Вадим Соков, руководитель Госжилинспекции МО. Подмосковье не место для аферистов

Ответственные и компетентные. Управляющие компании Подмосковья 3 месяца работают в новых условиях. Что изменилось на рынке ЖКХ за это время, какие проблемы удалось решить? Об этом и не только поговорим с руководителем Госжилинспекции Московской области, Вадимом СоковымЭто "Интервью 360".

- Предлагаю, в первую очередь, поговорить о цифрах. Расскажите, сколько сейчас фактически управляющих компаний действуют на территории Московской области

- Давайте разобьем этот вопрос на несколько частей. Мы выдали 566 лицензий с реестрами домов, то есть, организации уже сразу были легитимны ими управлять. И в настоящее время мы всего выдали более одной тысячи лицензий – это, в том числе, лицензии без домов, то есть, под намерения. До начала процедуры лицензирования в Московской области работало 785 управляющих компаний. И вот из этих 785 компаний 566 получили лицензии с домами. Часть не получило лицензий, а другая часть получила лицензии без домов. И еще небольшой сегмент - это фирмы, которые недавно открылись и получают лицензии под намерения. 

Госжилинспекция ведет рейтинг управляющих компаний, который учитывает различные факторы. И у нас совпало, что фирмы из черного списка этого рейтинга или вообще не получили лицензии, или получили лицензию уже практически в конце, без домов. Это означает, что рейтинг попал в десятку, и те управляющие компании, кто не был социально ориентирован на общение с людьми, на работу в нормальных условиях с жителями, они не получили лицензию. Такие примеры есть, например, в Солнечногорске. Это те компании, которые остались должны ресурсоснабжающим организациям. 

- А сколько компаний ушло с рынка Подмосковья?

- Ушло примерно 50 организаций. 

- А каковы основные причины их отсутствия на рынке?

- Дело в том, что лицензирование - это своеобразный фильтр, который не допускает бракоделов на этот рынок. Поэтому некоторые компании вообще не подавали документы на лицензирование, понимая, что они этот фильтр не пройдут. Что они не соответствуют качеству, что они в черном списке, что они плохо работают, что у них были большие нарекания со стороны Госжилинспекции в том числе. 

Еще хочу сказать, что лицензия выдается бессрочно, но это не означает, что управляющая компания, получив лицензию, может работать, как ей захочется. Существует еще такой механизм, как лицензионный контроль. И вот Госжилинспекция в рамках этого контроля имеет большие полномочия. Если управляющая компания плохо работает, есть обоснованные жалобы жителей, мы выдаем предписание. Если два предписания не выполняются, то дом изымается из реестра управления и на него объявляется конкурс. Если же больше 15% площади изымаются таким образом, то мы ставим вопрос уже об аннулировании лицензии и об уходе этой компании с рынка. 

- К слову о проблемах. Жилищный кодекс предписывает, что до принятия на баланс новой управляющей компанией дома, обслуживать этот дом старой управляющей компанией. Тут возникают проблемы. Жителям очень часто приходят 2 платежных документа. Как действовать в этой ситуации?

- Таких случаев не много, они все решаются в ручном режиме. Мы работаем совместно с муниципалитетами. Существуют информационные стенды, есть целая программа - информационные стенды, которые стоят во дворах, висят на домах. Там муниципалитет должен повесить информацию о том, кто является в доме на данный момент легитимной управляющей компанией, чтобы жители знали, кому платить. 

- Правильно я понимаю, что если житель получает две квитанции, то, понимая, какая компания сейчас обслуживает дом, он имеет право игнорировать вторую квитанцию и не оплачивать ее?

- Совершенно правильно. Он видит на сайте муниципалитета, на информационном щите информацию о том, какая управляющая компания управляет его домом, и платит только официальной компании, чтобы не плодить двойных платежек. 

- Должен ли он сообщать в какие-то органы о получении нелегитимной квитанции?

