Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль". Платить станем больше. Рост цен на услуги ЖКХ

Платить станем больше. С 1 июля в Подмосковье поднялись цены на жилищно-коммунальные услуги. Тарифы в Подмосковье увеличились в среднем на 8,5%. От чего зависит индексация тарифов и как добиться оказания качественных коммунальных услуг? Об этом поговорим с исполнительным директором некоммерческого партнерства ЖКХ-Контроль Светланой  Разворотневой, это "Интервью 360". 

 - Мы уже привыкли к тому, что услуги, связанные с ЖКХ, дорожают. Но стоит ли ожидать повышения качества? Мы можем как-то избежать столь частого повышения тарифов, или это нереально в наших условиях?

 - С этого года мы действительно будем сталкиваться с тем, что тарифы у нас будут устанавливаться на три года вперед. То есть, здесь уже появляется какая-то определенность. Но неопределенность скорее появляется для инвесторов, потому что улучшить услуги предполагается за счет привлечения бизнеса в эту сферу. А бизнес должен понимать долгосрочные правила игры. И риски. Надо сказать, что с этого года есть еще одна инновация: на федеральном уровне устанавливается общий коридор для каждого субъекта, выше которого не должны расти коммунальные платежи в целом. И у нас есть закон, ограничивающий коммунальный платеж размером инфляции. Подмосковье, кстати говоря, установило в этом году планку все таки меньше, чем инфляция - 8,5%. Это показатель ниже среднего по стране. А дальше каждый регион имеет право регулировать величину увеличения тарифов по каждому ресурсу в зависимости от того, в каком состоянии находится та или иная ресурсоснабжающая организация. 

 - Этот баланс будет справедливым? Не будет ли желания завысить планку, вне зависимости от того, в каком состоянии находятся объекты? 

 - Мне кажется, что по Подмосковью решения достаточно взвешенные, потому что больше всего у нас вырастут тарифы на водоснабжение, на горячее водоснабжение. Это на самом деле то, что у нас находится в очень плохом состоянии. Вы спросили про качество, у нас недавно было принято Государственной думой, но еще пока не подписано Президентом, это 500 федеральный закон, поправки в жилищный кодекс. Там появилась новая графа, в которой сказано о том, что при нарушении качества коммунальных услуг потребитель может обратиться с жалобой, зафиксировав это нарушение. И если это будет доказано, то организация заплатит штраф в пользу потребителя. Раньше эти штрафы тоже были, но они шли в какие-то абстрактные бюджеты, местные, региональные. Сейчас каждый человек, который обнаружил, что у него нарушается качество, может потребовать компенсации. А что такое качество? Это либо перебои в подаче того или иного коммунального ресурса, они зафиксированы в правилах предоставления коммунальных услуг. 

 - То есть, если это вода, она не должна быть ржавой, наверное? Если из крана с холодной водой, то должна течь холодная вода, а не горячая, и наоборот. И куда человек должен обращаться? Насколько этот механизм будет сразу запущен, и можно рассчитывать на то, что справедливость восторжествует и потребитель окажется прав?

 - Для начала он должен обратиться в свою управляющую организацию, если она предоставляет ему этот коммунальный ресурс. А если у него напрямую заключен договор, то в ресурсоснабжающую организацию. Как зафиксировать отсутствие подачи той или иной услуги? Можно позвать представителей той же управляющей организации, чтобы они зафиксировали. Кстати говоря, думаю, что они часто будут вставать на сторону собственников. Либо, если организация не откликается, просто с участием двух соседей подписать какой-то акт. Здесь проще всего зафиксировать перебои. У нас сейчас огромная проблема по области - это отключение горячей воды. Горячую воду не дают дольше, чем положено, дольше 15 дней. Это связано с урегулированием отношений с газовиками. Но на самом деле при принятии законов такого рода нарушения будет выявлять проще всего. И люди, если не реагирует поставщик, не реагирует управляющая компания, могут обращаться в суд. Но это что касается перебоев. Если говорить про качество воды  - это у нас самая больная и тяжелая проблема. У нас вообще в России 85% воды не соответствует санитарным нормам. Выявить это можно только через приглашение представителей Санэпидемнадзора,  либо какой-то специализированной организации, которая возьмет химические пробы. Но, учитывая, что это все связано с очень плохим и изношенным состоянием самих водоканалов, труб, не уверена, что такого рода обращения как-то изменят ситуацию. 

