Андрей Данелюк, замминистра имущественных отношений МО и Сергей Богданов, руководитель управления Росреестра по МО. Электронные услуги Росреестра

Эффективноинадежно. Оформлениепроцедурсземлейинедвижимостьюсталовозможнымврежимеонлайн. Какэтоновшествоотражаетсянаработесобращениямиграждан, исможетлиэлектронныйдокументооборотпомочьзабытьобюрократии? ЭтиидругиевопросыобсудимсзаместителемминистраимущественныхотношенийМосковскойобластиАндреемДанелюкомируководителемуправленияРосреестрапорегионуСергеемБогдановым, это"Интервью360". 

 - Первыйвопрос, СергейИгоревич, вам. Многиеужеоцениливсюпрелестьпереходанаэлектронныйдокументооборот. Интересно, чтожевообщетакоеэлектроннаяформарегистрации?

С.Б. - Действительно, раньше, для того, чтобы обратиться к нам за регистрацией прав на недвижимое имущество, как гражданину, так и организации, необходимо было подготовить комплект документов, прийти к нам в офис или в офис МФЦ, пообщаться с сидящим в окне консультантом, сдать документы. 

 - Узнать, чтоутебянехватаеткакой-тосправки… 

С.Б. - Совершенно верно. И такую же процедуру проделать через некоторое время после регистрации. Сегодня на портале rosreestr.ru заработал электронный сервис, позволяющий избежать процедуры похода в МФЦ или территориальный орган непосредственно. А сидя дома за компьютером через портал направить эти документы к нам. Мы в Московской области зарегистрировали первую сделку в России в электроном виде. В апреле-мае этот сервис тестировался на территории Московской области, и с 1 июля заработал на территории всей России. 

 - Многолюдейобращается, естькакие-тоданныестатистики?

 С.Б. - Более тысячи пакетов уже к нам поступило и от физических, и от юридических лиц в электронном виде. Основное требование - порядок действий для подачи документов следующий: очень важным условием является наличие электронной цифровой подписи у заявителя. Это необходимое условие, связанное с тем, что при подаче документов необходимо удостоверять личность того или иного лица. И когда у человека есть электронная цифровая подпись, полученная в удостоверяющем центре, происходит удостоверение личности, когда она выдается человеку. И дальше он может ею пользоваться, подписывая электронные документы. После того, как у него есть такая электронно-цифровая подпись, он заходит на портал Росреестра, заполняет заявление, сканирует свои правоустанавливающие документы, которые он должен был к нам обязательно принести. Оплачивает госпошлину, и вместе с  заявлением, с оплаченной госпошлиной, правоустанавливающими документами направляет на портал. Портал проверяет, правильно ли оформлено заявление, оплачена ли госпошлина. После этого документы с этого портала попадают к нашему регистратору, который видит и скан-образы, видит цель обращения. Уже ему не нужно проверять, оплачена ли госпошлина, потому что это произошло в автоматическом режиме. Он анализирует, делает правовую экспертизу. И таким же образом проводит регистрацию в электронном виде, внося соответствующую запись. И таким же образом отправляет подтверждение о том, что проведена запись в электронном виде заявителю на электронную почту. 

 - Спасибо. Скажите, АндрейМихайлович, авотвсистемевзаимодействияРосреестраМинистерстваимуществаМосковскойобластичто-тоизменилосьблагодарявведениюэлектронногодокументооборота?

А.Д. - Министерство имущественных отношений уже перешло на подачу документов для регистрации прав в электронном виде. Полученные элктронно-цифровые подписи усиленные. И сейчас эта работа уже начата. Органы местного самоуправления перейдут к этой работе, начиная с 1 сентября. Соответствующие разъяснения и порядок перевода регистрации в электронном виде уже до муниципальных органов доведен. Поэтому мы данную ситуацию контролируем и будем ее дальше внедрять в жизнь. Что изменилось? Раньше мы как граждане, как юридические лица, формировали некие пакеты документов и вживую возили их в Росреестр, стояли в таких же очередях, сдавали документы и ждали получения готовых регистрационных свидетельств. Это занимало определенный период времени. Сегодня работники министерства, не выходя с рабочего места, находясь за компьютером, проходя пошагово данную регистрацию, про которую сказал Сергей Игоревич, осуществляют регистрационные действия уже непосредственно в электронном виде. Нас устраивают электронные документы, потому что они на портале Росреестра размещаются тоже заверенные и усиленные электронно-цифровой подписью Росреестра. Этого нам достаточно для того, чтобы внести изменения в реестр имущества и подтвердить факт регистрации права Московской области. У нас есть еще и другие электронные взаимодействия с Росреестром: это так называемое получение всевозможных выписок о правах имущества. Это получение по запросам сведений, записанных ЕГРИП об обременениях имущества. 

