Александр Бречалов, секретарь ОП РФ. Честные закупки

Демократия участия. В этом году Общественная палата России отмечает 10-летний юбилей со дня своего образования. Чем теперь могут гордиться общественники? И стала ли палата тем самым инструментом взаимодействия общества и власти? Об этом поговорим сегодня с секретарем Общественной палаты, сопредседателем Центрального штаба Общероссийского народного фронта, Александром Бречаловым. Это "Интервью 360".  

 - Общественная палата - это структура, которая должна принимать активное участие в обсуждении важных вопросов и защищать интересы граждан. И с недавних пор члены Общественной палаты в нулевом чтении изучают будущие законопроекты. Насколько это важно и что получается?

 - Если исходить из простого, это когда социально и экономически важные законы, важные для людей, принимаются без обсуждения с обществом. Я благодарен лидеру, президенту России Владимиру Владимировичу Путину, который поддержал наши инициативы и уже во второй раз в своем послании к Федеральному собранию акцентировал внимание на тех самых нулевых чтениях. Это открытые публичные слушания на площадке Общественной палаты России по тому или иному законопроекту до его внесения в Государственную думу, до первого чтения. У нас очень насыщенная в этом смысле программа, это один из трех пунктов, который мы обещали Президенту год назад на встрече с новым созывом Общественной палаты вывести на качественно иной высокий уровень. Нулевые чтения, мне кажется, что нам это удалось. У нас были очень резонансные нулевые чтения и по территориям опережающего развития, и по свободному порту Владивосток, и по экологическим законопроектам. В общем, не было ни одного законопроекта, который прошел бы очень гладко без замечаний и корректировок. Даже последние нулевые чтения по нашумевшему закону "об амнистии капитала", он претерпел серьезные изменения, и я очень доволен, что в первом и втором чтении наши замечания Общественной палаты были учтены. 

 - Общественной палате 10 лет. Какие структурные изменения, какой функционал, может быть, что-то поменялось? Какие вообще заслуги, какие положительные успехи за это время? 

 - На мой взгляд, главное, что удалось сделать - Общественная палата стала действительно открытой площадкой для диалога между обществом и властью. Сейчас наша задача, чтобы этот диалог был качественный не только на федеральном уровне, но и на региональном. Мы уже год работаем в новом составе, и опыт показывает, что не все региональные Общественные палаты являются действительно влиятельными, значимыми, и что там действительно происходит открытый качественный диалог. 

 - В чем КПД региональной палаты? 

 - Безусловно, есть Общественные региональные палаты, которые выстраивают с нами очень плотный и конструктивный диалог, и таких много. С первых дней своей работы я определил и для аппарата Общественной палаты, и ориентировал членов Общественной палаты России, напомню, из них 85 человек - это как раз представители региональных Общественных палат из каждого субъекта РФ, так вот, я ориентировал всех на то, что приоритетом нашей работы должна быть коммуникация с регионами, с региональными Общественными палатами. Потому что только оттуда может поступать качественная обратная достоверная связь. Надо понимать, что любому главе региона очень удобно и выгодно иметь причесанную, лояльную, непротестную общественную конструкцию. Тем более, Общественную палату, о которых говорит Президент России. То есть, у нас есть регионы, где просто по сути происходят назначения. И возглавляют Общественные палаты совсем не лидеры общественного мнения. Очень низкая активность членов Общественных региональных палат, есть такие регионы. Мы стремимся как-то изменить ситуацию, создавая конкурентность в регионе, поддерживая тех гражданских активистов, которые не ангажированы в Общественной палате, но делают конкретные и понятные общественно-полезные, значимые дела. У нас это получается. Посмотреть на Свердловскую область, при всем моем уважении к каждому из членов Общественной палаты, но это был некий клуб избранных, общественников. И все, что было вне, это было про другое. Я был там с визитом, мы очень здорово пообщались с моими коллегами. Теперь это действительно открытая площадка. Теперь это площадка для споров, для критики, для презентаций проектов НКО. К этому мы стремимся, чтобы так было в каждом регионе России. 

 - Как раз об этом. Насколько власть по всей России, по регионам, и исполнительная, и законодательная, прислушивается к тому, что говорят общественники?

