Андрей Аверкиев, министр имущественных отношений МО. МФЦ ‐ защита от бюрократа

Защита от бюрократа. В августе жители Подмосковья вздохнут заранее. Отныне все вопросы земельно-имущественных отношений люди будут решать не с чиновниками, а в многофункциональных центрах. Станет ли МФЦ защитой от мошенников, коррупционеров и бюрократов, спросим у министра имущественных отношений Московской области Андрея Аверкиева, это "Интервью 360". 

 - Я предлагаю начать с самого главного: чем была вызвана необходимость передачи полномочий по распоряжению земли с муниципального на региональный уровень?

 - 2013 год. Ситуация выглядела просто плачевно. Тысячи жалоб, тысячи обращений граждан на имя Президента, на имя депутатов Госдумы, на личную почту губернатора, в министерства. Естественно, все эти жалобы транслировались нам, в Минимущество, на рассмотрение. А жалобы от граждан были на плохую работу муниципалитетов. Жалобы на нарушение закона, на нарушение сроков, на волокиту. Начинаешь разбираться - да, действительно, есть нарушение закона. Отвечаешь гражданину, что должно быть так-то и так-то. Но извините, к сожалению это полномочия муниципалитетов. И у нас, у Правительства области, нет правовых механизмов как-то повлиять на их работу, поэтому, обращайтесь, пожалуйста, за защитой своих прав либо в суд, либо в прокуратуру. Как простому гражданину объяснить, почему Правительство Московской области не может повлиять на работу какого-то чиновника на уровне муниципалитета? 

 - Со стороны кажется, что это бессмыслица. 

- Очевидно, что такая ситуация долго продолжаться не могла. Наступил 2014 год и тут совершенно вовремя на федеральном уровне были внесены изменения в законодательство, которое у нас регулирует работу местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской федерации, то есть, область. И в соответствии с этими изменениями субъектам Российской федерации было предоставлено право, возможность, часть полномочий с уровня муниципалитетов поднимать на уровень субъектов. И Правительство области воспользовалось этими изменениями, подготовило предложения, вынесло их в Московскую областную Думу. И летом 2014 года были приняты 2 закона Московской области, в соответствии с которыми часть полномочий муниципалитетов, а именно это полномочия, связанные с градостроительной деятельностью, например, подготовка генеральных планов поселений, утверждение и подготовка правил землепользования и застройки, выдача разрешительной документации на строительство, были подняты на уровень Правительства Московской области. Так же были подняты и полномочия по распоряжению государственной неразграниченной землей. В принципе, распоряжение государственной землей. Но по земле есть нюансы: если полномочия по граддеятельности полностью были переданы в Градархитектуру Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, то полномочия по земле - немножко другая конструкция. Полномочия были оставлены на уровне муниципалитетов, но у Правительства Московской области появилось 2 важных функционала: согласование и контроль. Согласование за решениями местных органов самоуправления и контроль за исполнением этих решений. 

 - Очевидно предположить, что администрация, муниципалитеты и чиновники на местах не совсем довольны таким решением. И недавняя история в Московском Комсомольце, статья о том, что в Шатурском районе земли сельхозназначения были администрацией переданы под строительство садовых товариществ. Администрация комментировать эту ситуацию отказывается, этой историей занимается прокуратура,  а как в принципе такое могло произойти?

 - Я знаком с этой статьей. Наши муниципальные коллеги могут быть довольны или не довольны сложившейся ситуацией, но есть закон Московской области, и мы все живем по закону. Сегодня такой порядок, такие правила игры. 

            В Шатуре была не совсем однозначная ситуация, как она озвучена в газете. В статье говорится о том, что в Шатурском районе есть довольно крупное предприятие - сельхозпроизводитель АПК Шатурский. Большое предприятие, около 4 тысяч голов крупного рогатого скота, более 2 тысяч дойного стада. Хорошо, что он есть, мы всегда готовы помогать таким организациям, потому что это очень важно для Московской области и для всей страны. Но ситуация с землей, которую обрабатывает это предприятие, непонятна уже много лет. И здесь администрация Шатурского района почему-то ничего сделать не может. Здесь, конечно, нужно разбираться главе. Права на землю у этого предприятия в Шатурском районе не оформлены никак. 

