Александр Двойных, депутат Мособлдумы. Подмосковные товары в торговых сетях

СделановПодмосковье. Почемужителиобластипрактическилишенывозможностипокупатьпродукциюрегиональногопроизводителя, икаккрупныеритейлерынарушаютзаключенныеранеедоговоренности? ОбэтоминетолькомыпобеседуемсдепутатомМосковскойобластнойдумыАлександромДвойных, это"Интервью360". 

 - Вмосковскойобластипроизводитсядовольномногопродукции, ясейчасговорюопродуктахпитания, новмагазинахихнайтинетакпросто. Счемэтосвязано?

 - Во-первых, хочу отметить, что их сложно найти в крупных сетевых магазинах. Во-вторых, нам приходится констатировать пока наличие недобросовестной конкуренции в крупных сетевых магазинах на территории Московской области. Вы правильно сказали, в области находится  огромное количество сельскохозяйственных предприятий. У жителей Подмосковья появилась потребность в покупке именно подмосковных продуктов. Это связано и с санкциями, это был нормальный естественный ответ общества на санкции, которые были введены против некоторых Европейских стран. Люди хотя поддержать своего производителя. Более того, СМИ Московской области, в первую очередь телеканал 360° очень много показывает про производство, которое находится в Подмосковье. Губернатор открывает предприятия, мы рассказываем про наших сельхозпроизводителей. На территории Московской области есть и общероссийские бренды, такие как "Рузское молоко»," Можайское молоко". У нас много хороших хлебокомбинатов. Но при этом, если в маленьких несетевых магазинах, количество которых с каждым годом уменьшается, мы эти продукты видим и можем найти, то в крупных сетевых магазинах они отсутствуют. 

 - МожноувидетьтоварыизКалужскойобласти, Тверской, нонеПодмосковья. Насколькоязнаю, ПравительствоМосковскойобластизаключилосоглашениескрупнымиритейл-сетями, чтотампрописано?

 - Есть соглашение, оно утверждено постановлением Правительства Московской области. Там оговаривались условия, что в рамках антимонопольного законодательства, там есть отдельный пункт, который говорит именно о том, что опираясь на спрос потребителей, в сетях должны быть представлены именно региональные продукты. Мы этот спрос фиксируем, но при этом видим, что нет предложения. 

 - Гдеидетэтотразлад? Гденарушаетсяэтацепочка?

 - С нашей точки зрения тут просто недобросовестная конкуренция. Законодательство Российской федерации постоянно борется с этим. С ретробонусами, с выплатами за вхождение на полки. Но сети постоянно меняют правила и постоянно есть завуалированные платежи за вхождение на витрины. 

 - Например, какиеусловиясуществуютдлязарубежныхпоставщиковидляподмосковных?

 - Подмосковные поставщики характеризуются тем, что они не могут работать на территории всей Российской федерации. Это все таки более компактное производство, которое интересно именно в Подмосковном регионе. Естественно, есть производители, например даже хлебобулочной продукции с очень высоким сроком хранения, которые работают на территории всей России. Естественно, эти компании обладают совсем другими финансовыми возможностями и могут проплачивать вхождение на полки. То есть, сегодня ритейлер не выставляет продукцию, которая интересна покупателю и не покупает её, а потом продает, а фактически сдает в аренду производителям места у себя в магазине. 

 - Получаетсязамкнутыйкруг: мыхотимпокупатьподмосковнуюпродукцию, мыприходимвмагазин, ееневидимивынужденыпокупатьпродукцию, кпримеру, зарубежную. Чтосэтимможносделать?

 - Мы будем очень жестко защищать, во-первых, интересы наших потребителей, во-вторых, интересы наших производителей, которые дают рабочие места, и выплачивают налоги в бюджет Московской области, на которые мы потом строим детские сады, ремонтируем школы, производим инфраструктурные изменения. И конечно, мы будем жестко отстаивать интересы и наших производителей, и наших жителей, которые хотят покупать подмосковную продукцию. 

 - Многиеэкспертывсвязиссанкциямиговорилиотом, чтоэтостимулразвиватьсвоепроизводство. Получается, чтотакаясхеманеработает?

 - Не работает. Во-первых, мы от Московской областной думы выходили с федеральной инициативой по защите российских производителей, которая обязывала бы сети иметь  российских товаров на полке не менее определенного процента. Там есть некие нюансы противоречия с федеральным законодательством. Я думаю, что сейчас отличное время снова сесть за этот законопроект. Во-вторых, говоря про имортозамещение, мы производим достаточное количество продукции. Но есть проблемы с оптом, когда наши производители не могут продать продукты, потому что есть оптовые базы, которые заинтересованы в покупке импортных только за счет того, что эти базы иногда принадлежат не российским предприятиям. Мы производим хорошую, качественную, недорогую продукцию, но сельскохозяйственник не может ее сдать. И то же самое сегодня происходит сегодня с уже произведенной продукцией. Когда мы ее произвели, мы не можем ее поставить на полки и прилавки…

 - Потомучтоонанеготова, онанеимееттоварныйвид! 

