Александр Бречалов, сопредседатель центрального штаба ОНФ. Под контролем

- Майские указы. Время подводить итоги или как органы исполнительной власти выполняют поручения Президента. Об этом мы поговорим с сопредседателем центрального штаба Общероссийского народного фронта и секретарём Общественной палаты Александром Бречаловым. Это "Интервью 360". 

 - Александр Владимирович,  в начале мая вы достаточно жестко высказались о том, что буквально только 20% из всех поручений Президента качественно выполнены. Это общая оценка по стране? Не слишком ли критичное заявление?

 - Жесткость тут в силу того, что сама по себе цифра выполненных поручений Майских указов Президента очень небольшая. Это объективная реальность, это не мои личные выдумки, это непосредственная оценка людей, граждан, о реализации тех или иных поручений. Мало того, мы взаимодействуем с контрольным управлением Администрации Президента, г-ном Чуйченко, и в 90% наших выводов у нас информация сходится. Поэтому жесткость здесь не в самой тональности, а в итоговых цифрах. К сожалению, ситуация именно такая. 

 - Давайте тогда по конкретике. Послание Президента: Майских указов 142, если я правильно помню. 

 - Нет, их больше. Вообще, Майских указов больше 400. Напомню предисторию: 2013 год, 5 декабря, первый Форум действий Общероссийского народного фронта. Лидер ОНФ - Владимир Владимирович Путин поддержал нашу инициативу, которая была связана с тем, что ОНФ официально включился в работу по мониторингу исполнения указов Президента. Это означает, что, перед тем как Правительство снимает с контроля то или иное поручение, считая его выполненным, оно направляет свои материалы, доклад, в Общероссийский народный фронт. И ОНФ оценивает, основываясь на своих данных и данных экспертов, насколько оно действительно выполнено. За 2014 год мы провели анализ 144 докладов Правительства Российской федерации. Соответственно, 144 поручения планировалось снять с контроля. Мы не поддержали снятие с контроля 114 поручений, мы считаем, что они не выполнены. 

 - Какие по вашему мнению поручения выполнены качественно и какую сферу жизни государства они затрагивают?

 - То, что выполнено - это, безусловно, рождаемость, она повысилась. И мы действительно наблюдаем то, что те федеральные целевые программы (материнский капитал, различные субсидии, кредитные программы, поддержка через некоммерческие организации "Материнство и детство") дали за достаточно короткий срок абсолютно конкретный результат. Напомню, Майские указы Президент издал 7 мая 2012 года, после своего избрания. Второе - средняя продолжительность жизни. Мы перешагнули, наконец, рубеж 70 лет, и это тоже безусловное достижение. Младенческая смертность так же снизилась в разы, и это поручение исполняется. При этом не исполняются поручения, начиная от самых элементарных, например, было поручение, в тексте которого требовалось всю информацию о ходе исполнения Майских указов вывешивать на сайте в открытом доступе. Оно не выполнено, и для меня загадка, почему. Оно должно было быть выполнено к 1 августа 2013 года. Снижаются темпы по многим поручениям, которые затрагивают напрямую людей. В частности поручение о снижении смертности  в результате ДТП. С 2007 по 2009 было резкое снижение смертности  с 18,5 случаев на 100 тысяч эпизодов до 14,4. Но за последнее время мы примерно балансируем на той же самой отметке, и это катастрофически высокий показатель для большей части цивилизованных стран. Ситуация предельно простая, ОНФ каждое свое заключение подкрепляет не только мнениями экспертов, но самое главное - мнением наших народных экспертов. Мы буквально к 7 мая запустили интерактивную карту. Это поручение, которое должно было быть сделано Правительством, его сделал Народный фронт. По каждому региону в этой живой интерактивной карте можно войти в регион, в любое из указов и поручений, посмотреть, как оно выполняется. Мало того, там приведены соответствующие комментарии экспертов и граждан. Я считаю, что в этом направлении ОНФ крайне эффективен. Мы являемся некой альтернативной точкой зрения для Президента. И закрытая часть обсуждения на комиссии 7 мая по указам показала, что мы на правильном пути, потому что Владимир Владимирович по большей части нас поддержал. 

