Евгений Миронов, народный артист России. Фестиваль театров малых городов

Фестивальтеатров. ПочемувэтомгодучестьпроводитьстользначимоемероприятиевжизниРоссиивыпалоименноподмосковномунаукоградуДубне? ОбэтоминетолькопоговоримснароднымартистомРоссииЕвгениемМироновым, это"Интервью360". 

 - Итак, фестивальстартовал27 числа, онужеXIII.  Чтодлявасзначитэтомероприятие, скореенекакдляхудожественногоруководителя, акакдляактера?

 - Я жду каких-то открытий. Этот фестиваль театров малых городов, он для нас приоритетный. Потому что мы взяли на вооружение поддержку театральной провинции, особенно в театрах малых городов. Там жизнь сложнее, поддерживают их иногда меньше, не понимают до конца, для чего вообще нужна культура, особенно в таких малых городах. Мы этим занимаемся долго, планомерно, терпеливо. Мы посылаем в эти города молодых режиссеров, которые делают там какие-то заявки, потом из этого прорастает спектакль, который мы приглашаем на наш фестиваль. Таким образом уже за 13 лет фестиваль приобрел достаточно высокий серьезный статус, потому что лауреаты этого фестиваля стали любимыми не только в тех городах, где они находятся, но и по всей России, в том числе за рубежом. Они участники многих зарубежных фестивалей. В том числе фестиваля Золотая Маска, нашего всероссийского фестиваля, стали лауреатами. И еще одна важная вещь: этот фестиваль стал неким инструментом для поднятия инфраструктуры. Само по себе важно, чтобы театральная жизнь и профессионализм этих театров повышался. Это первое. А второе - нам важно обратить внимание властей города и самого государства на театральную жизнь в провинции. И мы очень переживаем, волнуемся и действуем так, чтобы положение того или иного коллектива улучшилось. Очень многие театры уже переоборудованы современным образом. Внимание к ним обратилось, и я считаю, что это одна из заслуг нашего фестиваля. Мне это очень приятно. 

 - Кстати, фестивальужевторойразпроходитнатерриторииМосковскойобласти. ВпрошломгодуэтобылаКоломна, наэтотразвывыбралиДубну. Почему? Втомчислеииз-заинфраструктуры, окоторойвытолькочтоговорили? Публика, можетбыть, другая? Наукоград?

 - Другая. Обычно мы приезжаем в те места, где наиболее сложная ситуация. В том числе в отношении к культуре. Для того, чтобы каким-то образом реорганизовать это. Но в данном случае, я могу вам сказать, здесь очень хорошо. Это очень внимательное место. В Коломне был настоящий праздник, не только для участников фестиваля, но и для зрителей. Они очень тепло принимали и для них это был настоящий праздник города. И мы подумали, почему бы не провести еще раз фестиваль в Московской области, тем более, если такое отношение губернатора - очень внимательное, серьезное, без всякой пены. Просто Андрей Юрьевич Воробьев для меня очень сильно отличается от представителей такой же должности в других регионах тем, что он понимает значимость культуры. Не все до конца понимают это. Я прошел большой путь и могу об этом говорить.  

 - Ваместь, счемсравнивать. Кстати, можноуточнить, вашацитата, что"втяжелыйгодМосковскаяобластьсмогланасподхватить". ПочемугодтяжелыйивчемименновасподхватилаМосковскаяобласть?

 - Год тяжелый, потому что он тяжелый. В экономическом плане. Мы понимаем, что происходит в стране. Этот фестиваль малых городов существует на деньги не только Министерства культуры, которое нас поддерживало все эти годы, но и на деньги того места, куда мы приезжаем. Региональные деньги. И важно, чтобы он прошел в том же объеме, как мы себе предполагаем. Все участники, а это больше 200 человек, приезжают со всей России, география очень обширная, от Комсомольска-на-Амуре до Калининграда, до Калининградской области. И в этот тяжелый период Московская область сказала, что готова принять фестиваль. Для нас это важно. Что будет в следующем году, я не знаю. У нас  уже  есть предложения, но как будет развиваться ситуация, никто не знает. 

 - ЭтоможетбытьопятьМосковскаяобласть? 