 - Нет! Подмосковная продукция имеет замечательный товарный вид!

 - Яимеюввидутужеупаковку. Нужнопродукциюпомыть. Этовоттебазы, осозданиикоторыхсейчасидетречьвМосковскойобласти. 

 - Именно. Но это мы говорим об опте. И мы должны создать институт формирования справедливой цены на подмосковную продукцию. Это если говорить об опте. Но сегодня у нас тема все таки уже о розничной продаже, с которой у нас тоже есть проблемы. 

 - Допустим, алкогольнаяпродукция. ВМосковскойобластиеепроизводятвдовольнобольшомколичестве. Ивпринципе, этокачественнаяпродукция. Вэтомсегментетожесуществуеттакаяпроблема?

 - Серьезнейшая проблема. Мы заходим в магазин и невооруженным взглядом, даже не надо как-то проверять наличие товара на складе, видно, что подмосковной, в том числе и алкогольной, продукции нет. Из-за чего это происходит? Во-первых, целый ряд субъектов своими бюджетными деньгами фактически субсидируют своего производителя. То есть, выстраивают грантовые схемы, при которых крупные налогоплательщики потом как грантополучатели возвращают эти деньги назад, что порождает опять же нездоровую конкуренцию и опускает себестоимость производства на других территориях. Мы не позволим, чтобы эта недобросовестная конкуренция перекидывалась и на подмосковный рынок. Конечно, крупные магазины привили новые стандарты обслуживания, культуру обслуживания, но при этом они закрыли свои прилавки для подмосковных производителей. И у нас достаточно ресурсов для того, чтобы рассказать и напомнить о нашей договоренности и заставить ее соблюдать. 

 - Еслибратьхлебобулочныеизделия, выужеупоминалиобэтом, допустимрегиональнымпоставщикамзаказываютбольшоеколичествохлебобулочныхизделий. Нонепроданныебулкивозвращаютпоставщикамобратно. Этоужеиспорченнаяпродукция, этоубытки, этосерьезныецифры. Какздесьбыть, еслиговоритьосотрудничествесзарубежнымипоставщиками, тотамвсеналажено, инеидетречь овозвратепродукции?

 - Во-первых, надо сказать, что там продукция имеет намного большие сроки хранения. И тут же чудес не бывает, чем больше срок, тем они менее полезны и более дешевы за счет этого. Мы говорим: давайте дадим возможность нормально конкурировать. Мы не против того, чтобы были долгосрочные продукты, потому что потребитель должен иметь выбор. Но сегодня, приходя в крупный супермаркет, у него выбора нет. Он вынужден покупать ту продукцию, которую ему навязывает продавец. И нас, естественно, это не устраивает. Ни со стороны производителя, ни со стороны потребителя. То, что касается оплаты товаров, в том законопроекте, о котором я говорил, который мы готовили для внесения в Государственную думу, там есть в том числе и сроки оплаты товара. Это тоже серьезнейшая проблема. Потому что сегодня ритейлер, крупный сетевой магазин, берет продукцию, выставляет ее у себя на полке, продает потребителю. И только через определенное количество дней, например, через 5-10 дней возвращает эти деньги, фактически пользуясь этими деньгами еще на протяжении достаточно длительного периода. Это неправильно. Такими  отсроченными платежами мы ставим в очень сложное  положение производителя, который выпустил продукцию, поставил ее, продавец ее в магазине продал, но возврата денег не происходит, что еще удорожает производство. Поэтому с моей точки зрения этот рынок требует регулирования. Не повсеместного, конкуренция должна оставаться.  Но конкуренция должна быть добросовестная. А это уже наша ответственность, органов государственной власти, которые обязаны ее обеспечить. Я очень рад, что у нас в Подмосковье мы сегодня сдвинулись по системе оптово-распределительных центров, и сегодня есть позиция субъекта о том, что мы должны дать возможность нашим производителям войти в оптовые предприятия и формировать справедливую цену, а не ту, которую назначает крупный оптовик. И то же самое касается розничных продаж и наших прилавков, они будут доступны для подмосковных производителей. Это наша четкая позиция и мы будем добиваться реализации тех пунктов соглашения, о которых я сказал. 

 - СпасибоВамбольшоезаинтересныйразговориудачи!


ВСЕ НОВОСТИ