Евгений Князев, народный артист России, ректор Театрального института имени Бориса Щукина. Нужно заставлять читать

Настоящий щукинец. Что значит быть артистом? От чего зависит любовь человека к книге? Какие тенденции наблюдаются в современной системе образования? И почему для развития необходимо всегда сомневаться? Об этом и не только поговорим сегодня с народным артистом России, ректором Театрального института имени Бориса Щукина, Евгением Князевым. Это "Интервью 360"!

 - Хочу поздравить вас с прошедшим юбилеем. Мне кажется, что важное событие, которое позволило вам отметить свой День рождения - это очередной набор. Это, конечно, событие для театральной Москвы, конкурс безумный, как всегда. До 200 человек на место. Как вы оцениваете выбор в этом году? Что вас удивило?

 - Меня удивляет и не перестает удивлять такое количество талантливых людей, которое есть у нас в стране. Выбор был огромен, конкурс был тоже огромен. 

 - Как всегда. 

 - Как всегда. Мы не считали, сколько там было - 150 или 200 человек на место. Потому что эта первоначальная цифра не имеет никакого значения, потому что прослушивание, первый тур, второй тур - это неважно. Мы как золотоискатели, которые ситом отсеивают все ненужное, а крупинки откладывают в сторону. И когда уже из крупинок мы выбираем, вот тогда начинается самый настоящий конкурс. И вот такой конкурс был 3 человека на место. Это когда перед тобой 90 человек, а тебе нужно выбрать всего 30. Вот эти 90 человек, ты их выбирал по крупинке из этого сита, из этой толпы, из этого песка. А теперь тебе нужно от двух из трех отказаться, оставить одного. Это очень болезненно. 

 - Школа - это основная база, которая помогает актеру. Вы, как никто другой, общаетесь с абитуриентами и можете понять, насколько ребята подготовлены. Как вы оцениваете образовательную программу сегодня, что вам не нравится?

 - Это очень больной вопрос. Уровень образования, уровень информированности, интеллектуальности молодых ребят не находится на высоком уровне. Понимаете, у нас огромное количество ВУЗов. И во все эти ВУЗы поступают ребята. И все ректоры жалуются на низкий уровень подготовки. Что там случилось в школе, я не знаю. Мои дети, которые сейчас уже закончили не только школу, но и институты, учились хорошо. Но мы заставляли их читать, у них уже не было такой потребности к чтению. Актерская профессия, мы же набираем не по ЕГЭ, нам нужно какое-то внутреннее состояние. Нам нужны какие-то другие требования - выразительность, внешность, голос, обаяние.  Эти качества могут быть, а работоспособности нет, и невозможно заставить человека работать. 

 - Человек, обладающий чем-то одним, не попадет?

 - Он может попасть, мы можем рискнуть и взять на себя ответственность его воспитывать. Потому что самая главная задача школы - это воспитание. 

 - И заставить читать?

 - И заставить читать тоже. 

 - Родительские функции на себя взять. 

 - Нет, это не родительские функции. Когда они поступают, они гордятся тем, что будут у нас учиться. И когда на первом курсе они начинают сдавать, например, зарубежный театр или зарубежную литературу, они приходят гордо, как в школе, думают, что они сейчас сдадут экзамены, им все-таки поставят отметку, а им не ставят, они получают двойку. И им говорят, что они будут пересдавать, а дается пересдача и еще одна пересдача, а если нет, то тогда отчислят. 

 - Сейчас в России проходит Год литературы, мне кажется, что это основной повод заставить студентов читать. Но, все-таки, можно ли заставить?

 - Нужно заставлять. 

 - А поддаются?

 - А куда деваться? Собак дрессируют, а уж человека заставить, почему же нет? И как только он понимает, что он должен стать личностью, выйти на подмостки сцены для того, чтобы разговаривать со зрительным залом… Разве кто-то отменял такие понятия, как любовь, честь, достоинство, порядочность, преданность? Эти качества никто не отменял. И если зрители видят это на сцене, верят тому человеку, который об этих качествах говорит, вот тогда этот человек становится тем самым героем, в которого они влюбляются и потом говорят: вот он появился, новый Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Василий Лановой!

 - Сейчас вас слушаю и вспоминаю вашу же фразу, когда вас спросили, чувствуете ли вы себя настоящим артистом, вы сказали, что нет. И сослались на великого Петра Фоменко, который считал, что для того, чтобы совершенствоваться, нужно всегда сомневаться. Почему? Настанет ли такой момент, когда вы скажете: Да, я настоящий артист? 

 - Как только я скажу себе, что я состоялся, считай, что ты умер. Человек должен развиваться. Кроме того, что сомнение, Петр Наумович Фоменко говорил, что в каждом человеке существует борьба мотивов. Поступить так или иначе, сделать то или это. И вот каждый человек каждую секунду выбирает этот поступок или тот поступок. 

 - И вот этот поступок определяет направление судьбы?

 - Это определяет характер человека, определяет, что это за человек. И вот это сомнение, борьба мотивов есть движущий элемент каждого человека. 

 - Вы скромничаете, потому что звание Народного артиста России дается не случайно. Вы возглавили совет, как мне кажется, народной губернаторской премии "Наше Подмосковье". Какие задачи ставите перед собой? Я знаю, что вы собираетесь выезжать на площадки и конкретно знакомиться с проектами. В какой стадии сейчас эта работа?

 - В стадии самой серьезной подготовки. Из 24 тысяч, 1945 проектов будут признаны победителями, которые будут распределены по местам. И огромный фонд, который будет распределен между этими местами. Огромная подготовительная работа была проведена. Мы ездим по городам, по муниципальным объединениям, где проходят предварительные защиты. То есть, все заявки пришли в Министерство, а дальше эти заявки возвращаются туда, откуда они пришли, и там происходят первоначальные защиты. Вот то самое первое сито. 

 - Посмотреть на практике, как это будет?

 - Что-то отсеивается. 24 тысячи заявок, попробуйте определить! Но посмотрите, сколько желающих каким-то образом проявить себя, которые хотят что-то сделать. Номинация "Спасибо деду за победу". Конкурсанты записывали интервью с немногими оставшимися ветеранами. Это огромная память о Войне. Издаются какие-то книги. И вообще мы должны помнить о том, что может случиться, если придет тот самый злополучный фашизм. Каждый человек должен об этом помнить, и мы должны передавать память этих поколений. Был конкурс граффити, который так же проводил губернатор, он придумал и поддержал это замечательное предложение. Кроме профессиональных художников граффити там принимали участие и школьники, которые мало что знают. Но они для того, чтобы принять участие, уже поговорили  в семьях о том, что случилось, они уже что-то знают такое, что в их возрасте 7-10 класса будет откладываться в сознании. Не пройдет бесследно. В этом и есть воспитательная позиция. А разве слово "воспитание" кто-то отбрасывал? Нет, конечно! 

 - Удачи вам, будем ждать победителей новых проектов, и, конечно, новых постановок. 

 - А я желаю, чтобы жители Подмосковья как можно активнее принимали участия, чтобы не 24 тысячи заявок было, а 240 тысяч. Чтобы нам еще труднее приходилось работать, потому что все эти заявки призваны к тому, чтобы край, где мы живем, свое место, свой двор, своя улица, своя деревня, свой город, свой район становился лучше и краше. Ведь сейчас даже выпускают книги об истории своего какого-то определенного села. Это тоже уникальные вещи!

 - Будем ждать результатов!

 - Будем ждать, спасибо вам большое! 




ВСЕ НОВОСТИ