Денис Буцаев, заместитель председателя правительства МО. Социальный бизнес

Социальное предпринимательство как инструмент решения общественных проблем. О том, как развивается в Подмосковье бизнес, который должен служить на благо его жителей, спросим у заместителя председателя правительства Московской области, министра инвестиций и инноваций, Дениса Буцаева. Это "Интервью 360".

 - Всем понятно, что такое бизнес, предпринимательство. А, все-таки, социальный бизнес - это новинка для области. Расскажите подробнее, в чем специфика? 

 - Специфика социального бизнеса заключается в первую очередь в том, что этот бизнес ориентирован на выполнение определенных социальных функций, которые востребованы, высоко востребованы в нашем обществе. Это связано как со сферой услуг, так и с сектором производства продукции. 

 - Давайте предметно поговорим, что сейчас на территории области в наибольшей степени востребовано с точки зрения социального бизнеса?

 - Так как этот бизнес достаточно низкомаржинальный, мы говорим иногда, что этот бизнес является в большей степени средством самозанятости предпринимателей, то практически все сектора, в которых он присутствует, у нас испытывают дефицит проектов. Это связано с тем, что доступ в указанный сектор ограничен недоступностью аренды, например, нежилых помещений. В большинстве случаев это связано так же с отсутствием возможности кредитования у этого вида бизнеса. И в силу того, что он низкомаржинальный, само количество предпринимателей, которые готовы заниматься подобного рода бизнесом, всегда ограничено. Поэтому, когда мы говорим о том, что конкретно в области в настоящий момент является востребованным социальным бизнесом, то оказывается, что все виды социального бизнеса, которые существуют в Российской федерации, являются востребованными. Это и парикмахерские салоны, и пекарни, и кулинария, и дома быта, ветеринарные клиники. В социальной сфере это медицинские учреждения, образовательные учреждения дошкольного и школьного дополнительного образования. Спортивные сооружения. Для нашего региона можно назвать единственным отличительным знаком - это народно-художественные промыслы, которые не во всех субъектах, в этом отношении, являются востребованными. Но в силу исторических и культурных предпосылок, Московская область в этом отношении испытывает необходимость  в поддержке, в том числе и этого направления. 

 - Вы сказали, что социальный бизнес низкомаржинален. Так и есть. Но, тем не менее, это не благотворительность. По сути своей, какие шаги должен предпринять начинающий предприниматель, чтобы начать такой бизнес сейчас на территории области?

 - В первую очередь он должен понимать, к какому из отраслевого направления, к какому из видов бизнеса у него больше лежит душа. Это может быть связано с производством, например, определенных продуктов питания, может быть связано со сферой услуг. После того, как он определился с тем, чем он хочет заниматься, возникают 2 основные проблемы: где ему разместиться и на что начать бизнес. 

 - Тогда давайте поговорим о льготах. 

 - Да, но я бы начал с того, где разместиться. Это основной в настоящий момент камень преткновения любого бизнеса. Понятно, что для социального, то есть, для маломаржинального бизнеса существенным ограничением является ставка аренды. Если мы говорим про коммерческий сегмент рынка недвижимости, то там ставки достаточно высоки. Но и в муниципалитетах в этом отношении ставки тоже не отстают. Это связано с тем, что муниципалитет, обладая определенным имуществом, пытается распоряжаться им наиболее эффективно. И ругать его за это тоже бессмысленно. Поэтому для социально ориентированного бизнеса необходимы дополнительные льготы, которые по возможности снижают ставку аренды либо компенсируют часть той аренды, которая выплачивается предпринимателем. 

 - Вы говорите, необходимо. А сейчас существует такая система?

