Петр Иванов, заместитель председателя правительства МО. Как потратить 277 млрд рублей за 15 лет?

Миллиардпассажироввгод. К2020 годуэлектричкистоличногорегионаувеличатпассажиропотокпочтив2 раза. КогдаподмосковнаяэлектричкастанетсамойкомфортнойвРоссии, сколькоденегдляэтогонужноикакубедитьавтолюбителейкупитьабонементнаэлектропоезд? ОбэтоминетолькоспросимузаместителяпредседателяПравительстваМосковскойобластиПетраИванова, это"Интервью360". 

 - ПетрВалерьевич, 17 июляпрошелконкурссредикомпаний-перевозчиковнаправаобслуживаниястоличногорегиона. Давайтепоговоримотехкомпаниях, которыеучаствоваливэтомконкурсе? 

 - Участвовали три компании: это "Московско-Тверская пассажирская компания", "Центральная пригородная пассажирская компания" и компания "Содружество" из Казани. Все эти компании претендовали на победу в конкурсе, который предполагает заключение 15-летнего контракта на обслуживание пригородными железнодорожными поездами в Московском транспортном узле. Контракт был разбит на 2 лота. Потому что существует 2 полигона в Московском транспортном узле: это полигон Московской железной дороги, и полигон Октябрьской железной дороги (Ленинградский ход).

 - Насколькояпонимаю, перваячасть- это9 направлений? Иоднонаправление- этоОктябрьскаяжелезнаядорога?

 - Да. То есть, ленинградское направление. Соответственно, были 2 лота, на которые претендовали эти три компании. Победителями конкурса были признаны "Московско-Тверская пассажирская компания" и "Центральная пригородная пассажирская компания". Соответственно, "Московско-Тверская пассажирская компания» будет осуществлять обслуживание Ленинградского хода, на полигоне Октябрьской железной дороги, а "Центральная пригородная пассажирская компания" будет осуществлять обслуживание на 9 направлениях Московской железной дороги. 

 - Возникаетвопрос: почемуименнотакраспределилсяобъемперевозок- 9 и1 направление?

 - По принадлежности железной дороги. То есть, исключительно по привязке обслуживания пассажирским перевозчиком к балансодержателю железной дороги. Потому что много возникающих технологических вопросов - при составлении расписания, при обслуживании, при содержании и ремонте платформ, содержании инфраструктуры железной дороги,  необходимо согласовывать с перевозчиком. Такое разделение является с технологической точки зрения оптимальным. 

 - Выужеупомянулиотом, чтотеперьдоговорбудетзаключатьсяна15 лет. Раньшеэтобылона5 лет. Вчемпринципиальнаяразница? Почемунастолькоувеличилсясрокдоговора? 

 - Срок договора является существенным с точки зрения жизненного цикла подвижного состава, который используется при пригородном железнодорожном сообщении. Срок амортизации электрички составляет 20 лет. Поэтому планирование работы перевозчиков при пятилетнем контракте или меньше фактически невозможно. Сложно найти компанию, которая будет приобретать дорогостоящий подвижной состав, срок эксплуатации которого  20 лет, имея контракт всего на 5. Поэтому для обеспечения финансирования приобретения нового подвижного состава банки, финансовые институты, которые обеспечивают финансирование приобретения  подвижного состава, требовали долгосрочных взаимоотношений с перевозчиком. И не важно, кто это будет. Важно, что у него есть долгосрочные отношения с Правительством Московской области и Правительством Москвы, которые обеспечивают стабильную работу на данном полигоне. 

 - Еслиговоритьобобъемахинвестиций, ксожалениюнигденевозможнонайтиточныхданных, нояпонимаю, чтоэтонекакая-тосекретнаяинформация. Какаявданномслучаецифра? 