 - Но вы не поддержали, как сами говорили, снятие с контроля более 100 поручений?

 - Да, за 2014 год 114 поручений мы не сняли с контроля. 

- Не кажется ли вам, что сейчас в наше сложное экономическое время  будет трудно с финансированием при такой позиции? Тем более, с учетом, что еще в марте в Госдуме обсуждали поправки Минфина о сокращении расходов на реализацию Майских указов аж на 150 млрд рублей. 

 - Глупость полная. У нас по большей части поручений, указов Президента нет никаких препятствий для их исполнения. Никаких. Большая часть поручений обеспечена необходимым финансированием. Например, переселение из ветхого и аварийного жилья, программа исполняется полностью. Нет никакого секвестирования бюджета. А если мы будем еще более эффективно использовать эти средства, то мы можем и досрочно исполнить это поручение. Но здесь возникает другая проблема, почему ОНФ не снимает с контроля: основные критерии, исполнено поручение или нет, они касаются сухой статистики - срок, объект и всё. Практически ни по одному поручению нет такого критерия, как качество. Возьмем переселение из ветхого и аварийного жилья. У нас есть живой действующий реестр нового ветхого и аварийного жилья. То есть, за бюджетные деньги построено жилье, куда должны быть переселены люди из аварийного жилья, а в нем нельзя жить. 

 - Это правильная цифра, что в 12 регионах это поручение вообще не выполняется, это саботаж?

 - Сейчас об этом скажу. Давайте о реестре. 24 региона, 68 объектов. Этот реестр, к сожалению, растет, с Минстроем мы его отрабатываем по каждому объекту, по каждому дому. Я так думаю, что впереди у нас еще и уголовные дела по отношению к исполнителям и заказчикам. Потому что налицо не то что неисполнение, а намеренное неисполнение, некачественное строительство. Поэтому эту ситуацию мы будем доводить до конца. А по аварийному жилью вы правы, в 12 регионах программа не выполняется. Более чем в 20 регионах пока, на 2015 год, не сформирована финансовая составляющая для реализации этой программы. Поэтому я думаю, что мы в 2015 году, если сейчас не изменить ситуацию, подойдем к тому, что у нас больше 30 регионов не будут выдерживать и выполнять эту программу. Да, эта проблема есть. 

 - Один из главных проектов Народного фронта "За честные закупки". Очень хорошее и эффективное действие. А какие еще могут быть интересные меры в плане борьбы с коррупцией? 

 - Основополагающий принцип борьбы с коррупцией - это эффективный механизм общественного контроля. Как только граждане понимают, что их участие, их активная позиция не уходит в песок и имеет некий КПД, они все более и более активно вовлекаются в этот процесс. Так происходит во всем мире. Поэтому по отношению к чиновникам  - высочайшая степень активности общественного контроля.  Это происходит со стороны ОНФ, поэтому мы видим эти резонансные истории и результаты. Могу сказать, что по сравнению с 2014 годом в 2015 году кратно меньше объем закупок дорогостоящих автомобилей, чартерных перелетов и предметов роскоши. Это говорит о том, что наша работа достаточно эффективна, и чиновники, сотрудники госкомпаний понимают, что рано или поздно это все будет предано огласке. И все это будет публично. Поэтому это основополагающий принцип. Ничего  дополнительного, каких-то форумов, конгрессов и конференций - ерунда полная. Мы столько говорим о коррупции, о борьбе с ней, а дело так и было только на уровне разговоров. Только активное вовлечение граждан, безусловно при поддержке лидера страны!

 - Это было очень откровенное интервью. Спасибо! 

 

 


ВСЕ НОВОСТИ