Петр Иванов, заместитель председателя правительства МО. Как потратить 277 млрд рублей за 15 лет?

Миллиард пассажиров в год. К 2020 году электрички столичного региона увеличат пассажиропоток почти в 2 раза. Когда подмосковная электричка станет самой комфортной в России, сколько денег для этого нужно и как убедить автолюбителей купить абонемент на электропоезд? Об этом и не только спросим у заместителя председателя Правительства Московской области Петра Иванова, это "Интервью 360". 

 - Петр Валерьевич, 17 июля прошел конкурс среди компаний-перевозчиков на права обслуживания столичного региона. Давайте поговорим о тех компаниях, которые участвовали в этом конкурсе? 

 - Участвовали три компании: это "Московско-Тверская пассажирская компания", "Центральная пригородная пассажирская компания" и компания "Содружество" из Казани. Все эти компании претендовали на победу в конкурсе, который предполагает заключение 15-летнего контракта на обслуживание пригородными железнодорожными поездами в Московском транспортном узле. Контракт был разбит на 2 лота. Потому что существует 2 полигона в Московском транспортном узле: это полигон Московской железной дороги, и полигон Октябрьской железной дороги (Ленинградский ход).

 - Насколько я понимаю, первая часть - это 9 направлений? И одно направление - это Октябрьская железная дорога?

 - Да. То есть, ленинградское направление. Соответственно, были 2 лота, на которые претендовали эти три компании. Победителями конкурса были признаны "Московско-Тверская пассажирская компания" и "Центральная пригородная пассажирская компания". Соответственно, "Московско-Тверская пассажирская компания» будет осуществлять обслуживание Ленинградского хода, на полигоне Октябрьской железной дороги, а "Центральная пригородная пассажирская компания" будет осуществлять обслуживание на 9 направлениях Московской железной дороги. 

 - Возникает вопрос: почему именно так распределился объем перевозок - 9 и 1 направление?

 - По принадлежности железной дороги. То есть, исключительно по привязке обслуживания пассажирским перевозчиком к балансодержателю железной дороги. Потому что много возникающих технологических вопросов - при составлении расписания, при обслуживании, при содержании и ремонте платформ, содержании инфраструктуры железной дороги,  необходимо согласовывать с перевозчиком. Такое разделение является с технологической точки зрения оптимальным. 

 - Вы уже упомянули о том, что теперь договор будет заключаться на 15 лет. Раньше это было на 5 лет. В чем принципиальная разница? Почему настолько увеличился срок договора? 

 - Срок договора является существенным с точки зрения жизненного цикла подвижного состава, который используется при пригородном железнодорожном сообщении. Срок амортизации электрички составляет 20 лет. Поэтому планирование работы перевозчиков при пятилетнем контракте или меньше фактически невозможно. Сложно найти компанию, которая будет приобретать дорогостоящий подвижной состав, срок эксплуатации которого  20 лет, имея контракт всего на 5. Поэтому для обеспечения финансирования приобретения нового подвижного состава банки, финансовые институты, которые обеспечивают финансирование приобретения  подвижного состава, требовали долгосрочных взаимоотношений с перевозчиком. И не важно, кто это будет. Важно, что у него есть долгосрочные отношения с Правительством Московской области и Правительством Москвы, которые обеспечивают стабильную работу на данном полигоне. 

 - Если говорить об объемах инвестиций, к сожалению нигде невозможно найти точных данных, но я понимаю, что это не какая-то секретная информация. Какая в данном случае цифра? 