 - Тоесть, вэлектронномвидевыдаютсялюбыесправки?

 А.Д. - Да. Получить их можно очень быстро, занимает это примерно 10 минут. Сейчас это значительно упростило нашу жизнь, связанную с оборотом имущества, с регистрацией имущества. 

 - Эточтокасаетсяфизическихлицвтомчисле. Авотюридическиелица, строительныефирмы, большиериелторы, какотнеслиськтакомунововведению? Положительно?

А.Д. - Да, мы считаем, что даже в первую очередь этот сервис удобен именно крупным правообладателям, профессиональным участникам рынка, которые вынуждены были так же стоять в очередях. И сегодня мы рассчитываем, что эти крупные правообладатели, которые начнут пользоваться этим сервисом, разгрузят и наши офисы, и офисы МФЦ, и очереди для граждан, время ожидания сократиться. Потому что профессиональные участники рынка уйдут на регистрацию в электронном виде. 

 - Унихнеоднозаявление. 

А.Д. - Да, у них не одно заявление, у них гораздо больше. По статистике гражданину есть необходимость обращаться к нам 1 раз в 25 лет. Естественно, электронный сервис для одной сделки достаточно сложен обычному гражданину. Но для этого мы вместе с Минимущества и развиваем сеть МФЦ, которая сегодня в том числе посещается сейчас и профессиональными участниками рынка, но разгрузятся очереди, и любой гражданин будет получать услугу в установленное время. Ожидать в очереди до 15 минут. 

 - Тоесть, те, ктонеможетпользоватьсясайтомРосреестра, например, всилувозраста, иоформитьэлектроннуюподпись, онимогутприйтивМФЦ? 

С.Б. - То, что касается МФЦ. Мы проговорили о том, что гражданину, который может быть раз в жизни регистрирует право или переход имущества (продает или покупает), наверное, нет смысла покупать электронно-цифровую подпись, которая стоит в среднем от 3 до 8 тысяч рублей на территории Московской области. Есть соответствующие удостоверяющие центры, которые размещены тоже на сайте Росреестра. В связи с этим гражданину проще обратиться в МФЦ для того, чтобы получить эту услугу, не покупая электронно-цифровую подпись и не участвуя в системе электронного документооборота. С этой целью гражданин приходит в соответствующее МФЦ на территории своего муниципального района, подает документы. Эти документы принимаются таким же образом, и администратор или оператор, который работает в МФЦ эти документы подает как специалист в электронном виде. В дальнейшем все регистрационные действия осуществляются уже надлежащим образом в установленные сроки. Вместе с этим гражданин получает при сдаче документов через МФЦ уже не электронный документ, а физический бумажный документ, то свидетельство о регистрации права, которое ему и необходимо. Эта процедура на территории Московской области сейчас занимает 8 дней. Вместе с этим есть и второй аспект, над которым мы сейчас работаем, это время на прием документа непосредственно у заказчика. Ранее в среднем это по Московской области составляло 20-25 минут, доходило до 30 минут, когда гражданин со своим пакетом документов пытался сдать в окошко специалисту МФЦ. Сегодня, учитывая то, что мы 2 программных продукта АИС МФЦ и ПК ПВД объединяем и оптимизируем, заполнение этого пакета документов при подаче физлицом производится одновременно в 2 информационные системы. В связи с этим срок приема документов в среднем на территории Московской области к концу года должен составить 15 минут. 

 - Спасибовамбольшое! 

 


ВСЕ НОВОСТИ