Марина Захарова, министр образования МО. Умники и умницы Подмосковья

Цветы, улыбки и банты. В школах Подмосковья стартовал новый учебный год. Сколько детей приступило к занятиям? Какое количество новых школ и детских садов открыло свои двери 1 сентября? Об этом и многом другом сегодня поговорим с министром образования Московской области Мариной Захаровой. Это – "Интервью 360". 

- 1 сентября прозвенели первые звонки, и для школьников это ознаменовало конец каникул и начало нового учебного года. Для взрослых каникул не было, работа в сфере образования продолжалась. Хотелось бы подвести итоги этой работы, поговорить сегодня об этом. И первый вопрос, который назревает в связи с положительной демографической динамикой в регионе, это сколько новых учебных учреждений открыло свои двери 1 сентября?

- В этом новом учебном году у нас есть 5 новых учебных учреждений, которые впервые принимали детей. И в этом году у нас 82,5 тысячи первоклассников. Хотя в прошлом году мы начинали 1 сентября с 74 тысяч первоклассников. В этом году у нас больше выпускников 11 классов, чем в прошлом году. И в 9-х классах тоже. Мы видим здесь положительную динамику. И радуемся тому, что в прошлом году в РФ было построено 55 школ. 23 из них было построено в Московской области. 

- А сколько денег было  выделено на подготовку? Что необходимо было сделать к 1 сентября?

- Консолидированный бюджет, который представляет из себя бюджет средств Федерации, области и муниципальных образований составил почти 8 млрд. Эти деньги были выделены на: проведение ремонтных работ, покупку мебели, закупку оборудования, учебников, технологического оборудования, установку систем видеонаблюдения, охранной сигнализации. Подготовку школ к новому учебному году в плане безопасности, антитеррористической защищенности. Все эти деньги были израсходованы. И те школы, которые были предъявлены к новому учебному году к приемке, все благополучно прошли приемку и готовы к приему детей. Мы думаем, что этот учебный год нас будет радовать. 

- Как вы оцениваете сегодня уровень образования в Московской области?

- Мне, как министру, всегда бы хотелось, чтобы этот уровень был гораздо выше. Но когда в прошлом учебном году наши дети отлично выступили в замечательной передаче «Умники и умницы», то было приятно слышать оценку со стороны, о том, что на самом высоком уровне выступали на этой передаче именно школьники Московской области. Не только в знании истории, но и в знании географии, русского языка и русской литературы. И количество наших побед на олимпиадах это тоже подтверждает. Мы сегодня говорим о том, что это муниципальные районы, городские округа Королев, Долгопрудный, Жуковский, Раменский, Одинцово, там, где были показаны высокие результаты не только во Всероссийских олимпиадах, но и в международных. И, конечно же, наши учреждения, которыми мы гордимся, лицеи и гимназии, физико-математического и гуманитарного цикла. 

- На днях составлен ТОП-100 лучших учебных учреждений Подмосковья. Как этот рейтинг составлялся? Какие критерии брались за основу? Как то особо отметили лидеров этого рейтинга?

- Мы действительно сегодня говорим о том, что когда мы подводим итоги работы школ, то мы берем 2 показателя: показатель условий образовательного процесса и качества образования. Когда мы складываем баллы: критерии и условия образовательного процесса и качества образования, то интегральный показатель, который высчитывается до тысячных, говорит о том, какое место занимает школа в рейтинге. Мы отмечали десятку лучших школ, нам было очень приятно, что первое место в этом году заняла школа в Долгопрудном. Это физико-математический лицей, который был открыт в прошлом году по решению губернатора Московской области, Андрея Юрьевича Воробьева. Второе и третье мета заняли гимназии из Дмитрова. Большое количество школ в десятке представил Долгопрудный, но так же в этой десятке сохранили свои позиции и Королев, и Реутов, и Сергиев Посад. Если мы говорим про ТОП-100, то мы увидели школы, которые в этом году мы назвали бы школами, которые совершили прорыв. В прошлом году они были ниже 100 этих школ. А в этом году это школы и из Одинцова, Рузы, Жуковского, которые очень значительно (кто-то в 2, кто-то в 3 раза) повысили качество уровня и показатели, которые связаны с условиями предоставления детям возможности обучаться. Поэтому этот рейтинг будет продолжаться. Очень интересно было то, что в этом году, когда подводились итоги, и мы огласили победителей, традиционная педагогическая конференция, которая проходит в августе в Московской области, проходила в режиме видеосвязи. И нас видели не только начальники управления, но и педагогические коллективы школ. Они смотрели нас и имели возможность задать нам вопросы. У нас шел прямой эфир, который очень высоко оценили педагоги, директора образовательных учреждений, которые видели выступление губернатора. Видели школы, которые награждались. Видели выступления и задачи, которые ставились на этой конференции всеми теми, кто присутствовал. А это были представители федерального министерства, представители федерации Федерального Собрания РФ и наши руководители. 

