Александр Зайцев, генеральный директор ГУП МО «Мострансавто». Конкуренция или сотрудничество?

Регулярные маршруты Подмосковья. Как в области реализуется программа обновления общественного транспорта? Когда заработает система оплаты проезда бесконтактными картами? Какие изменения ждут пассажиров региона в связи с переходом на зимний график работы? Об этом и не только поговорим с генеральным директором государственного унитарного предприятия Московской области Мострансавто, Александром Зайцевым. 

Это "Интервью 360".

 - Итак, как считает заместитель председателя правительства Петр Иванов, парк общественного транспорта Московской области должен обновляться постоянно. Насколько я знаю, программа за 2014 год выполнена в полном объеме. Как сейчас обстоят дела, учитывая то, что мы подвигаемся к завершению этого года? 

 - Первое, большое спасибо, что пригласили. Второе, абсолютно верно утверждение, для транспортного предприятия регулярное обновление подвижного состава - это ключевая вещь. Учитывая, что предприятие оперирует сейчас ежедневно порядка 4,5 тысячами подвижного состава на линии, то все эти автобусы должны быть исправны, двигаться в соответствии с расписанием, не сходить с линии. Та программа, которая была начата Андреем Юрьевичем 2 года назад, это программа обновления подвижного состава. По программе приобретается 1615 единиц подвижного состава низкопольного транспорта, то есть, это новый отечественный автобус. 

 - Для комфорта людей с разными возможностями.  

 - Да, 52-92, с низким уровнем пола, с возможностью наклона кузова, с аппарелями. То есть, сегодня пассажир, выходя с остановки и заходя в автобус, не испытывает тех сложностей, которые испытывал при эксплуатации старого подвижного состава, где необходимо сделать 2-3 шага по ступенькам и только после этого попасть в автобус. 

 - Приятно, что в новостях часто появляются сообщения о том, что Мострансавто получило новую партию автобусов. Но, тем не менее, неудовлетворительное состояние транспорта - это одна из основных жалоб, которая звучит от жителей Московской области. Средний срок эксплуатации автобусов - это 6 лет. Как сейчас обстоят дела, если говорить о необходимом количестве? Сколько еще нужно транспорта для того, чтобы мы могли  спустя 6 лет просто списать автобус? 

 - Возвращаясь к первому вопросу, постоянное обновление необходимо. Сейчас, с учетом программы и выполнения 2014 года, и выполнения программы до конца следующего года, Мострансавто обновит порядка 55% единиц подвижного состава. Но при этом все равно 45% автобусов еще возрастные. И мы надеемся, что мы в ближайшее время сможем продолжить эту программу. Я надеюсь, что Мострансавто выйдет в такие экономические показатели, которые позволят самостоятельно развивать эту программу и обновлять подвижной состав. К сожалению, спустя 6 лет автобусы морально устаревают. Но нормальное техническое обслуживание позволяет их эксплуатировать и дальше. Но здесь уже возникает больше нагрузки непосредственно на финансовое состояние предприятия, поскольку 6-летние, 8-летние, даже иногда 10-летние и старше автобусы требуют больше финансовых вложений. Поэтому, с точки зрения экономики, это дополнительная нагрузка для предприятия. 

 - Но на безопасности пассажиров это не сказывается? 

 - Нет. Пассажир даже может и не заметить, что это престарелый автобус, поскольку содержится он в хорошем состоянии. А в том, что касается того, как пассажир выбирает и определяет потребность в новом подвижном составе, недавний пример - это распределение 126-ти автобусов, которые Андрей Юрьевич передал нашему предприятию. Мы распределили подвижной состав на основании голосов граждан, которые фактически в соответствии с нашей программой общественного контроля и голосования ставят самую плохую оценку именно техническому состоянию подвижного состава, именно в тех районах, куда мы распределили этот подвижной состав. 

 - Кстати, не все жители знают, что у них есть возможность отдать свой голос и принять участие в решение какого-то вопроса. Какие способы сейчас существуют, и как люди могут высказать свое мнение? 

