четко работает. Допуск можно купить за деньги на рынке, просто позвонив, за 3 часа  тебе его оформят. Мы не можем здесь рисковать доверием людей, которые просят нас принять какие-то решения, поэтому мы отказались от идеи саморегулирования и перешли к другой идее – к обязательному лицензированию управляющих организаций.

С 1-го мая следующего года управляющая организация, которая занимается вашим домом, обязана будет иметь лицензию. На рынке достаточное количество недобросовестных управляющих организаций. Я не хочу сказать, что все они такие. Полагаю, что большинство из них – это порядочные люди. Но есть реальные дельцы, мошенники, которые собирают деньги с жильцов, затем исчезают, компания банкротится, а долги повисают, в том числе за поставленные коммунальные ресурсы. Буквально завтра мы будем рассматривать этот проект во втором и третьем чтении в Госдуме, и он заработает в полную силу с 1-го сентября. 

 - Вы опередили мой вопрос. Был отказ от саморегулирующихся компаний, и государство взяло курс на лицензирование управляющих компаний, какие доводы "за"?

 - Если комиссия на региональном уровне будет лицензировать управляющие компании – это возможность контроля деятельности управляющей компании, возможность контроля услуг, которые они оказывают собственникам, и это возможность контроля в том числе со стороны собственников, потому что очень сложно иногда  сменить управляющую компанию, добиться каких-то решений от нее. Это все доводы "за". 

 - Большая проблема нашей современности – это изношенность инфраструктуры. Отсюда и потери, и разнообразные проблемы, и аварии, которые случаются. По расчетам, на модернизацию коммуналки ежегодно уходит до 500 миллиардов рублей. Это много или мало, и откуда берутся эти средства?

 - Для того чтобы отремонтировать все эти дома, которые нуждаются сейчас в ремонте, нужно, с учетом энергоэффективности, примерно 5,6 триллиона рублей. Я хочу напомнить, что, например, бюджет РФ составляет около 18 триллионов рублей. Сопоставимые цифры.  Для того чтобы отремонтировать дома, как мы хотим, нам нужно что-то отрезать от армии, от пенсий. Мы не можем себе этого позволить, поэтому, чтобы произвести капитальный ремонт в домах собственников, мы привлекаем сейчас граждан. В платежках появилась новая строка: "за капитальный ремонт". Это совершенно обосновано, потому что ты же собственник этой квартиры, почему государство должно делать за тебя ремонт в твоем многоквартирном доме? Ведь ты же не просишь у государства поменять тебе резину, когда наступает весенний сезон, или перешить пуговицы на пальто – это все твоя собственность. А чердак, подъезд и лифт – это твоя долевая собственность. Если в доме сделан ремонт, значит капитализация твоего жилья тоже растет, это надо учитывать. Поэтому совершенно разумным и логичным представляется довод о том, что государство говорит: ну не можем же только мы ремонтировать вашу собственность, давайте софинансировать.

У нас уже во всех регионах приняты программы капитального ремонта, мы за 25 лет отремонтируем все дома, которые на сегодняшний день в этом нуждаются. Какие-то из них стоят в очереди раньше, какие-то позже. Кроме того, мы приняли закон о долгосрочных тарифах газо-, тепло-, электроснабжения. Эти тарифы будут фиксироваться на 5 лет, что позволит инвесторам приходить в эту отрасль, вкладывать свои деньги и понимать, что в долгосрочном периоде они эти деньги вернут. Они же вкладывают в расчете исключительно на эти тарифы, которые будут существовать пять лет. Уже сегодня у нас есть сотни проектов в регионах, есть инвесторы, которые готовы приходить в теплоэнергетику, в водоснабжение, развивать эти отрасли.

 - Еще одна тема –  тарифы. Пожалуй, самая острая для потребителей. Народная расшифровка ЖКХ, как мы знаем: "Живу, как хочу: хочу – плачу, хочу – не плачу". Почему, как Вы думаете, так происходит, и насколько  формирование прозрачно и понятно рядовому обывателю и потребителю?

 - Рост платежей за коммунальные услуги не должен превышать инфляцию. Это мы в законе зафиксировали совершенно четко. Инфляция даже минус какой-то коэффициент. Это, конечно, удар по "хотелкам" каких-то естественных монополий, потому что тарифы на газ или на передачу электроэнергии во многом ведут к тому, что повышаются тарифы на тепло и воду. Мы это на законодательном уровне ограничили и, более того, с правительством просчитали, а в прогнозе социально-экономического развития страны эти показатели учтены. Теперь каждый сможет проконтролировать, так ли это или не так. Мы это жесткое решение приняли, будем ему следовать. И второе решение, которое идет по соседству, это введение государственной электронной системы ЖКХ. Каждый, имея личный кабинет, может следить за формированием тарифов от самого начала до самого конца. Если ему неправильно начислили, может не платить. Вот это, кстати, совершенно передовое решение. 


ВСЕ НОВОСТИ