 - Это не секретная информация, но конкурсная документация по данной процедуре составляла более 800 страниц, поэтому немудрено, что не так просто найти каждую цифру. Тем не менее, обязательства, которые взяли на себя перевозчики, обеспечивают приобретение подвижного состава в пятнадцатилетней перспективе на сумму более 167 млрд рублей.  55 млрд рублей должно быть вложено в обновление подвижного состава с точки зрения капитального ремонта и реконструкции действующих поездов. И еще 55 млрд в ремонт и реконструкцию платформ. Контрактом предусмотрено, что в течение трех месяцев должна быть проведена инвентаризация всех посадочных обустройств, всех платформ. Напомню, что на полигоне Московской области всего 466 железнодорожных станций пригородного сообщения. По всем этим станциям будет проведена инвентаризация и определен перечень мероприятий, которые должны быть осуществлены в рамках пятнадцатилетнего контракта. В эти мероприятия входит как текущий ремонт, так и капитальный ремонт и реконструкция платформ. Например, в 2015 году в планах ЦППК, в рамках действующего пятилетнего контракта, стоит капитальный ремонт 103 платформ.  13 платформ будет капитально отремонтировано, по 30 готовится проектная документация на реконструкцию платформ (где требуется удлинение платформы, изменение параметров). Существует градация платформ в зависимости от пассажиропотока. Если платформа свыше 2,5 млн пассажиров в год (таких платформ у нас 28), к ней одни требования. То есть, там должна быть на 100% платформа накрыта навесом, там должно быть не менее 5 лавочек и т.д. Эти требования строго прописаны в регламентах РЖД. Если это платформа от 1,5 до 2,5 млн пассажиров (таких у нас 31), там 50% платформы должно быть под навесом, не менее 4-х лавочек, пассажирские обустройства, зал ожидания и прочее. Все эти требования прописаны в контракте, в регламентах. И задача компании, которая выиграла в конкурсе, в том числе привести платформы в соответствие к тем нормативным требованиям, которые существуют. Чтобы само ожидание было комфортно. Вы во вступлении сказали, что по контракту, по модели предполагается, что объем пассажиропотока вырастет до миллиарда к 2020 году. Сейчас он составляет 570 млн пассажиров. Естественно, этот объем пассажиропотока требует комфорта, требует новых качественных условий для того, чтобы пассажир отказался от машины, пересел на пригородную электричку. 

 - Это очень наболевший вопрос, сейчас очень много об этом говорят  и призывают автолюбителей в том числе пересаживаться на общественный транспорт. Говорят о том, насколько сейчас стал модернизирован общественный транспорт. Но признаюсь, наверное, не так много автолюбителей сейчас сменили свои машины на троллейбусы и автобусы, и электрички. Какого результата хочется добиться и насколько это реально в ближайшие годы? 

 - Это будет зависеть от того качества, которое будет предложено победителями конкурса. И насколько это будет стимулировать пассажиров пересесть с личного транспорта на общественный. По губернаторской программе "Наше Подмосковье" только за прошлый год дополнительно было приобретено 38 электропоездов. Конечно, это стимулирует оставить автомобиль и сесть на комфортный современный  поезд, в котором есть кондиционер, в котором удобные сидения, в котором есть Wi-Fi. Это те требования, которые мы предъявляем и к победителям конкурса. Потому что модель ответственного перевозчика предусматривает и обновление подвижного состава, и приведение в надлежащее состояние того, который уже эксплуатируется на линии, и приведение в порядок платформ. Все это в комплексе создает условия для того, чтобы более комфортно передвигаться на пригородном железнодорожном сообщении. 

 - Вы сейчас сказали о том, что это зависит от того, какой уровень качества предоставят победители-перевозчики. Но что понимать под качеством? Есть ли некий список критериев, что является качеством, в договоре? 

  - В договоре предусмотрены требования как к подвижному составу, так и к состоянию платформ. Они прописаны. Соответствие этим требованиям будет четко соблюдаться. И условия работы по договору, штрафные санкции, условия расторжения, они привязаны к соблюдению этих требований. 

 - Давайте поговорим о расторжении. Как любой юридический документ, этот тоже может быть расторгнут. Какие в данном случае недочеты или нарушения должны быть зафиксированы, чтобы в одностороннем порядке область и Москва могли расторгнуть договор с компанией. 

 - Достаточно большой перечень нарушений. Но если говорить об основных, они делятся на 2 большие группы. Первая предусмотрена федеральным законодательством, то есть, это ликвидация или банкротство предприятия, если говорить об условиях расторжения в одностороннем порядке. И вторая  группа предусмотрена непосредственно контрактом. Эти условия связаны с соблюдением расписания: если более 30% поездов приходят с опозданием на 6 минут, это является основанием для расторжения в одностороннем порядке. То есть, если менее - это основание для штрафа, если более - это основание для расторжения. Так же невыполнение условий по ремонту подвижного состава: если более 50% обязательств не выполнено - это расторжение договора, если менее не выполнено - это штрафные санкции, которые накладываются на перевозчика. Такая же норма существует в отношении ремонта платформ. В соответствии с актом состояния платформ и теми требованиями, которые будут предъявлены, мерами по ремонту, если перевозчик МТПК или ЦППК не будут выполнять эти требования, то это может являться основанием для расторжения в одностороннем порядке. 

 - Вы заговорили о штрафах, объем штрафов каков?

 - Я сейчас не готов привести методику, чтобы не утруждать зрителей, но штрафы достаточно существенны для того, чтобы стимулировать перевозчика к выполнению требования контракта. 

 - Спасибо вам большое и желаем компаниям удачи! 




ВСЕ НОВОСТИ