 - Сейчас как раз существует такая система, и мы ее улучшаем. С 2014 года в нашей программе малого и среднего бизнеса существует поддержка в виде компенсации ставки аренды. Это до 1,5 млн рублей на каждого предпринимателя. И в 2014 году мы помогли 66 предпринимателям получить такие субсидии на общую сумму около 60 млн рублей. Исходя из этого, мы поняли, что 66 - это не то количество, которое необходимо поддержать. Таких предпринимателей значительно больше. Поэтому губернатором была инициирована программа поддержки социального бизнеса в виде снижения на 50% и более ставки аренды на муниципальное имущество. И в настоящий момент такая работа Министерством имущества и Министерством инвестиций Московской области проведена. Во всех районах Московской области, за исключением двух, такого рода ставки установлены. Сейчас бизнес может брать в аренду имущество по значительно более низким ставкам, чем это было, например, в прошлом году. В качестве примера могу привести: ставки у нас ранжируются от 5 до 10 тысяч рублей за квадратный метр, а субсидируемые ставки, то есть, те, на которые мы предоставляем льготы, начинаются от 1,6 тысячи рублей. Естественно, это существенная поддержка, которая обеспечивает социальному бизнесу больше условий для существования и развития. Дополнительно мы в 2015 году продолжим программу по субсидированию ставки в коммерческом сегменте. И там мы в этом отношении будем предоставлять примерно около 100 предпринимателям те же самые субсидии по 1,5 млн на общую сумму, превышающую 100 млн рублей. 

 - Вы заговорили о двух камнях преткновения - это арендная ставка и помещения, о которых вы уже сказали. Давайте теперь поговорим о начальном капитале и средствах, с помощью которых можно получить этот капитал. 

 - Вторым моментом, который препятствует успешному развитию бизнеса, всегда являются средства для реализации проекта, так называемый начальный капитал, либо оборотные средства. И в этом отношении Московская область разработала программу поддержки малого и среднего бизнеса, которые максимально практично подходят к тем инструментам, которые мы предлагаем. Мы предлагаем субсидии на оборудование, то есть, в случае, если предприниматель купил оборудование, мы ему возмещаем до 50% стоимости указанного оборудования. Если он его взял в лизинг, мы возмещаем ему стоимость лизинга. Если он в этом отношении проходит обучение либо тратит деньги на оборотный капитал, мы ему и эти деньги компенсируем по результатам представленной заявки. И такая программа у нас по объему третья в стране. Мы одни из крупнейших регионов, с точки зрения поддержки малого и среднего бизнеса. Проводится колоссальная работа, потому что таких заявителей сейчас больше тысячи человек, от каждого из которых мы принимаем заявки, удовлетворенные нами. А общее количество поданных заявок в настоящий момент троекратно превышает то количество, которое мы удовлетворяем. И это деньги, на которые предприниматель может, как начать свой бизнес, так его и поддерживать. Он может получать эти субсидии каждый год, то есть, если он обратился к нам сегодня, в 2015 году, за субсидией на оборудование, то в следующем году он может обратиться за субсидией, например, на оборотные средства. Дополнительно к этому у нас существует программа субсидирования ставки привлеченного кредита. И совместно с крупнейшими банками РФ мы реализовываем программу, по которой малый и средний бизнес получает вначале кредит,  а ставку этого кредита мы ему компенсируем путем предоставления соответствующих субсидий. С нами работает и Сбербанк. Недавно прошла уникальная сессия по обучению малых и средних предпринимателей тому, как правильно подавать заявки в Сбербанк, каким образом Сбербанк удовлетворяет либо не удовлетворяет их заявки. Был разъяснен порядок, в том числе, оформления документов. Банки по поддержке малого и среднего бизнеса  - это профильный банк “Возрождение”, который является нашим опорным банком в Московской области, это ВТБ, это коммерческие банки Промсвязьбанк и Альфа-банк. И в этом плане я хотел бы отметить достаточно активное в настоящий момент движение банков в сектор малого и среднего бизнеса. Неожиданно открылся потенциал этого сектора, как достаточно динамичного, а, самое главное, в сегодняшних условиях устойчивого к кризису. 

 - Вы уже сказали, что этот бизнес низкомаржинальный, тем не менее, на ваш субъективный взгляд, сколько займет время у начинающего предпринимателя с момента начала и до момента, как минимум, достижения точки безубыточности. 

 - Очень много факторов может влиять на этот показатель. Мы обычно считаем, что у малого и среднего бизнеса окупаемость в пределах 3-5 лет, что по нашему мнению достаточно хороший показатель. Но если говорить о тех мерах, которые мы предлагаем в настоящий момент этому виду предпринимательской деятельности, то в случае, например, если он получает льготную аренду, либо субсидию на аренду, то по нашим предварительным расчетам у него срок окупаемости меньше 3 лет, что в сегодняшних условиях очень привлекательный вид бизнеса. 

 - Большое вам спасибо, будем ждать результатов!


ВСЕ НОВОСТИ