  - По большей части это декорации. Для того, чтобы можно было сказать: послушайте, вот я принимаю решение, я посоветовался с общественниками. А общественники хлопают в ладоши, в стиле "Славься Царь", поддерживают практически все, что глава региона говорит. Это в большинстве случаев. Поэтому ситуацию эту нужно, конечно же, ломать. Мы сейчас работаем над модельным законом о региональных Общественных палатах. И в первую очередь работаем над форматом формирования общественных палат, чтобы они были более независимы. И с другой стороны мы, как федеральная Общественная палата, ставим определенные оценки, комментируем какие-то решения или бездействия наших коллег в регионах. 

 - Помимо того, что вы секретарь Общественной палаты России, ещё и сопредседатель Центрального штаба Всероссийского народного фронта. Еще одной организации, созданной Президентом. И ваша активность, ваша статусность, Народного фронта даже выше получается, чем эффективность Общественной палаты. В чем разность этих двух организаций? 

 - Общероссийский народный фронт (действительно, лидер Фронта Владимир Владимирович Путин) имеет конкретные направления работы. Они формализованные, у них есть названия. Первое - это независимый мониторинг исполнения указов Президента, и я курирую его как сопредседатель Фронта. Второе - это борьба с коррупцией, "За честные закупки", с расточительством, с нарушением закона о закупках. У нас сейчас появился еще один очень серьезный проект - это экология и проблема вырубки лесов, варварские вырубки лесов. И всё. Общественная палата - это абсолютно открытая площадка, открытое «единое окно» для любых проблем. Мы работаем с людьми индивидуально по каждой проблеме, с ассоциациями, с союзами. 

 - Упомянутый вами антикоррупционный проект приводит региональных лидеров в ужас. Буквально напрямую связывают отставки глав Брянской и Сахалинской областей с вашими закрытыми докладами Президенту.  

 - И открытыми, и закрытыми. 

 - Эффективная работа. Но почему за 10 лет у Общественной палаты не получилось такой эффективности? 

 - Я не могу сказать. Я все это время занимался бизнесом. Мне было поручено Президентом заниматься проектом "За честные закупки". Для меня, как для предпринимателя, очень важен не процесс, а конкретный результат. Мы его добиваемся. Результат уголовных дел по отношению к Хорошавину и Денину - это не результат. Это некий PI, это не в актив, не звездочка на фюзеляж. Результат - это новая культура бюджетного планирования, бюджетных трат. Когда люди не стесняясь, покупают раковины от Cavalli за 10 тысяч евро и унитазы за 250 тысяч рублей, машины за 10 млн рублей, икорницы, салатницы за 90-100 тысяч рублей - это хамство, это отсутствие культуры, уважения. И эти люди потом еще бьют себя кулаком в грудь и пытаются петь гимн России. 

 - Впереди новое десятилетие. Какое будущее у Общественной палаты? Подытожим. 

 - Светлое. 

 - Какие перспективы? Планы?

 - Если оценивать реально статус и значимость Общественной палаты Российской федерации, то мы еще очень далеки от того, чтобы поднять бокал и выпить. Ни один закон не должен, даже мысли у депутата не должно быть внести закон в первое чтение, и у правительства, не обсуждая его с Общественной палатой России - это раз. Далее, мы должны быть главным драйвером конкуренции общественно-политической деятельности в регионах - это крайне важно. Потому что во многих регионах перетасовка одних и тех же лиц: родственники, кумовья, друзья и знакомые. За многими из них нет никакого содержания, нет бекграунда в качестве успешных предпринимателей или успешного общественника, который, например, как проект "Аистенок" в Свердловской области - 150 матерей, которые попали в трудную жизненную ситуацию, им помогли. Вот эти люди почему-то остаются за бортом властных структур, муниципальных, законодательных. Наша задача - помогать им в полный рост участвовать и конкурировать за места в законодательных и исполнительных органах власти. Вот тогда мы можем действительно гордиться ролью общественной палаты. Пока это не так. Очень много работы, надеюсь, что ситуацию к 2017 году мы поправим. 

 - Вы были откровенны, спасибо! 




ВСЕ НОВОСТИ