Михаил Кузнецов, заместитель председателя правительства МО. О местном самоуправлении

Административная реформа, которая полным ходом сейчас идет в Подмосковье, направлена на то, чтобы максимально убрать коррупционную составляющую из работы чиновников, а жителям области упростить доступ к должностным лицам. Об эффективном местном самоуправлении идет разговор с заместителем председателя правительства Московской области Михаилом Кузнецовым в программе "Интервью 360". 

- В одном из своих интервью Вы говорили о том, что административная реформа затеяна с главной целью - выполнить распоряжение Андрея Воробьева. Губернатор дал задание сделать так, чтобы любые проблемы жителей, даже те, которые у них копились годами, решались быстро, оперативно и в интересах самих жителей. Как сейчас это административное устройство сможет помочь решению этой проблемы?

- Да, по поручению губернатора Андрея Воробьева с прошлого года  мы самым активным образом ведем консультации по этому вопросу на разных уровнях – муниципалитетов, общественности внутримуниципальных образований. Мы обсуждаем э с жителями, с политическими партиями, с самым широким кругом участников. Наша задача очень проста  - чтобы та логика, в которой действует правительство, логика президента, доходила до самого низа.

Когда президент в декабре прошлого года объявил о том, что необходимо вносить изменения и корректировать 131-й закон, это коррелировало с той работой, которую мы проводим на местах. Московская область - один из самых диверсифицированных регионов с точки зрения местного самоуправления. У нас  было 72 – а теперь будет 71 с учетом объединения городов Юбилейный и Королёв – муниципалитетов первого уровня, которые находятся в областном подчинении. Такого количества нет нигде в РФ. Каждый имеет своё уникальное устройство. Жизнь показала, что где-то это устройство действительно является эффективным.

Поэтому, когда мы принимали закон о выборах 14-го сентября, мы учитывали и сложившуюся практику и пожелания муниципалитетов и необходимость в некоторых случаях вносить коррективы. Все для того, чтобы на принятие решений муниципалитетами не влияли ни экономические интересы, ни политические, а исключительно интересы жителей. 

- После того, как реформа произойдет, 50 поселений в процессе укрупнения исчезнут. Что это будет означать для жителей поселений? Не получится ли так, что будет ситуация безвластия? 

 - Процесс укрупнения - это такой постоянный процесс, который будет идти. Будет ли их 50, или 30, или больше 50, покажет жизнь и экономика. Укрупнять поселения необходимо тогда, когда есть экономическая целесообразность ведение единого хозяйства.  Федеральный закон, который подписал Владимир Владимирович, дает нам возможность устанавливать две нормы. Первая - это порядок избрания муниципалитетов, это мы прописали; второе - это перераспределение полномочий между субъектовым уровнем и уровнем муниципалитетов, а так же внутри самого муниципалитета.

Это уникальная возможность, которой мы должны пользоваться очень бережно, потому что то перераспределение, которое мы примем, а мы будем принимать его в весеннюю сессию, оно сформирует систему самоуправления на ближайшие 5 лет.

Мы считаем, что этот механизм сейчас позволит максимально эффективно настроить систему местной власти. И только после того, как будет произведена эта настройка, нужно будет смотреть, где и что дальше нужно будет укрупнять. Количество муниципалитетов и количество городских округов очень велико. Например, в Серпуховском районе три городских округа. Это сложная модель управления, сложно сбалансировать интересы четырёх субъектов первого уровня на одной территории. И самое главное - это полномочия. Сейчас тот этап, когда нужно найти взаимопонимание в распределении полномочиях, после этого посмотреть, как это будет работать в новой модели. 

- С специалистов возникает много споров на тему слияния администраций районов и райцентров. По этому пути обязаны пойти все муниципалитеты Московской области, или у них есть какие-то другие модели развития?

- Откуда вообще взялась тема слияния администраций районов и районных центров, городских поселений? Она возникла из-за того, что довольно часто там конфликтная ситуация. Чего греха таить, есть такие территории, как Пушкинский район, Щелковский район, где буквально открытое противостояние внутри администрации. Прискорбно, что те решения, которые принимаются на районном уровне, не выполняются на уровне города и наоборот. Так не должно быть.

Должно быть единое решение, должна быть единая градостроительная политика, единая система построения социальной и транспортной инфраструктуры. Поэтому когда Адрей Юрьевич проводил высший совет в декабре, то почти все главы муниципальных районов высказались за объединение этих администраций для консолидации полномочий в одном центре. Теперь закон позволяет сделать это без перераспределения администрации, то есть, мы можем взять полномочия, например, в сфере градостроительной политики и после обсуждения на уровне муниципального образования передать их на уровень района. 

- Последует ли после укрупнения и слияния муниципалитетов сокращение чиновничьего аппарата, ведь в этом случае и денег из казны на содержание слуг народа будет тратиться меньше, означает ли это, что нас будет ждать некая лавина отставок глав? 

 - Ни в коем случае, никакой лавины отставок мы не планируем. У нас пройдет очень много выборов осенью: будут  избираться 22 главы первого уровня, это муниципальные районные и городские округа, а всего пройдет 410 выборов на 355 территориях. Почти везде в области. У людей будет возможность выбирать глав и самим определяться с властью на местах.

Что касается системы, мы приняли решение о том, что проводим сейчас анализ организаций. У нас существуют нормативы в зависимости от численности населения, развитости хозяйства того или иного муниципалитета, мы постараемся сделать так, чтобы количество чиновников в том или ином муниципальном образовании соответствовала потребностям.

Безусловно, всё унифицировать "под одну гребенку" не нужно, необходимо сделать так, чтобы не было избыточности. У нас есть территория, где численность аппарата на 40% превышает нормативы. Это, конечно, не очень нормально. Мы будем разбираться, почему так произошло, будем стремиться к тому, чтобы чиновники работали эффективнее, а не увеличивать штат.

- Если взять примеры некоторых подмосковных муниципалитетов, можно увидеть, что процесс слияния идет очень непросто. Почему это происходит? Означает ли это, что реформа несет в себе не только положительные стороны, но есть и некоторые минусы, раз не все с этим согласны?

- Сейчас был принят областной Думой закон о слиянии двух городов – Юбилейного и Королёва. Для того, чтобы территориям объединиться, необходимо принятие решений представительными советами, то есть, городскими Думами обоих муниципалитетов. И в Королёве, и в Юбилейном они проголосовали "за". этому предшествовали серьезные консультации, встречи губернатора с представителями крупнейших военнопромышленных корпораций, которые находятся в Королёве, с депутатами. На всех этих встречах мы обсуждали хозяйственно-экономические проблемы. И депутаты, и жители, и представители территориальной элиты, естественно, хотели быть уверены, что в результате этого объединения будут реальные изменения, прорыв с точки зрения развития территории.

Политика объединения ради объединения никому не нужна. И вы знаете, что уже сейчас губернатор выезжал в Королёв, там уже есть серьезные изменения.  Во-первых, был сдан дом, более 150 дольщиков получили квартиры, это уже очень большая победа для Королёва. Там строится школа, решение было принято после поездки Андрея Юрьевича и в ходе консультаций. Решаются транспортные проблемы. Определен спецпредставитель губернатора  в ранге советника, это мэр Реутова, Александр Николаевич Ходырев. Он будет в ежедневном режиме заниматься этими вопросами. Вся сложность заключается в том, чтобы выработать правильные и необходимые первоочередные решения проблем внутри муниципальных образований. Остальное – уже более простые вопросы. 


ВСЕ НОВОСТИ