 - Это не секретная информация, но конкурсная документация по данной процедуре составляла более 800 страниц, поэтому немудрено, что не так просто найти каждую цифру. Тем не менее, обязательства, которые взяли на себя перевозчики, обеспечивают приобретение подвижного состава в пятнадцатилетней перспективе на сумму более 167 млрд рублей.  55 млрд рублей должно быть вложено в обновление подвижного состава с точки зрения капитального ремонта и реконструкции действующих поездов. И еще 55 млрд в ремонт и реконструкцию платформ. Контрактом предусмотрено, что в течение трех месяцев должна быть проведена инвентаризация всех посадочных обустройств, всех платформ. Напомню, что на полигоне Московской области всего 466 железнодорожных станций пригородного сообщения. По всем этим станциям будет проведена инвентаризация и определен перечень мероприятий, которые должны быть осуществлены в рамках пятнадцатилетнего контракта. В эти мероприятия входит как текущий ремонт, так и капитальный ремонт и реконструкция платформ. Например, в 2015 году в планах ЦППК, в рамках действующего пятилетнего контракта, стоит капитальный ремонт 103 платформ.  13 платформ будет капитально отремонтировано, по 30 готовится проектная документация на реконструкцию платформ (где требуется удлинение платформы, изменение параметров). Существует градация платформ в зависимости от пассажиропотока. Если платформа свыше 2,5 млн пассажиров в год (таких платформ у нас 28), к ней одни требования. То есть, там должна быть на 100% платформа накрыта навесом, там должно быть не менее 5 лавочек и т.д. Эти требования строго прописаны в регламентах РЖД. Если это платформа от 1,5 до 2,5 млн пассажиров (таких у нас 31), там 50% платформы должно быть под навесом, не менее 4-х лавочек, пассажирские обустройства, зал ожидания и прочее. Все эти требования прописаны в контракте, в регламентах. И задача компании, которая выиграла в конкурсе, в том числе привести платформы в соответствие к тем нормативным требованиям, которые существуют. Чтобы само ожидание было комфортно. Вы во вступлении сказали, что по контракту, по модели предполагается, что объем пассажиропотока вырастет до миллиарда к 2020 году. Сейчас он составляет 570 млн пассажиров. Естественно, этот объем пассажиропотока требует комфорта, требует новых качественных условий для того, чтобы пассажир отказался от машины, пересел на пригородную электричку. 

 - Этооченьнаболевшийвопрос, сейчасоченьмногообэтомговорят ипризываютавтолюбителейвтомчислепересаживатьсянаобщественныйтранспорт. Говорятотом, насколькосейчассталмодернизированобщественныйтранспорт. Нопризнаюсь, наверное, нетакмногоавтолюбителейсейчассменилисвоимашинынатроллейбусыиавтобусы, иэлектрички. Какогорезультатахочетсядобитьсяинасколькоэтореальновближайшиегоды? 

 - Это будет зависеть от того качества, которое будет предложено победителями конкурса. И насколько это будет стимулировать пассажиров пересесть с личного транспорта на общественный. По губернаторской программе "Наше Подмосковье" только за прошлый год дополнительно было приобретено 38 электропоездов. Конечно, это стимулирует оставить автомобиль и сесть на комфортный современный  поезд, в котором есть кондиционер, в котором удобные сидения, в котором есть Wi-Fi. Это те требования, которые мы предъявляем и к победителям конкурса. Потому что модель ответственного перевозчика предусматривает и обновление подвижного состава, и приведение в надлежащее состояние того, который уже эксплуатируется на линии, и приведение в порядок платформ. Все это в комплексе создает условия для того, чтобы более комфортно передвигаться на пригородном железнодорожном сообщении. 

 - Высейчассказалиотом, чтоэтозависитоттого, какойуровенькачествапредоставятпобедители-перевозчики. Ночтопониматьподкачеством? Естьлинекийсписоккритериев, чтоявляетсякачеством, вдоговоре? 

  - В договоре предусмотрены требования как к подвижному составу, так и к состоянию платформ. Они прописаны. Соответствие этим требованиям будет четко соблюдаться. И условия работы по договору, штрафные санкции, условия расторжения, они привязаны к соблюдению этих требований. 

 - Давайтепоговориморасторжении. Каклюбойюридическийдокумент, этоттожеможетбытьрасторгнут. Какиевданномслучаенедочетыилинарушениядолжныбытьзафиксированы, чтобыводностороннемпорядкеобластьиМосквамоглирасторгнутьдоговорскомпанией. 

 - Достаточно большой перечень нарушений. Но если говорить об основных, они делятся на 2 большие группы. Первая предусмотрена федеральным законодательством, то есть, это ликвидация или банкротство предприятия, если говорить об условиях расторжения в одностороннем порядке. И вторая  группа предусмотрена непосредственно контрактом. Эти условия связаны с соблюдением расписания: если более 30% поездов приходят с опозданием на 6 минут, это является основанием для расторжения в одностороннем порядке. То есть, если менее - это основание для штрафа, если более - это основание для расторжения. Так же невыполнение условий по ремонту подвижного состава: если более 50% обязательств не выполнено - это расторжение договора, если менее не выполнено - это штрафные санкции, которые накладываются на перевозчика. Такая же норма существует в отношении ремонта платформ. В соответствии с актом состояния платформ и теми требованиями, которые будут предъявлены, мерами по ремонту, если перевозчик МТПК или ЦППК не будут выполнять эти требования, то это может являться основанием для расторжения в одностороннем порядке. 

 - Вызаговорилиоштрафах, объемштрафовкаков?

 - Я сейчас не готов привести методику, чтобы не утруждать зрителей, но штрафы достаточно существенны для того, чтобы стимулировать перевозчика к выполнению требования контракта. 

 - Спасибовамбольшоеижелаемкомпаниямудачи! 


ВСЕ НОВОСТИ