 - То есть, по сути эта земля принадлежит муниципалитету? 

 - Там сложная ситуация. Часть земель, которые фактически обрабатывает (представьте, сколько нужно заготовить сена, фуража, чтобы прокормить такое огромное стадо) АПК Шатурский, находится в частной собственности другой организации. Часть земель, которую реально обрабатывает, выращивает кукурузу, сенаж, находится в государственной неразграниченной собственности, то есть, этой землей реально распоряжается администрация муниципального района. Но права у АПК Шатурский на эти земельные участки никак не оформлены. Можно было бы предположить, что руководство этого предприятия пошло на маленькую хитрость, если оформляешь права, то сразу возникает вопрос земельного налога, арендной платы за земельные участки. 

 - В общем, некая схема ухода от оплаты налогов?

 - Они слегка оптимизируют свои затраты. Наверное, за это их следует поругать…

 - А можно ли назвать попытку ухода от оплаты налогов легкой оптимизацией? Или это все таки тяжелое наказание?

 - Я с этого и начал, что ситуация неоднозначная. Пусть они обрабатывают эту землю, если бы не они, она была бы просто брошенной. Они людям работу дают. 

 - То есть, нет спроса на землю в Шатурском районе? Мало предпринимателей, которые хотели бы взять в аренду землю и работать на ней? 

 - Наверное, этот вопрос лучше задать главе, поскольку он лучше знает ситуацию, обстановку у него с фермерами. 

  - Я спрашиваю потому, что может быть есть какой-то набор предпринимателей, которые с удовольствием оформят эту землю, будут платить налог, будут работать?

 - Вот я и говорю, что надо эту ситуацию прояснить Шатурскому району, встретиться с руководством АПК Шатурский и нормально оформить земельные отношения. А вот что касается самой проблематики статьи, что якобы администрация оформила земельный участок, 40 га и предоставила его какому-то садоводству. Здесь тоже журналист не разобрался, такой ситуации просто не могло быть изначально в этом году, потому что такое решение безусловно должно было пройти межведомственную комиссию Правительства Московской области, Градостроительный совет. И без согласования этого решения не могло бы быть. 

 - Все вопросы, связанные с земельным комплексом, с 15 августа полностью перейдут в МФЦ. Я  знаю, что сейчас вы тестируете эту систему в некоторых муниципалитетах. О каком результате можно сейчас говорить? 

 - МФЦ - это специализированная организация, это указ Президента о том, что на территории всей Российской федерации все государственные муниципальные услуги должны оказываться через МФЦ. И мы понимаем, что без четко выстроенной системы учета документов, отслеживания их прохождения на каждом этапе и сроков прохождения документов мы ситуацию в Московской области не сумели бы исправить. С помощью МФЦ и электронной системы учета обращения граждан мы сможем это сделать. Мы начали эту работу в июне этого года. Мы начали с того, что подготовили административные регламенты. Это по сути алгоритм действий, где четко расписан каждый шаг. Гражданин обращается с тем или иным вопросом по земле, предоставляет минимально необходимый набор документов, сдает свое обращение в МФЦ, из МФЦ документ поступает в администрацию. Уже на этом этапе цепочки мы ограничиваем общение заявителя с муниципальным чиновником. 

 - Можно сказать, что это позволит избежать бюрократии?

 - Все для этого и делается. И это позволит избежать бытовой коррупции. 

 - Взяток. Второй момент - это сроки. Есть ли какая-то гарантия, что люди, обратившиеся в МФЦ, получат свои документы в срок?

 - В регламенте взаимодействия жестко прописан каждый этап рассмотрения. На этот этап 2 дня, на этот - неделя, на этот - месяц. И в кодексе об административных правонарушениях с недавнего времени введена ответственность муниципальных чиновников (да и государственных тоже) за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан-заявителей. Административная ответственность в виде штрафа. 

 - Будем надеяться, что это усовершенствует систему работы с документооборотом! Большое вам спасибо! 




ВСЕ НОВОСТИ