Константин Хабенский, народный артист России. Время читать

"Времена года в Подмосковье. Время читать". Восхитительный жанр  музыкальной эксцентрики в городе Видное, или как объединить Франца Шуберта с Альбером Камю на одной сцене? Об этом поговорим с Народным артистом России Константином Хабенским, это "Интервью 360". 

 - "Калигула. Карнавал животных". Это Ваш совместный необычный проект с Юрием Башметом. Но это уже не первый пример вашего сотрудничества. Как вообще возникла идея встретиться на одной сцене в абсолютно разных жанрах?

 - Идея возникла в свое время, давным-давно, у Чулпан Хаматовой. Фонд "Подари жизнь» в один из благотворительных вечеров свел меня на одной сцене с Юрием Абрамовичем. И именно Шуберт, Малер, и это было мое предложение - попробовать положить на эту музыку  слова из пьесы Камю "Калигула", и мы сделали такой пробный заход в этот материал. И оба получили огромное удовольствие. И более того, зритель тоже получил удовольствие. И я слышал мнение, что это имеет право на жизнь. И с тех пор мы начали работать и сочинять. Сначала доработали вот эту историю, связанную с Шубертом и Камю. Потом перешли к "Карнавалу животных", потом стали еще делать, Маяковского, Прокофьева и т.д. 

 - Дальше - больше. Наверняка есть еще идеи?

 - Идеи есть, не хочется повторяться. К сожалению, не так много опыта в этом направлении, но все, что мы делаем, мне кажется, это не повторы, а это какие-то новые-новые шажочки, новые грани, эксперименты. Иногда это одноразовые истории. Но большая часть, процентов 95, это все таки истории с продолжением. 

 - Но тем не менее, "Калигула" - это для  Вас не новая история, потому что еще в прошлом веке Вы играли в театре Ленсовета. И для Вас эта роль стала значимой, потому что это позволило Вам утвердиться в пятерке лучших театральных актеров России. Что для Вас значило выйти на сцену с симфоническим оркестром, первый раз? Ведь, как мне кажется, это должно отвлекать? 

  - Отвлекать что? Симфонический оркестр? Нет, это наоборот максимальная концентрация. Потому что это не шумовая фонограмма, и не просто какие-то звуки, а это все таки (я вам открою тайну) достаточно серьезная математика, чтобы положить слова в определенные паузы и на определенные ноты. 

 - Читала интервью Юрия Башмета, он говорит о том, что Вам удалось сделать практически невероятное, Вы выучили наизусть музыку. То есть, для того, чтобы попадать в ритм, для того, чтобы дополнять и получить тот эффект, о котором мы сейчас говорили. 

 - Вы не поверите, но условия нашей профессии, одно из условий, состоит в том, чтобы знать не только свой текст, но и текст партнера. В данном случае партнером является Юрий Абрамович  и его прекрасный оркестр. Поэтому я, хочешь не хочешь, должен знать наизусть эту музыку, правда, не зная нотной грамоты. Единственное что, тут бы я был более ловок, если бы я знал, с каких нот начинается, где повторы и т.д. Но так да, я выучил все это. Это большая домашняя работа, но она позволяет уже где-то быть максимально точным, в каких-то музыкальных фрагментах, а где-то позволить себе шалить и удивлять и Юрия Абрамовича, и весь оркестр. 

 - Экспромта много бывает?

- Мы этим грешим, да. Импровизацией и экспромтом. 

 - Как решаете, что играть, что читать?

- Если это нравится, если такого еще не делали, если это вызывает творческий зуд, значит, мы беремся за это. Если остаемся с холодными носами, значит, проходим мимо. 

 - Этот год в России объявлен годом Литературы, и проект, фестиваль, который проходит в Московской области, он тоже посвящен и популяризации чтения, литературы. Такой подход,  как Вы считаете, это хороший способ донести до аудитории, что нужно читать? Или Вы не считаете, что эта проблема существует, и все утрируется?