 - У нас есть планы не только на Московскую область. Важно продолжать линию, которую наш театр и поддерживает. Мы должны ездить в театры, которые особо нуждаются в какой-то нашей поддержке. 

 - Долженбытьстимул. Выужесказалиоширокомгеографическомохватеучастников, сколькоихнаэтотраз? Язнаю, чтопобедителейдолжнобытьдвое, этодваспектакля. Какбудетеотбирать, покакимкритериям? Начтобудетеобращатьвниманиевпервуюочередь?

 - Отбираю не я, а профессиональное жюри, которое возглавляет Игорь Костолевский. 

 - Нокритериивамизвестны?

 - Критерии известны, критерий один - талант. Поэтому, будет один победитель, два - мне не известно. Это будет исходить из ситуации, которую мы на сегодняшний день имеем. Представлено большое количество, 14 театров, спектаклей как большой, так и малой формы. Если это будет талантливо, будут победители как в малой, так и в большой форме. Если это будет сложнее, значит, будет один победитель. Может быть, не будет вообще ни одного победителя. Все очень честно!

 - Такоебыловвашейистории?

 - Нет, пока еще не было! Не оскудела талантами наша земля! 

 - Главныйстимулдляпобедителей, эточто? ПотрадициипредставлениефестивалянасценеТеатранацийичтоеще?

  - Конечно, для победителя важно быть представленным на такой большой сцене. Большая сцена всегда считалась московской. Поэтому Театр наций предоставляет такой шанс для победителей фестиваля. Но я вам скажу еще больше: так уже бывало, что мы приглашаем режиссера, который ставил спектакль-победитель, поставить уже на сцене, на площадке Театра наций, с артистами, которые уже пройдут кастинг и т.п. То есть, таким образом это стимул для режиссеров, чтобы следующий шаг был уже в Москве. А дальше - как сложится судьба!

 - Фестиваль- этонетолькотеатральнаяплощадка, гдемолодыеактерымогутпоказатьсебя, ноипрофессионально-образовательнаятерритория, гдеониещенабираютсяопыта. Язнаю, чтоэтапрограмматожеоченьобширная. Чтовэтомгодуполучатучастникикромевозможностипредставитьсебянасцене?

 - У нас уже достаточно большая образовательная программа. Есть мастер-классы для артистов, разное сценическое движение, сценическая речь, актерское мастерство. С недавнего времени мы стали практиковать мастер-классы не только для артистов, но и для режиссеров,  для драматургов и директоров, потому что появились многочисленные новые законы, в том числе об экономических каких-то делах. Важно, чтобы чиновники объяснили и разъяснили, как действовать в нынешней ситуации. И это мне кажется тоже очень важный момент. 

 - ГостевойспектакльвисполненииЧулпанХаматовой. ПочемуименноЧулпан, почемуименнотакоенепростоепроизведениепоЦветаевойиАхмадулиной, какбылсделанэтотвыбор?

 - Непростой выбор. Открытие фестиваля предполагает некий праздник. И некую легкость. Но я знал об этом концерте-спектакле Чулпан Хаматовой давно, я понимал, что это очень серьезное и сложное "тело". 

 - Иничегопраздничного. 

 - Ничего праздничного. Это какая-то очень высокая нота. И я подумал: почему бы нам всем не погрузиться и не подумать о чем-то таком? Это на самом деле планка. Для меня это тоже было открытие. Я Чулпан знаю давно, она моя любимая не только актриса, но и партнерша в том числе. Для меня это было открытие. И таких открытий, как сегодня, я жду от участников фестиваля. 

 - Чтовасцепляет, какзрителя, когдавынаходитесьподругуюсторонусцены?

 - Я все применяю к самому себе. Дальше уже, может быть, перекладываю на другое. Я думаю, как мне завтра выйти на репетицию. Меня это сегодня так сильно вдохновило, а завтра у меня репетиция в 9 утра. И я сейчас очень воодушевлен. 

 - Хочется, чтобыэтотфестивальподарилнашемуроссийскомутеатрумноготалантливыхактеров. Нуиконечноже, новыхидейвам! Спасибобольшоезаинтересныйразговор!


ВСЕ НОВОСТИ