- Органы уже знают. Госжилинспекция более 40 таких представлений написала в полицию, в прокуратуру. По различным статьям  - незаконное предпринимательство, мошенничество. Как пример, в Орехово-Зуевском городском округе уже заводятся уголовные дела на такие вот двойные платежки. Правительство знает об этом вопросе и держит его на контроле. Это все точечные моменты, это не система. 

- А можно говорить о том, что приходят какие-то сообщения о нарушениях различными администрациями, в том числе, и проведение открытых конкурсов по обслуживанию многоквартирных домов

- Минстрой России рекомендовал проведение конкурсов для того, чтобы у нас ни один дом не остался без управления. В Московской области то же самое, ни один дом не был брошен. Там, где управляющая компания не получила лицензию, была введена временная управляющая компания. В настоящее время эти дома готовятся к зиме, везде объявлены конкурсы. Поэтому сейчас процедура легитимных конкурсов закрывает все эти комиссии. Да, были какие-то небольшие вопросы у ФАСа к некоторым муниципалитетам, но они были чисто технические. Там не совсем корректно оформлялась документация. Конкурсы продолжаются, до сентября 2015 года должны завершиться. 

- Михаил Мень сказал о том, что лицензирование компаний прошло достаточно эффективно. Вы согласны с этим?

- Да. Прошло эффективно. В среднем по России 16%, в Московской области 13% не получили лицензии. Учитывая то, что в Московской области наибольшее количество многоквартирных домов (в Москве 34 тысячи домов, а в области 57 тысяч многоквартирных домов) и огромный разброс территории, я считаю, что процедура лицензирования завершилась успешно. Вопрос находится под контролем, и переживать за это не надо. 

- Давайте тогда поговорим о том, насколько эффективной теперь стала работа Госжилинспекции?

- Работа эффективная, потому что люди нам верят. Если взять статистику за 2014 год, к нам поступило порядка 24 тысяч обращений. За аналогичный период 2015 года уже 34 тысячи обращений. То есть, люди поверили, люди узнали, что существует такая инспекция. И видят эффективность работы. Началась коммуникация. Так же хочу обратить внимание на то, что первые в России, Московская область создала такую форму - управдом. Это новый формат общения, когда приезжают в муниципалитеты раз в неделю представители Московской области (Министр ЖКХ, жилищная инспекция, Министерство энергетики, строительства и т.д.), все ключевые министерства, которые занимаются проблемами ЖКХ и строительства. Все это проходит в формате представителя ассоциации многоквартирных домов Московской области. Муниципальные власти, управляющие компании, порядка 300 - 400 человек приглашаются. Это представители совета многоквартирных домов, активные жители. И вот лицом к лицу происходит диалог. Люди после этого подходят к нам и благодарят за то, что общались в таком формате. Часть вопросов решается в оперативном порядке, часть вопросов берется на контроль, если они  долгоиграющие. Этот новый формат общения жителям очень нравится. Видно, что люди понимают, что власть развернулась к ним лицом, что власть заставляет управляющие компании разворачиваться лицом к жителям. Если они этого не делают. Людям это очень нравится. И уже были просьбы от других регионов, чтобы мы им посоветовали, как такую площадку организовать у себя. 

- А существует ли какой-либо рейтинг этих компаний, рейтинг эффективности общедомовых советов

- Тут, прежде всего, сами жители должны определять эффективность. Жилищная инспекция проводит рейтинг управляющих компаний, но не советов. Это уже сами жители определяют, хороший они совет выбрали или плохой. Также есть такая интересная тема: в Московской области начинается обучение активных жителей, обучение председателей советов многоквартирных домов. 

- Образовательная программа для людей?

- Да. И мы им рассказываем об их правах и обязанностях, о том, что должна делать управляющая компания, как с неё нужно требовать и прочее. Мы заинтересованы в умном и грамотном собственнике для того, чтобы люди уже понимали, что это они нанимают управляющую компанию, за их деньги управляющая компания должна делать то-то и то-то, и как нужно все это контролировать, какие есть рычаги воздействия. 

- Будем надеяться, что жители станут сознательнее, с вашей помощью в том числе. Спасибо вам большое




ВСЕ НОВОСТИ