 - Проблема с чтением всегда была и остается. Потому что любому нормальному человеку свойственна лень, ему хочется полежать, поваляться и ничего не делать. Это нормально. Другое дело, что если его заражают чтением, историей и эмоцией, то любой нормальный человек поведется на эту приманку, на эту удочку и начнет читать. 

Поэтому я считаю, что подобные эксперименты, программы, как ни назови, они не только информационные, они еще и эмоциональные. Наверное, в этом огромный плюс того, что мы делаем с Юрием Абрамовичем. Это не просто голый текст и голая музыка. Это текст, соединенный с музыкой, который несет определенные эмоции. 

 - "Времена года в Подмосковье. Время читать". Вот время читать - можно определить, что здесь и сейчас? Или же нужно как-то призывать, есть ли для этого время?

 - Самое главное найти для этого время. И самое главное - найти ту литературу, которая бы заставляла тебя искать для себя это время для чтения. Потому что иной раз не самая лучшая литература, или ты не готов, тут много факторов. Либо тебя погружает и ты выискиваешь 5 минут свободного времени, чтобы в промежутке дочитать главу, начать следующую, чтобы бурлить ею и ждать, когда же у тебя появится следующая пауза, чтобы дальше узнать эту историю. Либо ты наталкиваешься на что-то неинтересное, и это отбивает всякое желание. Тут очень важно еще иметь хороших учителей и наставников, не побоюсь этого слова. В любом возрасте можно иметь учителей и наставников, для того, чтобы тебя направляли на правильную, интересную литературу. Если есть желание. 

 - Признайтесь, удается почитать на досуге? 

 - Признаюсь. Удается почитать. Конечно, очень много это связано с профессиональной деятельностью: это и сценарии, и пьесы, и т.д. Но все таки удается почитать и художественную литературу. 

 - У Вас по России открываются детские творческие студии. Они есть в Казани, Санкт-Петербурге, в Воронеже. Если говорить о цели, которую Вы преследуете. Для чтения, для подрастающего поколения, что Вы хотите донести, самое главное? 

 - Самая главная задача всех студий творческого развития - выпустить из стен студий, стен школы,  в большую жизнь молодых людей, которые не боялись бы  проявлений своих эмоций. Не боялись бы иметь собственное мнение. Умели бы высказывать это мнение. Не боялись бы читать, не боялись бы совершать ошибки. Людей, которые просто не боялись бы. Это самая главная задача наших студий. 

 - Если говорить о Подмосковье,  у нас достаточно много площадок для развития творчества, для работы с детьми, не важно, это литература, чтение или это какие-то театральные постановки. Вы видите свою работу в рамках нашего региона?

 - Да, я безусловно вижу свою работу, то, что связано со студиями творческого развития. Как и во многих других регионах нашей страны, то, что сейчас происходит, города или области уже сами обращаются с просьбой открыть в таком-то городе, в таком-то месте студию и помочь организовать подобный центр творческого развития. 

 - Если говорить о том, где Вы себя видите в дальнейшем. Это все таки театральная сцена, кино, реклама? Что Вам ближе, это работа с детьми и творческие студии, или это что-то собирательное?

 - То, что интересно, там я и буду. Если что-то вдруг превратится в рутину, либо внутри меня, либо я увижу, что сам проект и его участники уже иссякли и нет дальнейшего движения, значит это закроется. Это касается любых направлений - и кино, и театра, и студий. Пока это интересно, пока на это хватает сил, я этим занимаюсь. Мне интересно. 

 - Если говорить о дальнейшем сотрудничестве с Юрием Башметом, возвращаясь к этой теме, какой это проект?

 - Мы сейчас прямо перед вами стояли и обсуждали два новых проекта. Я не буду сейчас говорить, я не из тех, кто начинает заниматься PR-ом прежде, чем заканчивают и показывают на зрительский суд какие-то новые работы, но это два очень интересных, новых, больших, может быть, даже международных проекта.    

 - Которые обязательно покажете и на территории нашего Подмосковья?

- Конечно!

 - Спасибо Вам большое за интересный разговор. Будем ждать новых работ и будем удивляться!

 

 

 

 




ВСЕ НОВОСТИ