 - В этом и проблема. Еще очень важная тема - почти 2 месяца домами управляют управляющие компании, которые прошли лицензирование. Вы видите уже какой-то результат? Изменилось качество оказания услуг? И те 15-20% управляющих компаний, которые все таки отсеялись в ходе лицензирования, это действительно компании, которые некачественно оказывали услуги? Справедливо, что им не дали лицензии?

 - Все было по закону. Я член лицензионной комиссии Московской области, поэтому могу совершенно ответственно заявлять, что к сожалению те требования, которые предъявлял закон, они соответствовали качеству работы управляющей компании. Потому что было очень много случаев, когда граждане и нам жаловались на управляющие компании. И когда эти компании не перечисляли деньги ресурсникам, был едва ли не единственный показатель, по которому можно было им отказать в лицензировании - это раскрытие информации. И очень часто, если у них там все очень хорошо, было трудно им отказать. В принятом законе очень много недоработок, особенно касающихся этого переходного периода. Поэтому мы сейчас пожинаем эти плоды, в том числе и Подмосковье. Потому что некоторые компании, не получившие лицензии, не ушли, они продолжают управлять домами, считая, что в жилищном кодексе так и сказано: пока конкурс не будет проведен, продолжайте управлять. А муниципалитет, который получил соответствующие разъяснения Минстроя, решил, что надо срочно созвать комиссию по чрезвычайным ситуациям и назначить новую компанию. Поэтому у нас сейчас проблема заключается в том, что у нас на некоторых домах по 2 компании, двойные платежки. И договоры с ресурсниками, которые остались у старых компаний, так быстро не перезаключаются. На самом деле, пока проблем больше, чем преимуществ. Но я думаю, что это такая болезнь переходного периода, и думаю, что месяца через 2 все устаканится, и лицензирование начнет работать так, как оно должно работать. 

 - Кстати, ваша коллега Вера Москвина считает проведенное лицензирование отраслевым геноцидом, имея ввиду, что многих профессионалов все таки с рынка убрали. Вы согласны с таким мнением, или оно несправедливо? 

 - Нет, конечно. На самом деле, для того, чтобы остаться на рынке, нужно было всего ничего - получить квалификационный аттестат, не состоять в реестре дисквалифицированных лиц, быть зарегистрированным на территории Российской федерации и добиться нормального раскрытия информации. Другое дело, что закон все равно нужно дорабатывать. И мы так целый ряд предложений направили уже в Минстрой. Я там еще заместитель председателя общественного совета, мы как раз эту тему подняли. Самая главная наша проблема - это ветхие, аварийные дома, старые, малоквартирные, которые просто в очень плохом состоянии. И для того, чтобы их содержать как-то в соответствии со всеми требованиями, нужны очень большие деньги, и то будут какие-то нарушения. 

 - Кстати, капитальный ремонт. Как вы считаете, будет ли повышаться этот тариф, и действительно ли он будет облагаться налогом?

 - Повышаться, я думаю, все таки будет, потому что как ни крути, существует как минимум инфляция. Налогом не будут облагаться те вклады, которые граждане разместили на специальных счетах. На этот счет есть официальное письмо Минфина. Конечно, есть вопрос о деньгах регионального оператора. То есть, сами деньги, которые идут на капремонт, которые состоят из взносов граждан, они не облагаются налогами, там можно какую-то часть положить на депозит и извлечь дополнительную прибыль и тоже ее вложить. Вот вокруг этих денег сейчас идет спор. Одной рукой у нас бюджет помогает проводить капремонт, дает на это деньги, а другой рукой мы забираем налоги. 

 - То есть, нужно очень хорошо разбираться, чтобы не проиграть в этой игре?

 - Это нужно немножко менять законодательство, и насколько я знаю, сейчас работа над этим идет. 

 - Сложная тема, но хочется верить, что качество оказываемых услуг в сфере ЖКХ будет повышаться, а тарифы, пусть и двигаться вверх, но не такими темпами. Спасибо вам большое за интересный разговор!

 




ВСЕ НОВОСТИ