 - Основной способ, который нам кажется наиболее эффективным, является мобильный номер и короткий номер смс сообщений. Пассажиру предложены на выбор 5 составляющих: оплата проезда, техническое состояние автобуса и другие. И таким образом пассажир голосует за то или иное преобразование или изменение. Видя, например, слабые оценки в какой-то части, например, обслуживание водителем и кондуктором, а мы получаем жалобы на грубость, некомфортное общение. В этой связи мы разработали регламент поведения водителя и кондуктора и следим, как это меняется. Что касается технического состояния, мы обратили внимание, что основной поток обращений идет из Химок, Дмитрова, Королева именно по техническому состоянию. И там сконцентрировали наиболее новый подвижной состав. 

 - Такой диалог вам помогает сориентироваться.  

 - Безусловно. 

 - На что пассажиры сейчас, наверное, не могут жаловаться, это карта "Стрелка". Ею пользуются уже 9 месяцев. И, насколько мне известно, уже более 50% подмосковных пассажиров пользуются картой "Стрелка". Из таких нововведений - это ближайшее оборудование системами, которые позволят расплачиваться за проезд с помощью QR-кода и бесконтактных карт. Как идет внедрение этой системы, и когда уже люди смогут, зайдя в транспорт, просто приложить карту и оплатить проезд?

 - Что касается карты "Стрелка", она нам серьезно помогает. Помимо того, что это удобно пассажиру, это комфортно, нет необходимости носить полные карманы мелочи, ждать сдачи, для нас это еще и операционный контроль. И мы очень ждем, когда оператор проекта «Стрелка» ООО "ЕТК" окончательно подготовит стационарную систему оборудования. Они недавно ее представили в Сочи на своем стенде. У нее есть еще ряд недоработок, потому что мы достаточно строго относимся к качеству той продукции, которую нам предоставляет ООО "ЕТК". И поскольку это напрямую повлияет на удобство использования пассажирами. Стационарное оборудование, безусловно, нам облегчит задачу, не будет такой необходимости в постоянном контроле. И компания "ЕТК" обещает до конца года оснастить автобусы соответствующим оборудованием. То есть, бескондукторные валидаторы, турникеты, где это необходимо. До конца года мы ожидаем, что все эти детские болезни пройдут, и система полноценно заработает. И мы получим тот эффект, на который рассчитывали в начале проекта. Хотел бы отметить, что 50% проникновения и использования карты "Стрелки" - это наш ключевой показатель 2021 года. 

 - Вы уже сами сказали о том, что являетесь одним из крупнейших перевозчиков Московской области. Карта "Стрелка" - это еще одно такое обоснование гордиться своей работой. Тем не менее, недавно Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) заявила о том, что тоже планирует заняться автоперевозками. Вас такая конкуренция настораживает или нет?

 - Совершенно не пугает, поскольку Мострансавто сегодня занимает 50% рынка пассажирских перевозок. И появление сильных игроков наоборот облегчает нам жизнь, поскольку это более комфортные взаимоотношения, более понятные конкуренты. Конкуренция должна быть здоровой. Мы так же готовы с ними сотрудничать. Более того, ввиду отсутствия у ЦППК технической базы, мы, может быть, даже будем им полезны в этой части. И мы надеемся, что ЦППК, помимо сливок этого рынка, в том числе проявит социальную ответственность и возьмет на себя, может быть, не самые выгодные маршруты, которые необходимо обслуживать на территории Московской области. И мы в принципе ждем этого от всех участников рынка при проведении конкурентных процедур. Поскольку Мострансавто сегодня несет на себе большую часть социальной нагрузки. Не все маршруты, которые обслуживает предприятие, являются экономически выгодными. Так для примера, 20% маршрутной сети Мострансавто фактически обеспечивают 60% выручки предприятия. Мы надеемся, что такой конкурент, как ЦППК, возьмет на себя и часть нагрузки в том числе. 

 - Вы планируете не конкурировать, а сотрудничать? 

 - Безусловно!

 - Спасибо большое за интересный разговор! Комфортных поездок нашим пассажирам, а вам - скорейшего обновления парка и удачной работы "Стрелке"!




ВСЕ НОВОСТИ