- Кстати, один из пунктов - это безопасность в школах. Губернатор на днях встречался с силовиками и этот вопрос обсуждался. Важно уточнить, что мы понимаем под безопасностью нахождения в школе?

- Это целый комплекс мер. Мы понимаем, что ребенок находится в школе практически 6 дней в неделю. У нас есть пятидневные учебные недели, есть шестидневные учебные недели. И есть дети, которые находятся в школе полный учебный день и остаются на внеурочную деятельность. Поэтому, это комплекс мер, начиная от безопасности на территории школы - это ограждения, тревожная кнопка вызова, автоматическая система пожаротушения, средства пожаротушения. Это средства, которые связаны с антитеррористической защищенностью школ, это доступ школ, это охрана. Мы говорим о том, что у нас сегодня есть образовательные учреждения, которые 100% соответствуют всем требованиям, которые предъявляются. Есть образовательные учреждения, которые на 80% и более или менее соответствуют тем требованиям, которые мы предъявляем. Мы знаем, что в соответствии с законодательством, у нас частные охранные организации должны быть лицензированы и обязаны охранять общеобразовательные школы. И это зона действия глав муниципальных образований. И обращаясь к главам, мы говорили о том, что это вопрос, который должен быть у них на персональном контроле, вопрос должен быть решен. У нас уже есть ряд муниципальных образований, где охрана полностью  соответствует предъявляемым требованиям. Частные охранные организации, которые прошли и получили соответствующую лицензию и могут правильно и четко выполнят свои действия. Есть ряд общеобразовательных учебных заведений, где сегодня охрана осуществляется сторожем, который находится в штате общеобразовательного учреждения. В большинстве школ у нас сегодня есть видеонаблюдение, как внутреннее, так и внешнее. Но первую задачу мы ставили для себя, чтобы в школах было именно внутреннее видеонаблюдение.

- Еще один вопрос. Он очень важный для родителей, потому что в августе на различных форумах в разных муниципалитетах обсуждался вопрос второй смены в школах. Как сегодня с этим обстоят дела в регионе?

- Это важный и главный вопрос, и губернатор Московской области уделяет очень большое значение именно этому вопросу. У нас в этом году уже меньше школ, которые имеют вторую смену, чем было в предыдущем году. Мы говорили – 294 школы работали во вторую смену, когда открывался прошлый учебный год, а в этом году констатируем, что у нас 270 школ работают во вторую смену. Это много или мало? Для ребенка, который ходит во вторую смену, конечно, это много. Но если мы говорим в сравнении со всеми общеобразовательными учреждении Московской области, то это 8,4%. Но если мы говорим конкретно о детях, что это 58,5 тысяч детей, которые у нас в этом году еще будут продолжать обучаться в 2 смены. Но у нас составлена дорожная карта в каждом муниципальном образованииƒ о том, каким образом и как мы будем ликвидировать вторую смену. И сегодня мы говорим о том, что у нас первоочередной задачей стоит 11 школ в 11 муниципальных образованиях для ликвидации второй смены. Это почти 9 тысяч школьников при строительстве этих школ. Мы понимаем, что школа строится не 1 год, и мы хотим, чтобы школы открывались непосредственно перед началом учебного года, то есть, перед 1 сентября. Вот эти 11 школ - это та проблема, где вторая смена у нас от 30% до 13%. То есть, туда попали те муниципальные образования, где самый большой процент второй смены. Мы понимаем, что это сложная задача, и понимаем, что ее надо решать. Поэтому деньги, бюджетные и не бюджетные, когда они появляются у нас, они в первую очередь направляются на ликвидацию второй смены. 

- Большое спасибо, и хочу вас поздравить с началом учебного года и 1 сентября! 

 


ВСЕ НОВОСТИ